Три пути ведут к знанию: путь
размышлений – самый благородный;
путь подражания – самый легкий;путь опыта –
самый горький.
Конфуций.
ООН провозгласила 2001–2010 годы Международным десятилетием культуры, мира ненасилия для детей Земли. Ребенок знакомится с социальной действительностью в тесном сотрудничестве с теми, кто его окружает. Взрослые помогают маленькому человеку сформировать собственное видение мира, умение жить в нем. Актуальность темы определена вниманием государства к формированию культурно-правовых основ мышления и поведения нового поколения граждан России.
Теоретической основой для формирования у дошкольников осознания себя полноправным членом общества, понимания своей значимости и ценности является Конвенция о правах ребенка.
В соответствии с Концепцией непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) и аспектами психологической готовности к школе нам необходимо обеспечить развитие психических функций воспитанников (внимание, мышление, восприятие, речь) и сформировать их социальную компетентность для успешной адаптации к школьному обучению.
Одним из способов формирования психических функций является развитие знаково-символической деятельности у дошкольников.
Наблюдая за детьми в процессе занятий, анализируя результаты мониторинга интеллектуального развития детей (способности к символизации), мы выявили противоречие между сложившимся в системе дошкольного воспитания перечнем изучаемых дошкольниками явлений действительности и развитием интеллектуальных способностей, которые важнее для будущего, чем количество усваиваемых конкретных сведений. Перенос акцента с содержания обучения на его средства – наглядные модели – повышает уровень усвоения знаний, умений, навыков.
Нами была поставлена цель: Создание условий для социальной адаптации дошкольников посредством использования знаков, символов и моделей в процессе ознакомления с Конвенцией о правах ребенка.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
Основополагающие документы.
- Закон об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребенка, 20.11.89 г.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), 17.06.2003 г.
Научное обеспечение.
- Элементы программы Л.А. Венгера “ Одаренный ребенок”.
- Парциальная программа “ Я – ребенок, и я имею право!” (Н.Г. Зеленова. – М.: Скрипторий, 2007)
- Программа “ Радуга”. Раздел “Познаю мир” (Т.И. Гризик. – М.: Просвещение, 2005)
В работе мы используем авторскую программу нашего МДОУ” по гражданско-правовому воспитанию, образованию и развитию старших дошкольников “Будем знать свои права”, получившую в 2009 году внешнюю рецензию кафедры технологий развивающего обучения ГОУ СИПКРО.
Особенность нашей работы – стремление развить креативные способности воспитанников, помочь им реализовать собственные замыслы в продуктивной деятельности. Поэтому в основе нашей работы предложенный Л.А. Венгером подход к развитию детских способностей:
- понятие ребенком ситуации;
- выражение к ней отношения (познавательная мотивация);
- поиск способов преобразования ситуации для достижения нового творческого результата.
Нами была разработана:
Был составлен календарно-тематический план работы на год по проблеме.
Формы организации работы: занятия, дидактические и сюжетно-ролевые игры, беседы, экскурсии, наблюдения, продуктивная художественная и культурно-досуговая деятельность, кружковая работа.
Используемые педагогические технологии.
В процессе реализации задач были использованы современные образовательные технологии:
- игровые технологии;
- диалоговые технологии;
- информационные технологии;
- технологии проблемного обучения.
К работе по ознакомлению, построению и использованию наглядных схем – моделей были привлечены родители. Совместно с детьми они изготовили гербы и генеалогические деревья семей и представили их на детско-родительской гостиной “ Бьется ниточка кровная”. В процессе презентации совершенствовались знания детей о знаках, логотипах и принципах стандартизированного изображения.
Анализ результатов показал, что продуманное педагогическое воздействие на развитие символических способностей позволит ребенку развить умственные способности, обобщить познавательный опыт и использовать его при создании творческого продукта (плакаты, гербы, модели), выражать свое отношение к событиям окружающей жизни.
По итогам мониторинга уровня способности к символизации (Методика Н.Е. Вераксы) в начале и конце 2008/2009 учебного года быловыявлено: количество детей, набравших максимальное количество баллов ( 21) увеличилось с 40 % до 85 %.
Возросло количество детей с устойчивым уровнем сформированности правовой культуры (Методика Н.Г. Зеленовой) с 11 % до 70 %.
Анализ показателей готовности к школе по методике Семаго в начале и конце учебного года выявил: количество воспитанников с первым уровнем развития выросло соответственно с 20% до 80%.
Следовательно, работа по развитию способности к символизации помогают ребенку не только развить интеллектуальные компетенции, адаптироваться в социуме и решать творческие задачи, но и в смене ведущего вида деятельности при переходе от игры к школьному обучению.
ЛИТЕРАТУРА
- Гризик Т. И. Познаю мир: Знаки и символы. – М.: Просвещение, 2000
- Диагностика готовности ребенка к школе./ под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика – Синтез, 2007.
- Жукова Р.А. Правовое воспитание дошкольников. – Волгоград: ИТД “ Корифей”, 2008
- Юрьева И.А. Схемы и модели в работе с детьми. / ж. “Управление ДОУ”, 2006, № 6.