Основная задача современного образования заключается в том, чтобы качественно поднять уровень знаний и умений учащихся. Всем известно, что лучше усваивается тот материал, который вызывает непосредственный интерес и любознательность ребенка.
Для учащихся младших классов именно родной край является окружающим пространством, осознанным ими с детства, прочувствованным и принятым: семья, дом, друзья, город, лес, река.
Поэтому в своей работе я руководствуюсь принципом: мира не узнаешь не зная края своего.
Знакомство с родным краем мы начинали с первого класса:
- «Визитная карточка города» – экскурсия достопримечательности и памятники г. Шимановска.
- «История нашего города», «Растительность и животный мир края» – экскурсии в городской музей.
- «Земляки – участники Великой Отечественной войны» – библиотечный урок в КСК, посвященный дню Победы.
Включаю краеведческий материал в уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира.
Моя цель:
- формирование у ребят чувства любви к малой родине;
- эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут;
- развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни;
- желание больше узнать природу своего края, его историю.
Ценностно-смысловая компетентность помогает мне в этой работе.
Формируя ценностно-смысловую компетентность на уроках, во внеучебной деятельности добиваюсь, чтобы мои учащиеся:
- овладели способностью лучше видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем;
- осознавали свою роль и предназначение в обществе;
- умели самостоятельно принимать решение в различных жизненных ситуациях.
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс, где постараюсь показать, как формируется ценностно-смысловая компетентность через уроки математики.
Мы знаем, что наша Амурская область богата водоемами. Животный и растительный мир водоемов очень разнообразен. Также мы знаем, что наши водоемы нуждаются в защите и охране.
Сегодня на мастер-классе мы будем говорить об этом, а также закреплять письменные приемы умножения и деления многозначного числа на однозначное.
Цели мастер-класса:
- На основе знаний о своём родном крае показать разнообразие животного и растительного мира водоёмов Амурской области.
- Формирование у детей чувства любви к малой Родине, эмоционально-положительного отношения к тем местам, где они родились и живут. Желание больше узнать о природе своего края, его истории.
Ход мастер-класса
Команды «Географов» и «Экологов» работают сегодня над этой проблемой.
I. Разминка.
Сосчитать, записать ответы:
- Раньше один человек расходовал в сутки 10 литров воды, а сейчас 500 литров. Во сколько раз больше стал человек расходовать воды? (50 раз)
- Лосось плыл 5 ч со скоростью 30 км/ч. Какое расстояние он проплывет? (150 км)
- За одну минуту крупная рыба прокачивает через жабры 6 л воды. Сколько литров воды прокачает рыба за один час? (360 л)
- Амурский осетр весит 40 кг, что в 10 раз меньше, чем калуга. Узнай массу калуги. (400 кг)
Сложите полученные результаты вместе и вы узнаете шифр:
- 9060 – заповедники;
- 960 – водоемы;
- 9600 – полезные ископаемые.
II. Расшифруй название рек.
Вычисли в столбик, полученные ответы расположите так: «Географы» в порядке возрастания; «Экологи» в порядке убывания.
«Географы» | ||||||
5090 * 7 = 35630 | 8320 : 8 = 1040 | 7082 * 4 = 28328 | 75166 : 4 = 1879 | |||
1040, 1879, 28328, 35630. |
«Экологи» | ||||||
4080 * 8 = 32640 | 7504 : 8 = 938 | 6705 * 6 = 40230 | 8274 : 3 = 2758 | |||
40230, 32640, 2758, 938. |
III. Реши задачу. Главная река Амурской области.
«Географы»
Амур в пределах нашей области имеет длину 1246 км, что на 4 км больше, чем ее
приток Зея. Чему равна длина Зеи? (1246 – 4 = 1242 км – длина Зеи.)
«Экологи»
Амур от истока Аргуни до устья – имеет длину 4444 км. На территории Амурской
области длина Амура 1246 км. Узнайте длину Амура за пределами нашей области.
(4444 – 1246 = 3198 км – длина Амура за пределами области.)
«Географы»
Большая Пера – река протекает через наш город и делит его на Городской
поселок и Крестьянский поселок. Начало реки (исток) на Амурско-Зейской равнине к
северо-западу от Шимановска. Впадает в реку Зею выше города Свободного. Длина
Перы 145 км.
Амур – главная река нашей области. Одна из крупнейших рек мира. Протекает по южной границе Амурской области. Тунгусы, эвенки называют Амур «большая река», китайцы «река черного дракона». Исток – от слияния рек Аргуни и Шилки, впадает в Охотское море. На территории Амурской области Амур принимает 73 притока.
«Экологи»
За год во все водоемы попадает более 600 миллиардов тонн отработанных
промышленных и бытовых стоков, а в Мировой океан выливается до 12 миллионов тонн
нефтепродуктов. Из-за сильных загрязнений водоемов – купание во многих из них
запрещено.
IV. Озера нашего края.
Зейское водохранилище имеет площадь более 2400 км, рядом расположено озеро Огорон. Чтобы его заморозить, Деду Морозу потребуется в 300 раз меньше льда, чем для водохранилища. Найдите площадь озера Огорон. (2400 : 300 = 8 км)
«Географы»
Озеро Огорон имеет ледниковое происхождение. Его глубина более 5-ти метров.
Вообще крупных озер в Амурской области нет. Много небольших озер – стариц,
остатков древних русел рек.
Зейское водохранилище – это искусственный водоем, который возник после
сооружения Зейской гидроэлектростанции.
«Экологи»
Богат и разнообразен растительный и животный мир наших водоемов. Здесь можно
встретить такие редкие растения, как лотос Комарова, водяной орех; птиц – утку
мандаринку, белого аиста, японского журавля.
V. Рыбы наших водоемов.
Найдя корень уравнения, вы узнаете: «Географы» – сколько видов рыб обитает в наших водоемах; «Экологи» – сколько исчезающих, редких видов рыб.
«Географы» | «Экологи» | |
Х : 15 = 360 : 90 Х : 15 = 4 Х = 4 *15 Х = 60 60 : 15 = 360 : 90 4 = 4 |
60 * Х = 180 * 2 60 * Х = 360 Х = 360 : 60 Х = 6 60 * 6 = 180 * 2 360 = 360 |
VI. Охрана водоемов.
Объясните, что обозначают следующие экологические знаки:
- Экономно расходуйте воду, уходя из дома проверяйте краны.
- Не загрязняйте водоемы, это ведет к гибели растений и животных.
- Нельзя ловить рыбу во время нереста.
- Помните о том, что водоемы это дом для рыб, птиц, насекомых.
Надо бережно относиться ко всем водоемам большим и малым.