Урок русского языка "В гостях у имени прилагательного". 6-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 6


Цели:

  • обобщить и систематизировать знания, полученные в ходе изучения темы «Имя прилагательное»;
  • развивать умение применять орфографические правила, грамотно использовать прилагательные в речи;
  • воспитывать бережное отношение к русскому языку и уважение к его нормам;
  • обогатить словарный запас обучающихся.

Оборудование: мультимедийное оборудование, индивидуальные карточки

Оформление:

  • Часть речи прилагательное – очень увлекательное.
  • Юмор и смех – залог успеха.
  • Учить – ум точить.
  • Лучше споткнуться ногой, чем языком.
  • Думай неспешно – ответишь успешно.

Стихотворные строчки:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня Вам надо знать, беречь!
Очень занимательное –
Имя прилагательное.

Эпиграф:

Я – часть речи интересная,
Широко в миру известная.
Опишу любой предмет –
В этом равных со мной нет.
Речь со мною выразительна,
И точна, и удивительна.
Чтоб красиво говорить,
Мною нужно дорожить.
(О. Головко)

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово.

Сегодня у нас урок-путешествие в страну Прилагательное. Отправляясь в путешествие, мы с вами должны поставить цель: увидеть все особенности имени прилагательного, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках, обогатить словарный запас, продолжить работу по развитию орфографической грамотности и расширению кругозора. Чтобы достичь поставленной цели, мы должны выполнить все задания.

Давайте откроем тетради, запишем число, классная работа, эпиграф к данному уроку. (Приложение 1, слайд 2)

Путешествие свое начнем с грамматической разминки (устно).

В каких рядах допущена грамматическая ошибка? (слайд 3)

  1. Более слабая
  2. Самая слабейшая
  3. Менее слабее
  4. Слабже

– Задания электронного учебного пособия «1С: Школа. Русский язык»

Подведение итогов грамматической разминки.

Первое задание «Собери слово» (письменная работа) (слайд 4)

1. Суффикс взят из слова «весенний».
    Корень из слова «затуманились».
    Окончание – из слова «исключительное». (Туманное)

2. Суффикс и окончание ищи в слове «терпеливые».
    Приставку – в слове «выписать».
    Корень – в слове «преподносить». (Выносливые)

3. Корень из слова «времечко».
    Приставка из слова «собрать».
    Суффикс и окончание – из слова «откровенная». (Современная)

4. Суффикс и окончание те же, что и в слове «железный».
    Приставка та же, что и в слове «приезд»,
    Корень тот же, что и в слове «подлежащее». (Прилежный)

Подведение итогов.

Второе задание «Распредели по разрядам» (слайд 4)

Мой знакомый старый дед
Знатный был языковед.
Самых разных слов немало
Дед в коробочке хранил.
Прилагательных – навалом!
Очень их старик любил.
Как-то с Булькой мы играли,
И коробочки упали.
Мы ужасно растерялись,
Потому что увидали,
Как слова перемешались.
И рыдают. Бьют на жалость!
Что мне делать оставалось?
Я коробочки поднял,
Как умел слова собрал.

Нужно распределить слова по коробочкам: определить разряд прилагательных. Главное – правильно и быстро это сделать.

Каменный дом, вчерашняя газета, великолепный день, мамино кружево, грустный взгляд, лисий хвост, тихий шорох, соловьиная песня, голубой небосклон, городской автобус, талантливый человек.

Взаимопроверка (слайд 5)

Микроитог.

Физкультминутка (презентация «Повторяй за нами!» Приложение 2)

Третье задание – выполнить комплексный анализ текста.

Я немец…ий плохо знаю,
И францу…кий мне чужой.
А к англий…ому питаю
Интерес порой большой.
Мне и ру…кий не даётся:
Лексикон мой слишком мал,
Потому что, мне сдаётся,
Книжек мало я читал.

(О. Головко)

Задания к тексту:

  1. Прочитайте текст, определите его тему и идею.
  2. Объясните выделенные орфограммы.
  3. Объясните значение слова «лексикон».
  4. Произведите морфологический разбор слова «неме…кий» (вариант 1), слова «францу…кий» (вариант 2).

Итог работы.

Задание четвертое: для сильного ученика – индивидуальное задание (работа на компьютере: электронное учебное пособие «1С: Школа. Русский язык»)

– Для всего класса – «Диктант на замену «Одним словом».

Записать имена прилагательные, выделить суффиксы, объяснить написание Н и НН в прилагательных.

  • охота, которая ведётся с помощью соколов (соколиная);
  • почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная);
  • меню, в котором указаны блюда, предлагаемые на обед (обеденное);
  • бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное);
  • растения, из которых делают лекарства (лекарственные);
  • кувшин, сделанный из глины (глиняный);
  • дом, построенный из камня (каменный).

Проверка «по цепочке», вывод.

Проверка выполнения индивидуального задания на экране.

Задание № 5 «Найди лишнее словечко» (слайд 7)

  1. Благо(родный); древне(русский); северо(западный);
  2. Сине(зелёный); научно(фантастический); победо(носный);
  3. (Не)мелкий, а глубокий; (не)уклюжий; (не)высокий;
  4. (Не)высокий, а низкий; (не)далёкий, а близкий; (не)культурный.

Итоги выполнения задания.

И в завершении урока – задания электронного учебного пособия «1С: Школа. Русский язык» на внимание и наблюдательность.

Итог урока. Комментарий отметок.

Объяснение домашнего задания (8).

Рефлексия (слайд 9).