Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост"

Разделы: Начальная школа


Цели: ознакомить учащихся с творчеством Д.М. Мамина – Сибиряка; развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; прививать любовь к животным, природе.

Оборудование: портрет автора, рисунки к сказке, аудиозапись сказки (по возможности), аудиозапись «Спор Маши и Вити», учебник «Литературное чтение 3 класс» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, толковый словарь.

Ход урока

I. Организационный момент

– Послушаем песню «Спор Маши и Вити» и скажите, о чём они спорят (слушание аудиозаписи).

II. Введение в тему

1. Предварительная беседа.

– О чем ведут спор Маша и Витя?

– А что же такое сказка? (Сказка – это когда происходят чудеса)

– А вот как говорится об этом в словаре.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики. В сказках всегда назидательный смысл.

Сказка – повествовательное народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.

Мы сегодня начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название.

Что значит «литературные сказки»?

Прочитаем об этом на странице 180. (Чтение по ролям заранее подготовленными учащимися.)

2. Беседа после чтения.

– На какие две группы разделены сказки? (Сказки разделили на 2 группы: народные и литературные, или авторские)

Как их различить? (Народные сказки появились давным – давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. А записывать и печатать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка – это сказка особая. У нее есть автор).

– А чем отличается народная сказка от литературной? (беседа и работа по таблице)

Народные Литературные
  1. Автор – народ.
  2. Существует в устной форме
  3. Каждая сказка существует в нескольких вариантах (создатель может вносить изменения).
  4. Время создания определить невозможно.
  5. Народная сказка ограничивается определённым жанром:

– волшебная;
– бытовая;
– о животных.

  1. Автор – конкретное лицо.
  2. Создаётся в письменной форме.
  3. Внесение изменений не допускается.
  4. Время создания сказки известно.
  5. Не ограничивается определённым жанром; включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных, и даже фантастику.

– Сегодня мы познакомимся с литературной сказкой Д.Н. Мамина – Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

– Что мы можем узнать по названию сказки? (Главным героем будет заяц)

III. Изучение новой темы.

1. Знакомство с творчеством автора

Итак, эту сказку написал Д.Н. Мамин – Сибиряк. Он родился в небольшом заводском поселке Пермской губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе. В доме была прекрасно подобранная библиотека. В 1892 году умерла его двадцатишестилетняя горячо любимая жена, оставив писателю тяжелобольную дочь – Алёнушку. Подвиг отцовства, о котором вспоминают все современники, сказался в особо пристальном внимании к детскому миру, в создании своеобразной философии детства Он говорил: «Дети – будущее человечества: в них будущие возможности, а книга– это «живая нить, которая выводит из детской комнаты и соединяет с остальным миром. К сказкам природы примыкает цикл «Алёнушкиных сказок». Эти сказки создавались от случая к случаю с 1894 до 1897 года и первоначально не предназначались для опубликования – они сочинялись и рассказывались для тяжело больной дочери, которой трудно иногда было засыпать по ночам. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их. Каждая сказка– это своеобразный урок. Помни, что даже маленькие комары способны победить медведя, знай, что храбрость «города берет», но не слишком увлекайся победой. Не суди по законам «птичьего двора»: последний на нем может оказаться первым в настоящем большом мире, и наоборот. Имей в виду, что пока двое ссорятся, третий обязательно извлечет из этого пользу. А главное – надо уметь любить жизнь. В центре «Алёнушкиных сказок» – животные, рыбы, насекомые, куклы, а вот человек в них почти не появляется.

2. Физкультминутка.

Топай, Мишка, хлопай, Мишка.
Приседай со мной братишка.
Руки вверх, вперёд и вниз.
Улыбайся и садись.

3. Чтение сказки учителем.

– Усаживайтесь поудобнее и слушайте сказку. ( Чтение до слов: «Кричат зайцы про волка, а волк – тут как тут»)

– Как вы думаете, что же будет дальше? (предположения детей.)

– Дочитав сказку, узнаем, что же было дальше.

– Оправдались ли наши предположения?

4. Работа после чтения.

– Понравилась ли вам сказка? Чем? (Сказка понравилась. Она веселая, интересная. В ней много смешных моментов).

– Каким изображен заяц в начале сказки? (Родился зайчик в лесу и все боялся. Треснет где-нибудь сучок, вспорхнет птица, упадет с дерева ком снега – у зайчика душа в пятки).

– Как понимаете выражение «душа в пятки убежала»? Когда так говорят? (Это значит, он очень сильно испугался. Когда сильно пугаешься, бывает такое состояние, как будто сердце куда-то в ноги «уходит»).

– Ребята, вспомните случаи из вашей жизни, когда у вас «душа в пятки убежала» (рассказы детей).

– Прочитайте выразительно, как хвастался заяц. (Дети читают отрывки.)

– Сравните глаголы, с помощью которых автор описывает действия зайцев:

Старые зайцы собрались, маленькие сбежались, старые зайчихи приплелись. Хихикнули маленькие зайчата, засмеялись старушки – зайчихи, улыбнулись старые зайцы.

– Почему же смеялись над ним молодые и старые зайцы? (Все над ним смеялись, потому что понимали, что волка он одолеть не сможет, а только все хвастается).

– Прочитайте отрывок, в котором автор говорит, что «язык у хвастуна точно примерз». (Дети читают этот отрывок.)

– Как вы понимаете это выражение? (Он не мог говорить, язык у него точно замерз от страха, ведь он увидел волка).

– Да, он увидел волка, а другие-то зайцы его не видели. Что же они могли подумать? (Они думали, что он сочиняет дальше, поэтому и говорит: «Я... я... я...»).

5. Беседа по прочитанному произведению; обобщение.

– Расскажите, что же случилось с героями сказки дальше? (Дети рассказывают.)

– Посмотрите внимательно на пословицы, записанные на доске, и подумайте, какие из них можно отнести к нашей сказке?

  • Волка ноги кормят.
  • Язык болтает, а голова отвечает.
  • Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит.
  • У страха глаза велики.

– Как автор говорит о том, как заяц побежал? (Задал такого стрекача, что, кажется, готов был выскочить из собственной кожи).

– И к нашей сказке можно отнести пословицу: «Заяц от листа, а лягушка от зайца бежит» (Это значит, что заяц всего боится, даже листочка с дерева, когда он шевелится).

– К кому из героев произведения можно применить поговорку «У страха глаза велики»? (Эту поговорку можно отнести и к зайцу, и к волку. Зайцу казалось, что волк гонится за ним по пятам и вот-вот схватит его своими зубами. А волку показалось, что кто-то в него выстрелил, когда заяц упал на него).

– Расскажите о зайце. Почему он сначала назван смешным, глупым, потом несчастным и, наконец, бесстрашным и храбрым?

Закрепление изученного.

– А сейчас послушаем сказку, постарайтесь не только услышать, но и увидеть происходящее в этой сказке. (Аудиозапись сказки).

– Ребята, а в действительности легко ли живётся зайцам? (Им живётся трудно. У них много врагов).

– Вот и поэтому нам нужно бережно относиться не только к зайцам, но ко всем животным.

– Какие фразеологические обороты вам известны, где встречаются слова «волк» и «заяц»? (Проголодаться как волк, волком выть, погнаться за двумя зайцами).

– А как вы понимаете: волк в овечьей шкуре; волком смотреть; заячья душа; петлять как заяц? (Объясняют смысл фразеологических оборотов)

IV. Домашнее задание

1) Подготовить пересказ от имени зайца.

2) Индивидуально: сочинить сказку или рассказ с фразеологическими оборотами или с пословицами.

V. Итог урока

– Зачем писатель придумал сказку про храброго зайца и рассказал ее Алёнушке?

– Что же на уроке тебя удивило? (Меня удивил храбрый заяц).

– Какой урок ты взял из этой сказки? (Не надо бояться никаких трудностей).

– Правильно, ребята, никогда не забывайте, что смелость «города берёт». Спасибо за урок.