Цель: выявление закономерностей распространения жизни в Мировом океане.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомить с новыми понятиями: планктон, нектон, бентос;
- раскрыть взаимосвязи и приспособленность обитателей морей и океанов к жизни в разнообразных условиях
- Развивающие:
- развивать навыки и умения индивидуальной работы с раздаточным материалом, устанавливать причинно-следственные связи, умение делать выводы;
- развивать познавательные интересы учащихся.
- Воспитательные:
- бережное отношение к природе, уважительное отношение друг другу, умение выслушивать других, формулировать свою точку зрения.
Тип урока: комбинированный.
Формы, методы, технологии организации урока: технология проблемно-диалогического обучения, индивидуальная самостоятельная работа, беседа.
Оборудование:
- компьютер;
- в/фрагменты, презентация;
- раздаточный материал
Основные этапы урока:
- Организационный момент.
- Целеполагание и мотивация.
- Актуализация изученного материала.
- Изучение нового материала.
- Подведение итогов.
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Целеполагание и мотивация
Слово учителя. Почему, нас так
притягивает океан?
Земная жизнь зародилась в воде. Все живые
организмы и в том числе человек, когда-то
вышли из океана. Наше тело на 70-80 процентов
состоит из воды, поэтому наш организм только
неделю может прожить без жидкости, а дальше идут
необратимые процессы. Даже ребенок в утробе
матери находится в околоплодной жидкости.
Удивительное сходство между морской водой, по
составу солей и кровью, тоже не случайно.
Удары нашего пульса так же ритмичны, как приливы
и отливы моря. Поэтому эта среда нам не
безразлична!
В мировом океане обитает огромное количество
самых разнообразных живых организмов.
Но везде ли в океане существует жизнь?
Для миллионов удивительных существ море –
родной дом. Дом не простой – многоэтажный.
Сегодня мы познакомимся с этажами Мирового
океана и группами организмов их населяющих.
Рассмотрим, какие условия наиболее благоприятны,
для развития жизни в океане.
3. Актуализация изученного материала.
Для жизни должны быть определенные условия.
Без каких условий ребята, организмы не могут
существовать? (свет, пища, кислород,
благоприятные температуры)?
Вопрос№1 Пользуясь картой учебника «Температура поверхностных вод Мирового океана» (стр.180), и предыдущими знаниями, определите, в каких широтах Мирового океана сложились наиболее благоприятные условия для жизни? ( слайд №2)
Учащиеся рассматривают карту и делают вывод.
Вывод: Чем ближе к экватору, тем разнообразнее и богаче мир живой природы. Рассмотрим горизонтальную зональность.
Вопрос №2. Как изменяется температура вод Мирового океана с глубиной? Рассмотрите карту глубин (Слайд № 4)
Вопрос №3. Как распределяются живые организмы с глубиной? Где более разнообразна и богата жизнь в океане, почему? (Слайды № 5, 6)
Учащиеся делают вывод о распространение организмов в океанах.
Наиболее богата живыми организмами мелководная прибрежная часть океана (шельф). Здесь особенно благоприятны условия для жизни: вода хорошо освещается и прогревается, богата кислородом и минеральными веществами. Глубже 200 м, куда слабо проникает солнечный свет, бедный органический мир, обитают в основном животные-хищники.
4. Изучение нового материала
– Сейчас мы совершим путешествие по всем этажам океана. Познакомимся с организмами, обитающими в разнообразных условиях. По условиям обитания органический мир делится на три большие группы: планктон, нектон, бентос.
1. Знакомство с группами организмов (рис. стр.230, слайд № 9 – 12).
Планктон (с греч. – блуждающие) – мелкие организмы, свободно дрейфующие, парящие в толще воды и не способные – сопротивляться течению. Делятся на фитопланктон и зоопланктон.
Нектон (от греч. nektos – плавающий) – совокупность активно плавающих организмов, преимущественно хищных, способных противостоять силе течения и самостоятельно перемещаться на значительные расстояния. К нектону относится более 20 000 разновидностей организмов.
Бентос (от греч. – глубина) – совокупность организмов, обитающих на грунте и в грунте дна водоемов. Организмы, ползающие по дну или ведущие прикрепленный образ жизни.
2. Рассмотрим, какие приспособления вырабатываются у живых организмов в связи с разными условиями обитания. Работа со слайдами.
Вопросно-ответная работа. Учащиеся по ходу просмотра слайдов и в/фрагментов работают с карточками.
– Какие приспособления выработались у
организмов, обитающих в верхних слоях океана, на
примере планктона? (Слайды №14-15).
Вместе с учащимися рассмотреть и выявить, какие
приспособления появляются у организмов,
обитающих в верхних слоях. Ребята
самостоятельно называют отличительные черты
и приспособления живых организмов. (Легкие,
маленькие, свободно парящие организмы,
прозрачные тела, без скелетов, имеют выросты и
шипы.)
– Какие приспособления возникли в средних
этажах Мирового океана, рассмотреть на примере
нектона. (Слайдв №16-17)
Вместе с учащимися рассмотреть и выявить, какие
приспособления появляются у организмов,
обитающих в средних слоях. (Ответ: активно
плавающие, обтекаемое тело, спинные,
хвостовые плавники, сильная мускулатура,
образуют стаи, косяки)
2. Знакомство с новым понятием
Эхолокация – это способ звукового поиска в воде, при котором расстояние до объекта определяется по времени возвращения эхо-сигнала.
– Какие приспособления возникли у придонных животных? Рассмотреть на примере бентоса. (Слайды №18-19)
Вместе с учащимися рассмотреть и выявить, какие приспособления появляются у придонных животных. (Ответ: прикрепленный образ жизни, от подвижного до малоподвижного, роют норы, убежища, применяют маскировку, имеют специальные приспособления для крепления ко дну).
3. Знакомство с новым понятием
Симбиоз – взаимовыгодное сосуществование двух организмов
– А какие приспособления возникли в сообществе
глубоководных обитателей? (Слайды № 20-24)
Вместе с учащимися рассмотреть и выявить, какие
приспособления появляются у глубоководных
животных (ответ: слепые или с большими глазами,
сплющенное тело, различные приспособления для
приманивания добычи)
4. Знакомство с новым понятием
Биолюминесценция – способность живых организмов светиться, достигаемая самостоятельно или с помощью симбионтов
– А как же многие организмы защищаются или прячутся от врагов? Что такое мимикрия? (Слайд №25)
5. Знакомство с новым понятием.
Мимикрия – защитная окраска и форма животных (камуфляж).
5. Подведение итогов
– Сегодня мы познакомились с многоэтажным , интересным, загадочным и разнообразным миром. С глубиной меняются условия жизни океана.
(Учащиеся самостоятельно продолжают предложение.)
1. Чем глубже мы погружаемся, тем флора и
фауна океана становится всё … (беднее)
2. Света с глубиной становиться … (меньше)
3. Давление … (выше)
4.Температуры становятся …(ниже)
– Для выживания в этих условиях, у обитателей подводных глубин возникли специальные приспособления – адаптации. Но, к чему не могут приспособиться морские обитатели, так это к человеческой деятельности. Экология морей на человеческой совести.
В завершение урока показывается видеофрагмент из фильма Ж. Перрена «Океаны».
6. Рефлексия
1. Достигли ли мы цели, которую ставили перед
уроком.
2. Что нового вы узнали на уроке?
3. Чем больше всего вам понравилось заниматься на
уроке?
4. Что показалось вам наиболее сложным при
изучении темы?
5. Что было знакомо по данной теме?
6. Что вас больше всего затронуло?
7. Выставление оценок. Домашнее задание
Приложение 1
Карточка с заданием
Просмотрев видеосюжет
– вписать название животного в таблицу
– определить черты приспособления к жизни в
определенных условиях обитания.
– к какой группе относится данный организм.
Разнообразие живых организмов | ||
Название морских видов | Какие приспособления имеют | К какой группе организмов относятся |