Логопедическое занятие для детей старшей группы. Пальчиковый театр "Случай на лесной полянке"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: развитие мелкой моторики рук, коррекция речи посредством пальчикового театра

Задачи:
-тренировка пальцев и кистей рук, стимуляция деятельности речевых зон коры головного мозга;
- координация речи с движением;
- развитие зрительного внимания, вербальной памяти;
- формирование чувства музыкального ритма;
- обогащение словаря по теме : «Цветы», «Животные»;
- развитие творческой фантазии, воображения.

Оборудование: детские разноцветные перчатки (розовые, красные, белые, черные, серые, оранжевые, синие, фиолетовые, коричневые), ширма, костюм дирижера (фрак, цилиндр, дирижерская палочка), макет солнца.

Ход.

 

Ведущий:
В лес весенний на прогулку
Приглашаем вас пойти.
Интересней приключений
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу весеннем
Интересное найдем.
Непростой он, этот лес.
Загадок полон и чудес.
Мы к опушке подойдем,
И тихонько в лес зайдем.
А вы нас не торопите,
И тихонько посидите.

Дети заходят в зал.

 

 

 

 

 

Дети заходят за ширму.

Ведущий продолжает:
Что же было под сосной
На опушке лесной?
Дерево растет могучее,
Выше ели, выше ели тучи.

Рядом вырос вдруг грибок,
У него блестящий бок.
Он стоит на ножке крепко
Под коричневою кепкой.
А рядом в шапочке- красной,
Он даже для волка опасный.

Звучит медленная тихая музыка.
1 ребенок выполняет пальчиковое упражнение «Дерево» в зеленых перчатках. Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены, подняты вверх. Рисунок № 1
2 ребенок – упражнение «Грибок». Левая рука в белой перчатке поднята вверх, правая рука в коричневой перчатке накрывает левую ладонь
3 ребенок- Левая рука в белой перчатке поднята вверх, правая рука в красной  перчатке накрывает левую ладонь.
Грибы исчезают.

Ведущий:

Весенний лес вам шлет привет
А с ним весенний наш букет!
Рано солнышко встает,
Распускается цветок.
Сильный ветерок подул-
И к земле цветы пригнул.
Тёплый дождичек полил
И цветы вновь оживил.
Солнце светит с высоты,
Веселятся все цветы.

Вдруг пришёл волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Крыльями он замахал,
И цветы заколдовал.

Это кто там под кустом?
Кто-то с рыженьким хвостом.
Вот бежит лисичка
Хитрая сестричка.
По полянке рыщет,
Видно, зайца ищет.

За лисой тропой тернистой
Скачет зайка прыг да скок.
Ушки длинные у зайца
Из кустов они торчат.
Он и прыгает и скачет,
Веселит своих зайчат.

Волк- известный забияка,
Хоть похож, но не собака.
Волк по лесу вечно рыщет
И себе добычу ищет.
Зайца все хотят поймать,
Надо зайцу убегать.

Мышка серенькая в норке
Тихо грызла хлеба корку.
По-тихоньку, по-немножку

 

Там за ней крадётся кошка.
Мышка кошку увидала,
Юрк- и в норку убежала.

Разбежались на лужайке
Мышка, лисонька и зайка.
Стали звери веселиться,
Стали весело кружиться.

Но пришёл волшебник злой,
Он ужасный и большой.
Крыльями он замахал,
И зверей заколдовал.
Что нам делать, как нам быть?
Как друзей нам выручить?
Колдовство  чтоб злое снять,
Музыкантов надо звать.
Сейчас оркестр заиграет,
Дирижёр им управляет.

Дружно все вы поиграли
И зверей расколдовали.
Разбежались по лужайке,
Мышки, лисоньки и зайки.
Стали звери веселиться,
Стали весело кружиться.
Дружно все вы поиграли,
И цветы расколдовали.
Солнце светит с высоты,
Веселятся все цветы.
Вот что было под сосной
На опушке лесной!

Медленно поднимается макет солнца. Звучит музыка.
Появляются руки детей в разноцветных перчатках, изображающие разные цветы.
Кисти рук наклоняются вперед.
«Цветы» Рисунки №2-4

Кисти рук в перчатках поднимаются.

Кистями рук дети выполняют вертикальные круговые движения.

 

4 ребенок  - «Птица-волшебник» обе руки в черных перчатках изображает птицу: ладони повернуты к себе, большие пальцы цепляются друг за друга, остальные сомкнутые пальцы-крылья. Рисунок №5
Дети прекращают движения руками и опускают руки за ширму.
5 ребенок- упр «Лиса» в оранжевых перчатках. Складываем ладони обеих рук внутренней стороной друг к другу, большие пальцы поднимаем вверх, указательные и мизинцы сгибаем внутрь ладоней.

6 ребенок – упр «Зайка» в белой перчатке. Пальчики сжаты в кулачок, указательный и средний подняты вверх.

7 ребенок – упр «Волк» в серой перчатке.
Складываем ладони обеих рук внутренней стороной друг к другу, большие пальцы поднимаем вверх, указательные  сгибаем внутрь ладоней.

8 ребенок –упр «Мышка» в серой перчатке.  Средний и безымянный пальцы соединяются с большим, а указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному.

9 ребенок – упр «Кошка» в черной перчатке.
Средний и безымянный пальцы соединяются с большим, а указательный и мизинец подняты вверх. Рисунок №6
Дети, изображающие животных, приводят в движение кисти рук.

4 ребенок – «Волшебник» обе руки в черных перчатках изображает птицу: ладони повернуты к себе, большие пальцы цепляются друг за друга, остальные сомкнутые пальцы-крылья. Дети прекращают движения руками и опускают руки за ширму.
Выходят дети в зал и имитируют движения игры на музыкальных инструментах  и по -очереди говорят слова. Дирижер встает перед оркестром.
Мы пришли и встали,
На дудочке заиграли.    1 ребенок
Мы пришли и встали,    
На барабане заиграли.    2 ребенок
Мы пришли и встали,     
На гармошке заиграли.    3 ребенок
Мы пришли и встали,      
На балалайке заиграли.    4 ребенок

Дети, изображающие животных, приводят в движение кисти рук.

Дети, изображающие цветы кистями рук выполняют вертикальные круговые движения.

Все (дети и ведущий):
Соберём большой букет
И подарим людям.
Пусть на нашей на планете
Мир и счастье будет!

Дети, изображающие цветы, поднимают руки вверх и соединяют их в 1 букет.

Выходят все дети – участники в зал.  У каждого на руке надета перчатка, того персонажа, которого они представляли.  Каждый ребенок читает стихи от имени своего героя.

Подснежник. Г.Ладонщиков
Он появился раньше всех
Голубоватый,  нежный,
Когда в лесу еще был снег,
И назван был подснежником.

Гвоздика. Е.Серова
Гвоздика полевая,
Маленький цветок.
Среди ромашек белых
Горит, как огонек.

Ромашка. И. Лешкевич 
Я ромашка, я ромашка,
Словно белая рубашка, 
На полянке луговой
Потанцую танец свой 

Фиалка.
Я синие глазки,
Сейчас лишь открыла
И светлою росою
По Листочки умыла.

Василек. С.Черный  
Синий-синий василек,  
Ты любимый мой цветок!      
У шумящей желтой ржи       
Ты смеёшься у межи.    

 Роза.
Зовут меня розой, примите меня.
Я очень душиста, и цветом нежна.
 По цвету и имя такое мне дали,
 И даже царицей за пышность назвали.

Дерево. В. Цвынтарный   
У дерева ствол, на стволе много веток 
А листья на ветках зеленого цвета.

Гриб-боровик.В. Орлов
 Я богатырь среди грибов
 И любимец грибников.

Мухомор. Е.Алексеев  
Возле леса на опушке,  
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый мухомор. 

Лиса. Р. Рамазанов
Украшать собой леса,
 Видна, создана Лиса:
 Рыжая красавица
 Всякому понравится.

Заяц  
Я-зайка белый, длинные ушки,  
Спрятался от волка на лесной опушке.              

 Волк. В. Луговой
Вышел на охоту волк
  Он в охоте знает толк.

Кошка. В. Цвынтарный
А у кошки ушки на макушке, 

Чтобы лучше слышать мышь в её норушке.      

Мышка. В. Цвынтарный   
Cеренький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Птица-волшебник.
Летает над поляной волшебная птица,
Кто её увидит – всяк её боится.  

 

Занавес закрывается.  

Использованная литература:

  1. В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь», «Лань», С-Пб, 1997
  2. М.Ю. Картушина  «Логоритмические занятия в детском саду», «ТЦ Сфера»,2003 

Рисунки