Авторы учебника: Т.Е. Демидова, С.А.Козлова, А.П. Тонких.
Цели:
- Познакомить с задачами с альтернативным условием и особенностями их решения. Продолжать учиться складывать и вычитать числа в пределе 100.
- Развивать умения решать текстовые задачи, задачи на нахождение периметра, задачи на развитие логики.
- Воспитывать трудолюбия упорства стремление самостоятельно добывать знания
Тип урока: открытие новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
– Жил-был Вовка. И хотелось ему пожить так, чтобы ничего не надо делать. Школьник Вовка мечтает о сказочной жизни, ведь в сказках всё делается по щучьему веленью. Сегодня на уроке математика вместе с Вовкой мы попадём с вами в сказку.
2. Актуализация знаний. Фронтальная работа
а) Выбор лишнего предмета
– Посмотрите, пожалуйста, на экран и определите, какой предмет может быть лишним.
- книга с синей обложкой – у остальных книг обложки зелёные
- толстая книга – остальные тонкие;
- книга «Сделай сам» – остальные книги «Сказки»
– Именно эту книгу предложила Вовке библиотекарь. Тогда библиотекарь с помощью книги «Сделай сам» обещает отправить Вовку в его любимую книгу. Хотите узнать, как она это сделает? Тогда откроем книгу.
б) Сравнивание выражений
– Сравните выражения, поставьте знак больше, меньше, равно.
32 + (25 + 21) * 32 + 56
98 – 23 – 15 * 98 – 37
– Идёт фронтальная работа, с объяснением
выбора решения. Ставится знак меньше.
– Значит, как библиотекарь смогла отправить
Вовку в тридевятое царство? (Уменьшила его.)
в) Решение задачи на определение периметра.
– Видит Вовка стоит возле забора царь, а в руках
большущая малярная кисть.
– Царство обнесено со всех сторон забором имеет
прямоугольную форму. Длина 20 метров, а ширина
13 метров. Найдите длину забора царства.
а = 20 м Р = а + б + а + б
в = 13 м Р = 20 + 13 + 20 + 13 = 66 м
Р – ? м
Ответ: Р = 66 м
– Возмутился Вовка: «Не царское это дело забор красить». Приказал царь отрубить Вовке голову. И стала стража бегать за Вовкой
г) Зарядка для глаз.
На экране Вовка бегает по периметру, по диагонали, по кругу.
– Чудом Вовка ноги унёс. Подхватило Вовку волной и унесло в сказочный лес.
д) Решение задачи на логическое мышление.
– Встретил Вовка в этом лесу Василис,
собравшихся на слёт по обмену премудростями.
– Первая Василиса не ткала скатерть-самобранку.
Вторая не строила дворец и не ткала
скатерть-самобранку. Что может делать каждая
Василиса?
(Решение задачи с помощью таблицы)
3. Открытие нового знания
В этом задании знакомлю детей с задачей с альтернативным условием и особенностями её решения. Необходимость появление этих задач обусловлена тем, что такие задачи дают возможность:
- организовать более глубокую работу по анализу текста;
- поработать на одном тексте с несколькими вариантами одной и той же математической модели, а значит, дают дополнительные возможности формировать такие предметные умения, как решение задач;
- работа с такими задачами даёт возможность развития вариативности и креативности мышления детей.
– Для постройки дворца Василиса использовала 15 коричневых шлакоблоков и 12 синих. Шесть шлакоблоков одного цвета ей не понадобились. Сколько коричневых и сколько синих шлакоблоков использовала Василиса?
Работа с текстом идёт по частям.
План работы:
1. Читаем условия задачи/
2. Словарная работа: шлакоблоки/
3. Даём возможность детям попробовать решить
задачу/
4. Читаем поочерёдно рассуждения каждого
персонажа и решение записываем на доске.
Вторая Василиса: «Не понадобились 6 коричневых шлакоблоков»
15 – 6 = 9 (ш) коричневых
Ответ: 9 коричневых и 14 синих шлакоблоков использовала.
Третья Василиса: «Не понадобились 6 синих шлакоблоков»
12 – 6 = 6 (ш) синих
Ответ: 15 коричневых и 6 синих шлакоблоков использовала
Первая Василиса рассуждала так: «Может не понадобятся 6 коричневых шлакоблоков»
15 – 6 = 9 (ш) коричневых
Тогда могло быть использовано 9 коричневых и 12 синих шлакоблоков.
Может не понадобятся 6 синих шлакоблоков.
12 – 6 = 6 (ш) синих
Тогда могло быть использовано 9 коричневых шлакоблоков и 12 синих шлакоблоков.
Ответ: Василиса использовала 9 коричневых и 12 синих шлакоблоков или 15 коричневых и 6 синих шлакоблоков.
5. Сравниваем решения ещё раз, с опорой на запись, проговариваем, как понял условие задачи каждый из персонажей.
– Почему верно решила задачу только первая Василиса?
Вывод: есть такие задачи, решить которые можно, только рассмотрев все возможные варианты условия
4. Формулирование темы и целей урока
– Итак, сформулируйте тему урока.
(Решение задач с несколькими вариантами ответов)
5. Первичное закрепление. Фронтальная работа. Задание №2 с. 14
В магазине продаётся сок только в литровых или двухлитровых пакетах. Вова купил два одинаковых пакета сока. Сколько литров сока он купил?
Назовите верное решение а) 4л; б) 3 л; в) 2 л; г) 4 л или 2 л.
План работы:
6. Читаем текст.
7. Выделяем в условии слова только в литровых или
двухлитровых пакетах.
8. Рассматриваем все возможные варианты условия:
а) Вова купил два одинаковых пакета сока объёмом по 1л;
б) Вова купил два одинаковых пакета сока объёмом по 2л.
– рассматриваем готовые ответы, данные в дополнительном задании под точкой, и выбираем ответ.
6. Систематизация и повторение
– Не хочу, не хочу! В школе учат, ещё тут в сказке
навалились! – закричал Вовка.
И отправили Василисы Вовку в тридесятое царство.
Там есть двое из ларца одинаковых с лица, что им
не прикажешь, они всё сделают.
а) физкультминутка
Вовка по сравнению с этими двумя великанами
карликом оказался.
Игра на внимание «Карлики – великаны»
б) решение примеров на сложение и вычитание в пределах 100
Приказал Вовка им сделать пирожного,
мороженного, конфет, открыл рот, думает, наемся
сейчас до отвалу. Да толь есть за Вовку они сами
стали.
Понял Вовка , что самому трудиться придётся. Стал
он примеры решать. Давайте проверим правильно ли
решит Вовка.
в) составление к задачам уравнение и решение их
Самостоятельная работа в парах.
– Конфетами не наешься. Стал Вовка думать, сколько пшеничной и сколько ржаной муки ему понадобится, чтобы замесить тесто на пирожки.
г) решение с многочисленными вариантами ответов на «отпиливание» угла квадрата
– Испёк пирожки Вовка, наелся и взял книгу
«Сделай сам»
– У крышки квадратного стола 4 угла. Сколько
станет углов, если 1 угол отпилить? Ответ: 5 углов
или 4 угла или 3 угла.
7. Итог урока. Рефлексия деятельности
– Как вы думаете, какой вывод для себя сделал
Вовка? (Надо трудиться, а не лениться, добывать
самостоятельно знания).
– Вот какая история приключилась с Вовкой.
Явился он в сказку лентяем, а вышел мастером хоть
куда. Чудеса, да и только!
– Что нового вы узнали из урока. (Научились
решать задачи с несколькими вариантами ответов)
– А кто хочет узнать о новых приключениях Вовки
можно взять в библиотеке книжку Вадима
Коростылёва «Вовка в тридевятом царстве»
8. Домашняя работа
С. 15 №3 – решить примеры, №6 – найти периметр фигур
Самоанализ урока
Анализируемый урок математика
подготовлен и проведён с учащимися 2-го класса
по теме: Решение задач с несколькими вариантами
ответов.
Тип урока: «открытие новых знаний».
Это… урок раздела: «Сложение и вычитание чисел в пределе 100» в курсе математика 2-го класса.
В ходе урока решались следующие цели:
Образовательные
- познакомить с задачами с альтернативным условием и особенностями их решения.
- продолжать учиться складывать и вычитать числа в пределе 100.
Развивающие
- развивать умения решать текстовые задачи, задачи на нахождение периметра, задачи на развитие логики.
- развивать интересы к чтению
Воспитательные
- воспитывать трудолюбия упорства стремление самостоятельно добывать знания
Цели урока соответствуют его месту в учебной теме, требованию программы обучения математики и учебного плана для данного класса. Выбранная структура урока рациональна для решения этих задач. Этапы урока логично связаны друг с другом.
С целью развития интереса к математика, познавательной мотивации в изучении предмета, актуализации активности школьников использовались современные технологии и методы:
Особое место на уроке отводится деятельностному, практическому методу обучения, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
В ходе урока контроль знаний, умений и навыков был организован через выполнение системы заданий посредством использования анимационных слайдов. Вся наглядность и оформление соответствует теме и логике урока, способствует эстетическому воздействию на учащихся.
Здоровьесберегающий аспект урока состоял в посильности выполняемых заданий, установления духа сотрудничества, своевременной оценке успешно выполняемых заданий, создании ситуации успеха, а также в проведении двух динамических пауз, представляющих зарядку для глаз и игры на внимание «Карлики-великаны».
Игровая форма сотрудничества в этом возрасте становится незаменимым средством для того, чтобы понятия наполнялись для ребёнка смыслом, стали его собственной логикой. Действую от имени персонажа «Вовки» ребёнок должен усвоить материал урока, чтобы пройти игру, предложенную учителем.
Достаточно высокая работоспособность учащихся в течение всего урока обеспечивалась хорошим психологическим климатом на уроке, разнообразием и быстрой сменой видов деятельности, динамичностью урока и соответствием содержания урока возрасту учащихся.
Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуации успешности, поощрения в виде похвалы, игровой формы сотрудничества с учениками.
Главный результат данного урока – соответствие его целям опережающего развития. Школьники изучали не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята вовлечены в исследовательскую деятельность, творческие задания, групповую работу, в ходе которых они учатся изобретать, фантазировать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Считаю, что мне удалось достичь желаемых результатов урока. Ребята сохраняли заинтересованность и активность до окончания урока. Надеюсь, что данный урок поможет детям в саморазвитии.