Цель: приобщение к фольклорным календарным праздникам.
Задачи:
- Разучить обряд колядования.
- Раскрепостить детей в выступлении.
- Сплотить детей при подготовке к выступлению.
- Проводился обряд колядования в период Зимних Святок с 6 по 14 января. Данный сценарий может заинтересовать преподавателей музыки, начальной школы и педагогов дополнительного образования.
Ход мероприятия
1. Ведущий: Добрый день, дорогие гости нашего праздника! Сегодня мы с ребятами хотим показать, как когда-то, давным-давно, когда не было телевизора и компьютера, наши прабабушки и прадедушки, будучи молодыми, веселились на Зимние Святки. Как известно, Святки длились 2 недели: с 6 по 19 января.
(Стучат в дверь, входят ряженые громко поют))
Ряженые: «Коляда, Коляда. Пришла Коляда, Накануне Рождества, Открывайте ворота.
(Мелодия поётся в пределах нисходящего мажорного тетрахорда)
Ведущий: А вот и гости с колядками к нам пожаловали!
(Открывает ворота, входят ряженые, впереди мехоноша с бородой и с усами, в надетом наизнанку полушубке, с мешком для сбора даров.)
– «Здравствуйте хозяин с хозяюшкой! (Кланяются.) С Рождеством Вас поздравляем! Не скричать ли вам колядку?» (следует положительный ответ)… (Поют хором в хороводе.)
Коляда, коляда! Как ходила Коляда
Окол сольфеджио двора.
Сольфеджио двор, не влезай сюда вор
А хозяюшка в дому – как оладейка в меду
Малы детушки – часты звёздочки– А дай Бог тому, Кто в этом дому (остановились, говорят по одному):
– Корову с теленочком,
– Овцу с ягненочком,
– Лошадь с жеребеночком,
– Свинью с поросеночком!
– Учеников старательных,
– Инструментов ладненьких,
– В дому тепленько,
– В душе светленько (дальше продолжают петь хором)А на улице мороз
Не велит долго стоять
Велит скорее угощать. (Дальше по очереди говорком.)
– Открывайте сундучок,
– Подавайте пятачок!
– Хоть блина, хоть сала клин,
– Хоть печенья, хоть варенья.
Все (вместе): «Нам на угощенье!»
Хозяева: Да, попели вы на славу, На потеху, на забаву. Мехоноша, где мешок? Получай-ка угощенье (щедро одаривают ряженых, которые садятся на стулья).
2. Ведущий: Славяне верили, что колядованием они отпугнут нечистую силу и принесут благополучие в дом и хороший урожай.
Обойдя все дворы, где колядовщиков ждали (а какой знак сообщал колядовщикам, что в этом доме их ждут? – отвечают – «Зажжёная свеча на окне»), ряженая молодёжь собиралась в отдельной избе, специально откупленной на вечер или ночь, и устраивали вечеринки с играми, сценками, и хороводами.
Игра «Бояре, а мы к вам пришли»[1]
– «Ай-да, девщата, в колещко играть?!"
Игра «Колечко» (под пение колядок: «Зазимка-зима», «Уж я золото храню, да храню»)[2,3]
Ведущий: В святые вечера ещё и присматривали себе пару, в связи с этим, пели и играли шуточные сценки на любовную тематику.
Сценка «Комара женить мы будем»
Комара женить мы будем? – Будем
Полетел комар в лесочек – Полетел
Сел комарик на дубочек – Сел
Поднялась большая буря – У-у-у-у
И комарика-то сдуло – Сдуло
Он упал и еле дышит – Ох! Ох!
Ручкой-ножкой не колышет – Не колышет
Прилетели две мухи – Прилетели
И комарика под руки – Унесли
Комара женить мы будем? – Будем! Будем!
Ведущий: А ещё пели Величальные песни.
Величальная песня «А кто у нас гость большой» [4]
(Колядовщики поют хором, по очереди обращаясь к любому из присутствующих гостей. Допевая последнему крайнему гостю, колядовщики уходят переодеваться в сарафаны.)
3. Ведущий: Колядовали в Святые вечера, которые длились с 6-13 января. А с 13-19 старый-Новый год или Васильев вечер. (в этот день умер Святой Василий Кесарийский, живший в Кессарии, и этот день считается днём его памяти). В народе Святой Василий считался покровителем свиней, по-этому, в этот день было принято зажаривать маленького поросёнка целиком. Гуляли всей деревней или большой семьёй. Хозяин отламывал себе голову, а остальным по куску (такие сцены можно увидеть в исторических российских фильмах).
Господь Бог на Рождество так обрадовался Рождению сына, что открыл врата ада. И с 13-19 января оживала вся нечистая сила, а
Вечера эти назывались «страшные». В это время, была своего рода, связь с потусторонним миром, и было принято гадать.
Наиболее известные – подблюдные гадания (т.е. гадания с использованием блюда).
Сам обряд проходил так:
После захода солнца, собирались девушки ……– в заранее откупленной избе, и начинали гадать
(Входят девушки в сарафанах, одна из них берёт все атрибуты: блюдо, накрывает его платком и под чтение, проходя мимо гостей, собирает в блюдо разные украшения )
Раз в крещенский вечерок
Девицы гадали
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой
Серьги изумрудные
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдные [5]
4. Ведущий: Примерно так проходил обряд подблюдного гадания.
(Стук в дверь.)
Ведущий: Кто к нам пожаловал-?Посевальщик!
(Посевальщик, обходя сначала девушек, затем гостей, обсыпает их пшеном и поёт посевальную песню) [6]
(Хозяева одаривают посевальщика. Уходит он, и все девушки, переодеваются в Христославщиков, берут звезду)
5. Ведущий: Зерно, оставшееся после посевальщиков, собиралось хозяевами, сберегалось до весны, и использовалось при посеве, неся в себе сокральную функцию.
Итак, на Святки «Колядовали всяк на свой лад»: в одной деревне – колядовали, в другой – пели посевальщики, а в третьей – Христославщики. Нигде всё вместе не совершалось. Если колядовщиков было принято в дом не впускать, а только во двор, т. к. переодевание, маски, не приветствовались церковью, то христославщиков в дом зазывали..
– «Проходите, гости дорогие!»
(Входят Христославщики со звездой и поют «В Рождество Христово ангел прилетел».)[7]
6. Ведущий (на следующие слова ведущего христославщики, незаметно для зрителя, берут шумовые инструменты и метлу). Заканчивались Святки 18–19 января праздником Крещением Господня (Богоявление). В церкви в этот день освящают воду, совершая крестный ход (идут к реке с крестом), а в народе устраивают обряд «проводов святок». Стреляли в небо, били метлами по углам и заборам, скакали на конях вдоль села с крикам. Это выглядело примерно так: кричат, шумят, топают, а после приговаривали:
Все (хором). «Иди уже Коляда, с богом, а через год снова приходи!»
Выстрел хлопушки.
Список использованных источников:
- Байтуганов В., Мартынова Т.