Автоматизация звука "С"

Разделы: Логопедия


Цель: Закрепление правильного произношения звука «С».

Коррекционные задачи:

Образовательные:

  • уточнить артикуляцию звука «С» в слогах, словах, предложениях;
  • закрепить правильное произношение звука «С»
  • развитие фонематического слуха;
  • обогащать словарный запас;
  • совершенствование навыков звуко-буквенного анализа.
  • закрепление умения анализировать предложения.
  • развитие общей моторики.
  • развитие связной речи.

Развиващие:

  • развивать слуховое, зрительное восприятие, память, внимание;
  • формировать самоконтроль за речью.

Воспитательные:

  • воспитывать организованное поведение во время урока;
  • формировать активность и самостоятельность на занятии;
  • прививать внимание к красивой и правильной речи.

Оборудование: карточка с изображением самоката и насоса, игрушки – Снегурочка и Снеговик, иллюстрированные картинки по данной теме, карточки со словами для придумывания новых слов.

Приложение 1

Ход занятия

Вводная часть.

1. Организационный момент.

Встали прямо, а теперь тихонько сели, выпрямили спинки, улыбнулись друг другу и с хорошим настроением начинаем занятие.

– Здравствуйте ребята!

– Скажите, какое сейчас время года? (Зима.)

– Какой месяц? (Декабрь.)

– Какая погода? (Холодная, зимняя.)

– А какое у вас сегодня настроение? (Хорошее.)

2.Артикуляционная гимнастика.

1. Упражнения для воздушной струи.

«Подуем на снежинки». Набрать воздух, с силой подуть на снежинку.

«Загнать мяч в ворота». Вытянуть губы трубочкой и длительно дуть на ватный шарик.

Упражнения для губ

«Покажи зубки». Губы в улыбке, зубы видны, удержать в таком положении на счет 3-4 не напрягаясь

Губы вперед на счет /У/.
Губы улыбаются, губы вперед /И-У/.

Упражнения для языка

«Накажем непослушный язычок». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить пя-пя-пя… Удержать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти-десяти.

«Почистим зубки». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить нижние зубы, делая сначала движение языком из стороны в сторону, потом снизу-вверх».

Автор: Янкина Наталья Валерьевна, идентификатор автора: 268-079-311

– Ребята, скажите, пожалуйста, какой праздник приближается? (Новый год.)

– Посмотрите, к нам в гости пришли сказочные персонажи: Снегурочка и снеговик, они принесли нам подарки, разные сладости: сайки, сушки, кексы, круассаны, шоколадное масло, ананасовый сок, а также игрушки для детей: самокаты для мальчиков и куклы для девочек.

– Пусть Снегурочка и Снеговик погреются, а мы поговорим:

– Ребятам очень понравились подарки снеговика и Снегурочки, разные сладости: сайки, кексы, круассаны, ананасовый сок.

– А мальчикам также понравились подарки: самокаты и скейнворд.

– Скажите, какой одинаковый звук слышится в названиях подарков?

– Правильно, звук «С».

– Звук «С» похож на то, как воздух выходит из насоса, когда накачиваем колесо самоката: «С-С-С».

– Ребята решили накачать колеса у самокатов, чтобы они лучше ездили.

3. Развитие общей моторики.

– Давайте мы с вами тоже попробуем помочь мальчикам накачать колесо самоката и покажем, как работает насос: «С-С-С».

– Руки поднимаем вверх, производим движения руками вверх-вниз

Итак, сегодня мы с вами будем работать над звуком «С».

4. Закрепление правильной артикуляции звук «С»:

– Давайте возьмем зеркало и посмотрим, как расположены органы артикуляционного аппарата при произнесении звука «С».

– Губы улыбаются.

– Зубы на маленьком расстоянии.

– Боковые края языка плотно прилегают к верхним коренным зубам.

– Язык широкий. Он упирается в нижние зубы, посередине языка-канавка.

– Горлышко не гудит.

– Дуем на кончик языка «С-С-С».

– При произнесении звука «С» ощущается холодная струя воздуха.

– Давайте мы с вами произнесем звук «С».

– Молодцы! Звук «С» получился.

5. Характеристика звука «С»:

Звук «С» согласный, парный, бывает твердый, а бывает и мягкий,

если после согласного стоят гласные первого ряда А О У Ы Э, то звук «С» твердый, а если после согласного стоят гласные второго ряда Я Е Ю И Е или Ь, то звук мягкий.

– А как вы думаете звук «С» звонкий или глухой?

– Давайте проверим, приложим ладонь тыльной стороной к горлышку и произнесем звук «С», скажите, горло дрожит, голос песни поет или горлышко не дрожит, голос спит?

– Правильно, голос спит, голоса нет, тогда звук «С» глухой.

– Звук мы слышим и произносим.

6. Определите звук «С».

Я буду произносить звуки, а если вы услышите среди них звук «С» поднимите руку:

А-И-У-О-В-Н-С-Т-Х-Ш-А-Ф-ЛЬ-З-Ш-С-Щ-Ч-ЛЬ-ТЬ-ЗЬ-Ы-Щ-Ц-С.

– Определите звук «С» в словах, я буду называть слова, а вы если услышите звук «С» в словах, то хлопните в ладоши: сад, дерево, рак, сок, кран, коса, мясо, конфета.

– Я буду называть слова и показывать картинки, если в них слышится звук «С», то отложите эти картинки себе, а те картинки, в которых нет звука «С» отложите в сторону: сом, капуста, кот, слива, дом, снеговик, сахар, гусь, сапог, снежинка.

– Давайте поиграем в игру «Улиточки». (Если звук «С» находится в начале слова, то «Улиточка» в начале полоски, если звук в середине слова, то «Улиточка» в середине полоски, а если звук находится в конце слова то «Улиточка» в конце полоски.

Игра «Вагончики». (Если в вагончике одно окошко, то один слог, если в вагончике два окошка – то два слога, если в вагончике три окошка – три слога, если в вагончике четыре окошка – четыре слога.)

– Выберите три любых слова со звуком «С». (Сом, масло, капуста.)

– Итак, в слове сом звук «С» находится в начале слова, в слове сом один слог.

Физкультминутка.

На кокосы, на кокосы,
Налетели мы, как осы. (Руки поднимаем вверх.)
А кокосы далеко, далеко, (Прыжки на двух ногах.)
А кокосы высоко, высоко.

Пальчиковая гимнастика «Зайцы»

Скачет зайка косой («зайчик» правой рукой).
Под высокой сосной. («дерево» правой рукой).
Под другою сосной («дерево» левой рукой).
Скачет зайка второй. («зайчик левой рукой»).

7. Знакомство с буквой «С».

– Мы произносили звук «С», он похож на то, как работает насос.

– У звука «С» есть свой письменный знак.

– Послушайте стихотворение И.Блюмкина про букву «С».

Купил я сушек килограмм,
А в нем все сушки пополам.
Смешно смотреть на сушки.
Все буквы «С» подружки.

– Вот так, буква «С» похожа на половинку сушки, букву мы видим и пишем.

– Давайте попробуем нарисовать букву «С» в воздухе, можно попробовать сложить ее из ниточек или вылепить из соленого теста.

8. Звуко-буквенный анализ слов.

– Давайте нарисуем стакан с соком.

– А теперь давайте проведем звуко-буквенный анализ слова СОК цветными карандашами, определим, сколько гласных в слове, сколько согласных звуков, сколько слогов.

– В слове СОК три звука, три буквы, один гласный звук, два согласных звука,

один слог.

С – согласный, парный, глухой, твердый.
О – гласный, ударный
К – согласный, парный, глухой, твердый.

9. Развитие языкового анализа и синтеза.

Придумывание слов из слогов.

а) Посмотрите – это карточка, где написаны слоги:

СА-…, ЛИ-…,…-СА, …-СА, …СА, …-СА.

Придумайте слова и допишите слоги. Получившиеся слова прочитайте и объясните значение каждого слова (сапог, лиса, полоса, колбаса, коса.).

б) Сложение слов из слогов.

Посмотрите, здесь на этой карточке написано слово из слогов:

СА-КАТ-МО (самокат.)

– Составь из слогов слово, объясни значение этого слова.

– Посмотрите, как я произношу это слово, потом вы произнесите, глядя на себя в зеркало. (Закрепление правильной артикуляции звука «С»).

– Слово произносим медленно и записываем в тетрадь по слогам.

– Скажите, о каком звуке мы с тобой сегодня говорили?

– О звуке «С».

– На что похож звук «С»? (На то, как работает насос: «С-С-С».)

– Скажите, у звука «С» какой свой письменный знак? (Буква «С».)

– На что похожа буква «С»? (На половинку сушки.)

– Скажите, а чем отличается звук от буквы?

– Звук мы слышим и произносим, а букву мы видим и пишем.

– Найдите букву «С» в разрезной азбуке и покажите ее.

10. Работа с предложением.

– Посмотрите на картинку, кто нарисован на картинке?

– Снегурочка.

– Скажите, что принесла Снегурочка детям ? (Подарки.)

– Какие подарки? (Новогодние).

– Составьте предложение по картинке.

– Снегурочка принесла детям новогодние подарки.

– Скажите, сколько слов в предложении получилось? ( Пять слов.)

– Давайте составим графическую схему предложения.

– Слово Снегурочка с какого звука начинается? (Со звука «С».)

Напишите в тетради букву «С».

– Молодцы, сегодня на занятии вы очень хорошо работали и со всеми заданиями справились, скажите, что на занятии вам больше всего понравилось?

Литература:

  1. Лалаева Р.И. Ведиктова Л.В. «Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников». С-Пб.: Издательство «Союз», 2001.
  2. «Загадки в картинках». М.: Издательство «Астель».
  3. Колесникова Е.В. «От звука к букве». Серия «Опыт работы практического педагога». М., 2011.
  4. Ткаченко Т.А. «Логопедическая энциклопедия». М.: ООО ГД «Издательство Мир книги», 2008.
  5. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи». М.: Издательство «ГНОМ и Д», 2004.
  6. Фомичева М.В. «Воспитание у детей правильного произношения». М.: Просвещение, 1989.
  7. Иллюстрации к занятию выполнила учащаяся 10 «А» класса. г. Новый Уренгой Яковенко Софья.