Тема урока: "Предложения с обращениями"

Разделы: Русский язык

Класс: 8

Ключевые слова: Знаки препинания в предложениях с обращением


Тема: Предложения с обращениями

Тип урока: комбинированный (систематизация, обобщение, поиски и усвоение нового)

Цель урока: расширить знания учащихся об обращении, его месте и роли в предложении, цели употребления в речи, о знаках препинания при обращении.

Задачи урока:

Обучающие:

  • закрепить знания учащихся об обобщающих словах при однородных членах, их месте в предложении и знаках препинания при них;
  • вспомнить все изученное ранее об обращении, расширить эти знания, познакомив учащихся с местом и ролью обращения в предложении, цели его употребления в речи, о знаках препинания при нем;

Развивающие: развивать коммуникативные, языковые, лингвистические и культурологические компетенции учащихся, их творческие способности;

Воспитательные:

  • пробудить интерес к русскому языку, воспитывать уважение к языку и литературе, к рус. культурному наследию и рус. истории;
  • воспитывать уважительное отношение к своей речи и речи других людей;
  • воспитывать умение работать в группе и самостоятельно

Ход урока

1. Орг. момент

2. Закрепление и обобщение пройденного материала по теме: «Обобщающие слова при однородных членах».

  • Фронтальный опрос и проверка ДЗ (№183 стр. 116)
    • Какие члены предложения называются однородными?
    • Что такое обобщающее слово при однородных членах, на какой вопрос оно отвечает и каким членом предложения является? (пример из ДЗ)
    • Где может  находиться обобщающее слово по отношению к однородным членам? (до – 1, после – 2-4)
    • Как при этом меняется постановка знаков препинания?
    • Вы заметили, что в первом предложении две группы однородных членов. К какой из них относится обобщающее слово «все»? (ко второй)
    • Каким членом предложения являются однородные члены предложения 1-й группы? (СИС) второй ? (подлежащее)

3. Тема и цель урока

Сегодня мы будем говорить об обращении. Что такое обращение? Приведите примеры

Обращение (слайд №4)

  1. Смилуйся, государыня рыбка!
  2. Отпусти ты, старче, меня в море!
  3. Дурачина ты, простофиля!
    Выпросил, дурачина, корыто!
  4. Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Задание:

  1. Прочитайте предложения и ответьте на вопросы: кто автор этих строк? Откуда они? Вспомните полное название этой сказки? («Сказка о царе Салтане, сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче, и прекрасной царевне Лебеди»)
  2. Выпишите из предложений обращения. Как вы думаете, для чего используются в речи обращения? (чтобы обратить внимание собеседника на себя, говорящего)
  3. Какие знаки ставятся при обращении? Когда ставится «!»?
  4. Какие из обращений распространенные, какие нераспространенные? Докажите. (слайд №5)

ЗАПОМНИТЕ: основная роль обращений в речи – ЗВАТЕЛЬНАЯ (слайд №6)

В каких предложениях эта роль особенно ярко выражена? (1, 3, 4)

Распространена также и оценочная роль обращений. Т.е. они не просто зовут, называют собеседника, но и выражают своим обращением определенную оценку, отношение к нему. Оценка может быть положительной и отрицательной

Какие обращения особенно ярко говорят об отношении говорящего к собеседнику? (слайд №4)

Положительная или отрицательная  данная оценка? Докажите (уважение, восхищение, пренебрежение, презрение)

Как характеризует говорящего употребление им слова – обращения? (слайд №7)

(старик – добрый, вежливый, умеет быть  благодарным, бескорыстным. Лебедь восхищается князем, готова прийти ему на помощь. Бескорыстна и вежлива.  Рыбка – терпелива, вежлива. Даже рассердившись на старуху, не срывает злость на старике, просто молча уплывает)

Красиво обращались раньше к собеседнику вежливые люди: государь, батюшка, сударь, сударыня, князь.. Это у нас в России.

Во Франции уже много веков люди обращаются к мужчине – мсье, к женщине – мадам или мадемуазель; (слайд №8)

В Англии и США – мисс, миссис и мистер;

В Италии – синьор, синьора  или сеньорита (слайд №9)

А как у нас обращаются к мужчине и женщине сейчас? (слайд №10)

Но можно услышать и другое: «эй, ты, шляпа! Эй, мужик! Эй, очкарик! Ты, тетка! Дурак, придурок!

Как характеризует говорящего такие обращения? (грубость, невоспитанность, пошлость)

Задание: запишите культурные, вежливые обращения (слайд №11))

А как мы обращаемся к родным, близким людям, родственникам?

Итак, мы говорим об оценочной роли обращений. Об изобразительной роли обращений вы прочитаете в параграфе 28, стр. 118.(второй абзац) Это домашнее задание.

Задание: написать небольшое письмо маме,  папе, подруге, учителю, врагу… (слайд №12)

4. Работа с учебником, прочитать параграф 28, стр. 117-118 первый абзац.

5. Работа по карточкам ЭОР (три варианта – по варианту на каждый ряд)

6. Обобщение:

Что нового вы узнали сегодня об обращении? (роль обращений в речи, знаки препинания при обращении, восклицательный знак при обращении)

7. Рефлексия

8. ДЗ стр. 117-118, № 185

Приложение 1

Приложение 2

Конструкт урока

Этап урока

Название используемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Орг. Момент

 

Орг. Момент

Объявить тему. Цели. Задачи урока.

Запись числа, темы урока.

2 мин.

2

Фронтальный опрос по теме «обобщающие слова при однородных членах» и проверка ДЗ

(№183 стр.116)

 

Фронтальный опрос учащихся по теме: «обобщающие слова при однородных членах». Проверка ДЗ № 183

– Какие члены предл. называются однородными?

– Что такое обобщающее слово при однородных членах, на какой вопрос отвечает и чем является в предл.?

– Где может находиться обобщающее слово по отношению к однородным членам?

– Как при этом меняется постановка знаков препинания?

Ответы на вопросы учителя. Приводят примеры из дом. Упражнения при ответе  на все вопросы учителя.

5 мин.

3

Объяснение НМ

 

Объяснение НМ

– Кто из вас помнит, что такое обращение.

– Работа с презентацией (слайд № 4), выполнение заданий: выписать обращения, расставить знаки препинания. работа с презентацией (слайды № 6–12)

– Работа с предложениями (устно).

– Ответы на вопросы учителя.

– Работа с таблицей Оформление выводов – правил.

10 мин.

4

Написать письмо, записку маме, знакомому. Подруге, врагу…

 

Объяснить задание, предложить варианты выполнения

Записывают небольшое письмо или записку по своему усмотрению (5-8 предложений), используя обращение

7 мин.

5

Работа с учебником

 

 

– Работа с учебником стр. 118. Параграф 28. Для чего используются обращения в речи?

– Чтение параграфа учебника.

3 мин.

 

6

Работа по карточкам ЭОР

ЭОР № 1 П-тип (задания по 3 вариантам)

Раздать карточки, объяснить задание, собрать и проверить (можно на следующем уроке)

– Находят обращения, расставляют пропущенные знаки препинания.

5 мин.

7

Обобщение

 

Выставление оценок, объяснение.

 

2 мин.

8

Рефлексия

 

 

 

2 мин.

9

Объяснение ДЗ

 

 

Активное слушание, запись ДЗ

2 мин.

Перечень используемых на данном уроке ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Знаки препинания при обращениях

П-тип

задания по трем вариантам

http://school-collection.edu.ru

2

Вариант 2

П-тип

тест

http://school-collection.edu.ru

3

Вариант 3

П-тип

тест

http://school-collection.edu.ru