Игровые приемы на логопедических занятиях по коррекции звукопроизношения

Разделы: Логопедия

Классы: д/с, 1


Общеизвестно, что от своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой. По данным статистики, примерно у 28 – 30% первоклассников встречаются нерезко выраженные нарушения звуковой стороны речи. Коррекция звуковых замен в устной речи ребенка дошкольного возраста служит профилактикой дисграфии. Таким образом,  выявление недостатков звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Логопедическая работа будет успешной при условии создания и поддержания благоприятных факторов. К ним относятся:

  • эмоциональный контакт логопеда с ребенком;
  • предъявляемые задания соответствуют уровню развития познавательной сферы данного ребенка (индивидуальный подход);
  • интересная и разнообразная форма организации занятий;
  • смена ситуации занятия для поддержания внимания ребенка;
  • сочетание приемов работы, которые не приводят ребенка к утомлению;
  • оказание логопедом стимулирующей помощи при необходимости;
  • широкое применение дидактического материала;
  • обеспечение ребенку ощущения успеха;
  • избегание негативных оценок в адрес ребёнка (если он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному).

Как воплотить в жизнь вышеперечисленные факторы? Традиционно на этапе автоматизации звука логопед проводит разнообразные упражнения на развитие у  логопата внимания, памяти, мышления. На своих занятиях я предлагаю детям задание «Корректурная проба в картинках», которое способствует развитию усидчивости, развитию зрительного восприятия, концентрации и устойчивости внимания. Вариативность заданий позволяет также развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова, процессы классификации, расширять лексический запас, способствует развитию пространственных представлений.  Картинки для составления подобных заданий отбираю из иллюстрированных пособий и сканирую их. На рисунке 1 представлен образец задания.

Возможные варианты заданий:

  1. Обозначить (подчеркнуть, обвести, зачеркнуть и т.п.) заданную картинку («нарисуй волну под рыбкой»).
  2. Обозначить картинку слева (справа) от заданной («подчеркни предмет, который находится справа от коровы»).
  3. Обозначить только заданную последовательность картинок (конфету и рыбку поместить в прямоугольник).
  4. Обозначить картинку, в названии которой есть звук Р (или другой звук).
  5. Обозначить картинки, название которых начинается с определенного звука.
  6. Обозначить картинки, название которых начинается с определенного слога (буквосочетания).
  7. Обозначить картинки, которые относятся к определенной лексической теме.
  8. Обозначить картинки, которые не относятся к определенной лексической теме.
  9. Обозначить картинки, название которых отвечает на вопрос «Кто?» («Что?»).
  10. Обозначит картинку, которая находится первой в ряду.

Творчески относящийся к работе логопед придумает и другие варианты заданий. Исходя из особенностей развития ребенка, его речевого нарушения, динамики коррекционной работы и цели занятия педагог подбирает соответствующий картинный материал и задания к нему.  После выполнения упражнения ребенок проговаривает слова, составляет с ними словосочетания, придумывает предложения и небольшие сюжетные рассказы. Логопед автоматизирует поставленный звук в игровой форме.
На рисунке 3 представлен образец задания «Нарисуй дорожку только под домашними животными».

На рисунке 3 представлен образец задания «Обведи в кружок те предметы, в названии которых есть звук С».

На индивидуальных логопедических занятиях с учащимися 1-го класса, имеющими нарушения звукопроизношения, организую игру с картинками серии «Лото».  Всего предъявляется 9 картинок (выкладываются по три  картинки  в  три   ряда)  определенной темы. В усложненном варианте игры присутствуют картинки нескольких лексических групп.         Во время выкладывания картинок ребёнок называет их, в случае затруднения логопед помогает. На рисунке 4 представлен образец задания.

Далее логопед обращается к ребёнку с вопросами и заданиями.

  1. Назови картинки, которые находятся слева (справа, вверху, внизу).
  2. Что слева от ананаса? Что справа от дыни?
  3. Что над грушей? Что под бананами?
  4. Что между хурмой и грушей?
  5. Как назвать все картинки одним словом?
  6. Какой фрукт находится в правом верхнем ряду?
  7. Какой фрукт в левом нижнем углу?
  8. Закрой глаза, я уберу картинку. Определи, какой фрукт пропал.
  9. Уберу две (три) картинки. Назови их.
  10. Поменяю местами картинки. Что изменилось?
  11. Одну картинку уберу, другую положу. Что изменилось?
  12. Назови еще раз картинки одним словом. Закроем их. Вспомни все названия фруктов.

          Таким образом, закрепляется правильное звукопроизношение, постепенно отрабатываются основные обобщающие понятия,  восстанавливаются имеющиеся пробелы в знаниях, закрепляются навыки пространственной ориентировки, тренируется зрительная и слуховая память, произвольное внимание, развивается интерес к логопедическим занятиям, у ребенка создаётся положительный эмоциональный фон.                                                           

Список литературы.

  1. Барсукова Л.А., Румега Н.А., Земская Н.Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
  3. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.
  4. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2009.