Цель: сформировать представление о технике вышивки лентой как об одном из видов декоративно-прикладного творчества через урок-игру в следствие.
Задачи:
- образовательные
Форма урока: урок-следствие.
Методы обучения: игровой метод, проблемно-исследовательский, метод анализа, объяснительно-репродуктивный.
Урок подготовлен с использованием метапредметной технологии.
Технические средства: компьютер, мультимедийный проектор
Другие дидактические материалы: мультимедийная презентация, раздаточный материал, картон, ленты, иглы, образцы вышивок, ножницы, реквизит
План урока
№ | Наименование тематических блоков и частей мероприятия | Дидактические материалы | Время |
1. | Организационный момент | 1 мин. | |
2. | Тема урока; предыстория развития событий | Презентация (слайд 1) | 2 мин. |
3 | Сообщения учащихся (подготовленные по заданию учителя) об истории королевы Франции конца XVIII века, истории атласных лент от лица литературных героев Артура Конан Дойля | (слайд 2, 3, 4, 5, 6) | 3 мин. |
4 | Работа в группах по сравнению и анализу образцов вышивки лентой и ранее изученными видами вышивальных швов | Раздаточный материал | 3 мин. |
5 | Сообщение учащейся (подготовленное по заданию учителя) от лица героини Конан Дойля об отличительных свойствах и применении вышивки лентой | (слайд 7, 8, 9) | 2 мин. |
6. | Практическая работа по выполнению ленточных швов. Вводный инструктаж | (слайд 10, 11, 12, 13) Раздаточный материал |
20 мин. |
6.1 | Валеологическая пауза (комплекс упражнений для глаз) | 1 мин. | |
6.2 | Сообщение учителя от лица героя Конан Дойля о возможности использования вышивки лентой в качестве основы для поздравительной открытки | (слайд 14) | 1 мин. |
7. | Инсценирование диалога между героями Конан Дойля с целью подтверждения версии Шерлока Холмса | Реквизит | 1 мин. |
8. | Работа в группах по сравнению и анализу качества образцов вышивки лентой | Раздаточный материал | 3 мин. |
9. | Работа в группах по повторению изученного материала в процессе игры в следствие | Раздаточный материал | 3 мин. |
9.1 | Рефлексия | Раздаточный материал | 30 сек. |
10. | Повторение изученного материала | Презентация (слайд 15) | 2 мин. |
11. | Определение темы, цели, задач урока, самооценка | (слайд 16) | 2 мин. |
12. | Запись домашнего задания | 30 сек. |
Конспект урока
Начинаем урок, который называется “Дело не на одну трубку” [Приложение 1, Слайд 1].
События, которые мы рассмотрим сегодня, не были описаны Конан Дойлем. Но вполне возможно, что он просто не успел их записать. За известного английского писателя это сделаем мы.
Из коллекции одного знатного английского лорда было похищено редкое по красоте платье Марии-Антуанетты, вышитое атласными лентами. В Скотланд Ярд господин обращаться не стал, а прямиком направился к известному сыщику Шерлоку Холмсу.
Часто, чтобы раскрыть дело, Шерлоку Холмсу хватало выкурить всего лишь одну трубку. В этот раз, выслушав посетителя, известный сыщик сразу понял, что одной трубкой тут не обойтись.
- Во-первых, чтобы раскрыть преступление, ему предстояло выяснить подробности о жизни французской королевы Марии-Антуанетты.
- Во-вторых, понять, почему пропало именно её платье.
- В-третьих, выяснить мотив преступления.
Собрать сведения о королеве Франции Шерлок Холмс попросил своего друга. На следующее утро доктор Ватсон пришел с докладом.
В роли Ватсона выступит… (называется имя ученицы)
Доктор Ватсон: Уважаемый Шерлок Холмс, Мария-Антуанетта правила Францией в конце XVIII века [Слайд 2]. История запомнила имя королевы, благодаря её трагической судьбе: она была казнена на эшафоте во времена Великой Французской революции за предательство и шпионаж в пользу противников страны.
Кроме того, история помнит Марию-Антуанетту как законодательницу моды, которая с помощью своей портнихи придумывала новые наряды. Именно в ее правление пышные юбки становятся предметом соревнования и тонут под огромным количеством украшений: оборок, цветочных гирлянд из лент, кружев и драпировок [Слайд 3]. Часто на одно платье уходило до 200 метров атласных лент [Слайд 4].
Мода на вышивку лентами длилась долго. Блеск атласных лент завораживал и заставлял поэтов слагать стихи [Слайд 5]. О платье своей возлюбленной поэт Джордж Байрон писал:
Сверкая, радуга растёт,
Взойдя с тобой на небосвод;
Из трёх цветов она слита,
Божественны её цвета.
Мария-Антуанетта не любила, когда копировали ее наряд. Но знатные дамы, глядя на королеву, стремились сшить точно такое же платье. Поэтому одинаковых туалетов в то время было много.
Учитель: Из доклада доктора Ватсона Шерлок Холмс сразу сделал вывод: одинаковых платьев было много, значит надо уметь отличить оригинал от копии.
“Надо бы выяснить историю возникновения вышивки атласными лентами. Наверняка, это хорошо знает миссис Хадсон”, – подумал сыщик.
В роли миссис Хадсон, которая рассказала историю атласных лент, выступит...(называется имя ученицы)
Миссис Хадсон: Мистер Шерлок Холмс, вышивка лентой – древнейший вид народного рукоделия, его корни уходят в античные времена, когда в Древнем Китае зародилось искусство производить шелк. Самое широкое распространение эта вышивка получила в конце XVIII века, в период правления Марии–Антуанетты.
При королевском дворе открывались ателье, носившие высокое звание "Поставщики королевского двора", где с помощью простой иглы и лент создавались настоящие шедевры. Многие предметы гардероба, вышитые лентой, сохранились до наших дней и красуются в музейных витринах по всему миру.
Какое-то время вышивка была забыта, но в конце XIX столетия “шелковая лихорадка” вернулась и просуществовала до наших дней. В современных журналах мод, уважаемый Шерлок Холмс, Вы найдете платья, украшенные атласной лентой [Слайд 6].
Учитель: Из рассказа миссис Хадсон знаменитый сыщик сделал следующие выводы:
вышивка лентой была в моде в конце 19 века, но и сегодня, когда на дворе 1920-ый год, она тоже актуальна – вот почему было украдено платье, вышитое лентами.
платья той эпохи красуются в музейных витринах по всему миру – значит, наряд был похищен известным коллекционером, а не простым воришкой.
Чтобы в будущем отличить оригинал от подделки, сыщик принял непростое решение – самому разобраться в технике вышивки лентой. И в этом ему опять помогла незаменимая миссис Хадсон, показав образцы вышивки. (В роли миссис Хадсон позвольте выступить учителю).
Миссис Хадсон: Уважаемый Шерлок Холмс (командам даются задания), примените свой любимый метод дедукции и:
определите знакомые швы (петля с прикрепом, прямой стежок, стебельчатый);
найдите отличия вышивки лентой от вышивки мулине (на вышивке лентой швы крупных размеров, вышивка объемная, воздушная, блестящая, яркая; на обратной стороне лента закреплена обычной ниткой);
постарайтесь дать характеристику вышивке лентой (глухая, несчетная, многоцветная)
Ученицы рассматривают разные виды вышивок, делают выводы (работа в группах).
Учитель: Шерлок Холмс прекрасно справился с заданием. А миссис Хадсон рассказала сыщику о том, какой орнамент можно вышить лентой, какие предметы украсить и с помощью каких швов. В роли миссис Хадсон…(называется имя ученицы).
Миссис Хадсон: Мистер Шерлок Холмс, лентой вышивают растительный орнамент [Прил. №7]. На вышивке вы можете увидеть буйное разноцветье, которое создает радостное, мажорное настроение. В вышивке могут присутствовать и однотонные сочетания, которые делают вышивку нежной и элегантной [Слайд 8].
Вышивка может присутствовать не только на платье, но и на сумках, шляпках; узорами украшают мешочки и коробочки [Слайд 9]. Лентой можно вышить целую картину. Посмотрите, какая прелесть!
Учитель: Холмсу ничего не оставалось делать, как согласиться. А миссис Хадсон (в этой роли опять будет учитель) взяла картон и стала показывать приемы вышивки лентой доктору Ватсону и Шерлоку Холмсу.
Объясняются и демонстрируются приемы выполнения новых швов “роза”, “длинный стежок с завитком”, “французский узелок” на картоне [Слайд 10, 11, 12, 13]; напоминаются правила охраны труда при работе с иглой.
Учитель: Глаза от работы устали и доктор Ватсон, заботясь о здоровье друга и миссис Хадсон, предложил сделать гимнастику для глаз.
Выполняется комплекс упражнений для глаз.
Вышив последний французский узелок, Шерлок Холмс воскликнул: “Как, в принципе, это несложно и быстро!”. “А как интересно!”, – подхватил его друг.
Доктор Ватсон, который в то время был влюблен в одну прелестную даму, посмотрел на вышивку и подумал: “Это можно использовать в оформлении поздравительной открытки. Только нужно вышить еще пару швов, поэкспериментировать с рамкой [Прил. №14]. Рамку можно сделать разной формы (прямоугольной, овальной) и получится отличная авторская открытка, которую можно подарить даме сердца. Завтра возьму еще урок у миссис Хадсон”.
А у Ш.Х. были совсем другие мысли. Великий сыщик часто привлекал к расследованию дворовую ребятню. И в этом деле он не обошелся без мальчишек. Он дал им задание прочитать все последние газеты и обратить внимание на объявления, где говорится об открытии выставки
костюма. В роли такого мальчишки выступит… (называется имя ученицы), а в роли сыщика… (называется имя ученицы.)
Мальчишка: Мистер Шерлок Холмс, я перечитал все газеты за последние 3 дня и нашел объявление, где говорится, что один господин приглашает ценителей искусства на открытие выставки. Там представят костюм второй половины 18 века. Вот это объявление! (протягивает газету)
Шерлок Холмс: Теперь все сходится. Молодец! Ты заработал 2 шиллинга.
Мальчишка: Сэр, но это даже не окупит все мои расходы!
Шерлок Холмс: Ты прав, дружище, держи 10 шиллингов (протягивает монеты).
“Дело раскрыто”, – подумал Холмс. Переодевшись до неузноваемости, он отправился по указанному в объявлении адресу. Предположения сыщика оправдались: на выставке оказалось несколько одинаковых платьев.
Учитель: По каким признакам сыщик отличил оригинал от копии?
Учащимся предлагается рассмотреть образцы вышивок, сравнить их, сделать вывод. (На изнаночной стороне платья королевы ленты подогнуты и пришиты мелким ручным стежком. На лицевой стороне наряда швы равномерные и аккуратные. Длинный стежок с завитком правильно затянут в листик. Французские узелки имеют правильную форму).
Итак, великий сыщик нашел платье Марии–Антуанетты. Уставший до изнеможения, он вернулся домой, отужинал, вытянул ноги перед камином и стал рассказывать Ватсону о своих впечатлениях.
Командам предлагается дополнить фразы английского сыщика, написанные на карточках.
Команда 1: Доктор Ватсон, проводя расследование, я узнал, что Мария-Антуанетта за время своего правления (в конце XVIII в.) организовала (ателье, в котором с помощью иглы и лент создавались настоящие шедевры).
Команда 2: Доктор Ватсон, работая над этим делом, я узнал, что в вышивке лентой используются оригинальные швы, непохожие на другие вышивки, и называются они (роза, длинный стежок с завитком, французский узелок).
Команда 3: Доктор Ватсон, благодаря этому делу, я понял, что вышивка атласной лентой отличается от других техник (объемностью, воздушностью, она блестящая, красочная; на обратной стороне лента закрепляется обычной ниткой)
Учитель: Итак, за 45 минут мы с вами придумали новую историю о Шерлоке Холмсе.
– Понравилась ли вам эта история?
– Какое настроение принес вам урок?
– Получили ли вы удовольствие от вышивки?
(Учащиеся высказывают свое мнение об уроке, о вышивке лентой)
– Шерлок Холмс считал, что дело об атласных лентах не на одну трубку. Почему?
(Великому сыщику надо было выяснить подробности о жизни французской королевы, понять, почему пропало именно её платье, выяснить мотив преступления, понять разницу между вышивками.)
– Рассмотрите на экране 3 образца вышивки лентой и назовите стежок, который объединяет эти работы [Слайд 15] (петля с прикрепом).
– Определите:
в каком образце присутствует длинный стежок с завитком? (образец под буквой А)
в каком образце присутствует еще не изученный стежок “закрученная лента”? (образец под буквой А)
сколько способов вышивания листьев вы видите? (два способа)
– Попробуйте определить тему урока, цель, задачи.
– Посмотрите на слайд, так ли это? [Слайд 16]
– Наша цель достигнута?
Молодцы! Мы успели сделать все, что было запланировано.
Оцените свои работы, поставив карандашом оценку на обратной стороне будущей открытки, оформление которой мы закончим на следующем уроке.
Домашнее задание: подготовить рамку из картона.
Используемые ресурсы:
- Захаржевская Р.Ф