Общеизвестно, что от своевременного формирования правильного произношения зависят общая культура речи и нормальное речевое общение ребенка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой. По данным статистики, примерно у 28 – 30% первоклассников встречаются нерезко выраженные нарушения звуковой стороны речи. Коррекция звуковых замен в устной речи ребенка дошкольного возраста служит профилактикой дисграфии. Таким образом, выявление недостатков звукопроизношения и их исправление являются обязательным разделом всего комплекса работы по развитию речи детей дошкольного возраста.
Логопедическая работа будет успешной при условии создания и поддержания благоприятных факторов. К ним относятся:
- эмоциональный контакт логопеда с ребенком;
- предъявляемые задания соответствуют уровню развития познавательной сферы данного ребенка (индивидуальный подход);
- интересная и разнообразная форма организации занятий;
- смена ситуации занятия для поддержания внимания ребенка;
- сочетание приемов работы, которые не приводят ребенка к утомлению;
- оказание логопедом стимулирующей помощи при необходимости;
- широкое применение дидактического материала;
- обеспечение ребенку ощущения успеха;
- избегание негативных оценок в адрес ребёнка (если он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному).
Как воплотить в жизнь вышеперечисленные факторы? Традиционно на этапе автоматизации звука логопед проводит разнообразные упражнения на развитие у логопата внимания, памяти, мышления. На своих занятиях я предлагаю детям задание «Корректурная проба в картинках», которое способствует развитию усидчивости, развитию зрительного восприятия, концентрации и устойчивости внимания. Вариативность заданий позволяет также развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова, процессы классификации, расширять лексический запас, способствует развитию пространственных представлений. Картинки для составления подобных заданий отбираю из иллюстрированных пособий и сканирую их. На рисунке 1 представлен образец задания.
Возможные варианты заданий:
- Обозначить (подчеркнуть, обвести, зачеркнуть и т.п.) заданную картинку («нарисуй волну под рыбкой»).
- Обозначить картинку слева (справа) от заданной («подчеркни предмет, который находится справа от коровы»).
- Обозначить только заданную последовательность картинок (конфету и рыбку поместить в прямоугольник).
- Обозначить картинку, в названии которой есть звук Р (или другой звук).
- Обозначить картинки, название которых начинается с определенного звука.
- Обозначить картинки, название которых начинается с определенного слога (буквосочетания).
- Обозначить картинки, которые относятся к определенной лексической теме.
- Обозначить картинки, которые не относятся к определенной лексической теме.
- Обозначить картинки, название которых отвечает на вопрос «Кто?» («Что?»).
- Обозначит картинку, которая находится первой в ряду.
Творчески относящийся к работе логопед придумает и другие варианты заданий. Исходя из особенностей развития ребенка, его речевого нарушения, динамики коррекционной работы и цели занятия педагог подбирает соответствующий картинный материал и задания к нему. После выполнения упражнения ребенок проговаривает слова, составляет с ними словосочетания, придумывает предложения и небольшие сюжетные рассказы. Логопед автоматизирует поставленный звук в игровой форме.
На рисунке 3 представлен образец задания «Нарисуй дорожку только под домашними животными».
На рисунке 3 представлен образец задания «Обведи в кружок те предметы, в названии которых есть звук С».
На индивидуальных логопедических занятиях с учащимися 1-го класса, имеющими нарушения звукопроизношения, организую игру с картинками серии «Лото». Всего предъявляется 9 картинок (выкладываются по три картинки в три ряда) определенной темы. В усложненном варианте игры присутствуют картинки нескольких лексических групп. Во время выкладывания картинок ребёнок называет их, в случае затруднения логопед помогает. На рисунке 4 представлен образец задания.
Далее логопед обращается к ребёнку с вопросами и заданиями.
- Назови картинки, которые находятся слева (справа, вверху, внизу).
- Что слева от ананаса? Что справа от дыни?
- Что над грушей? Что под бананами?
- Что между хурмой и грушей?
- Как назвать все картинки одним словом?
- Какой фрукт находится в правом верхнем ряду?
- Какой фрукт в левом нижнем углу?
- Закрой глаза, я уберу картинку. Определи, какой фрукт пропал.
- Уберу две (три) картинки. Назови их.
- Поменяю местами картинки. Что изменилось?
- Одну картинку уберу, другую положу. Что изменилось?
- Назови еще раз картинки одним словом. Закроем их. Вспомни все названия фруктов.
Таким образом, закрепляется правильное звукопроизношение, постепенно отрабатываются основные обобщающие понятия, восстанавливаются имеющиеся пробелы в знаниях, закрепляются навыки пространственной ориентировки, тренируется зрительная и слуховая память, произвольное внимание, развивается интерес к логопедическим занятиям, у ребенка создаётся положительный эмоциональный фон.
Список литературы.
- Барсукова Л.А., Румега Н.А., Земская Н.Е. Логопедия для учителей, психологов, родителей. – Ростов н/Д : Феникс, 2010.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М.: Издательство «Ось-89», 2005.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Парные звонкие-глухие согласные. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2009.