Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях"

Разделы: Логопедия


Цели занятия:

  1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата, силы голоса, выдоха.
  2. Закрепление звука [Ч] в отраженном повторении за логопедом и в самостоятельном произношении в слогах, словах, предложениях.
  3. Развитие фонематического восприятия, слухового и речевого внимания, звукового анализа.
  4. Обогащение и активизация словарного запаса.
  5. Развитие логического мышления, зрительного восприятия, памяти.
  6. Развитие тактильных ощущений, тонкой моторики.
  7. Воспитание любви к природе.

Оборудование:

  • карточка с буквой Ч, схема артикуляции звука, звуковичок (характеристика звука);
  • арбузные семечки, бабочка (аппликация);
  • различные предметные картинки и предметные картинки со звуком [ч];
  • карточки-пазлы по теме: «Антонимы» (дидактическая игра);
  • индивидуальная карточка со словосочетаниями;
  • индивидуальная карточка с деформированными предложениями;
  • карточки по теме: «Четвёртый лишний».

Ход занятия

I. Организационный момент.

Логопед загадывает загадку, в руках бабочка.

Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

- Что это за цветок?

- Бабочка.

- Какой пятый звук в этом слове?

- Звук [Ч].

- Продолжим работу над правильным произношением этого звука.

II. Артикуляционная гимнастика.

  1. «Трубочка» (вытягивание губ вперёд трубочкой).
  2. «Трубочка»-«Улыбка» (чередование упражнений).
  3. «Конфетка» (удерживать «приклеенную» переднюю часть языка у верхнего нёба).
  4. «Лошадка» («поцокать» языком).
  5. «Вкусное варенье» (широким языком облизать губы).
  6. «Почистим зубки» (упражнение выполняется при закрытом рте, круговое движение языка между губами и зубами).
  7. «Качели» (языком потянуться к носу, затем к подбородку).
  8. «Часики» (при широко открытом рте языком тянуться к уголкам рта).

III. Произношение изолированного звука.

- Как стрекочет сверчок?

- Ч-ч-ч.

IV. Разбор артикуляции звука.

На столе схема артикуляции звука.

- Вспомним, где находится язык, как расположены губы при произношении звука [ч]. Схему комментирует логопед (ребёнок определяет положение своего язычка и губ):

  • губы округлены и выдвинуты слегка вперёд,
  • зубы сближены,
  • кончик языка касается нёба (за бугорками),
  • боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам,
  • спинка языка поднята,
  • под напором выдыхаемого воздуха кончик языка отрывается от нёба.

V. Характеристика звука.

На столе звуковичок (характеристика звука).

- Какой это звук?

Характеристику звука даёт ребёнок.

- Звук [Ч] – согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий.

VI. Развитие фонематического восприятия.

- Повтори слоговые цепочки, слушай внимательно:

  • ач-оч-уч,
  • оч-уч-юч,
  • ыч-еч-ич,
  • ча-чо-чу,
  • чу-чи-че.

VII. Соотношение звука и буквы, развитие мелкой моторики.

- На что похожа буква Ч? (На столе карточка-буква.)

- На цифру «4».

- Выложи рядом с карточкой букву «Ч» из арбузных семечек.

VIII. Отработка звука в прямых и обратных слогах, в словах с ударением и без ударения на слоге.

(Ребёнок повторяет за логопедом.)

Ач-ач-ач, оч-оч-оч, уч-уч-уч, ыч-ыч-ыч.

  1. Врач – плач.
  2. Бочка – почка.
  3. Внучка – ручка.
  4. Ключ – колюч.
  5. Мяч – горяч.
  6. Колечко – гречка.
  7. Значки – каблучки.
  8. Проволочка – наволочка.

Ча-ча-ча, чу-чу-чу, чо-чо-чо, че-че-че.

  1. Чайник – причал.
  2. Бычок – крючок.
  3. Чей – ручей.
  4. Мальчик – зайчик.
  5. Удача – задача.

IX. Автоматизация звука [ч] в словах.

- Назови картинки, правильно выделяя звук. Предметные картинки со звуком [ч]: черепаха, качели, бочка, червяк, чайник, чемодан, чайка, чашка, часы.

X. Игра «Поймай звук».

Логопед называет слова. Ребёнок запоминает только те, в которых есть звук [ч].

- Колокольчики, цепь, сачок, щенок, черепаха.

- Объясни, пожалуйста, для чего нужен сачок?

- Это конусообразный сетчатый мешочек для ловли летающих насекомых или рыбы.

Логопед демонстрирует картинку с сачком.

- Составь предложение со словом «сачок».

(Вариант: найти среди различных предметных картинок те, в названиях которых есть звук [ч]).

XI. Антонимы.

- Посмотри на картинки и назови слово-признак, противоположное по смыслу слову, названному мной.

  1. Голубь белый, а ворон ..... (чёрный).
  2. Коктейль холодный, а чай ..... (горячий).
  3. Этот автомобиль грязный, а этот ..... (чистый).

- Сложи названные тобой противоположные слова (пазлы) к картинкам.

XII. «Четвёртый лишний».

- Посмотри на карточки. На каждой из них четыре предмета, выдели четвёртый лишний предмет.

Объясни, почему.

Картинки:

  • дуб, ель, берёза, одуванчик;
  • сова, попугай, ворона, кузнечик.

- Какой по счёту звук [Ч] в словах одуванчик, кузнечик. Раздели слова на слоги.

- Выдели в названных словах четвёртый лишний предмет: врач, лётчик, часовщик, удочка.

XIII. Составь словосочетания, предложения.

На столе индивидуальная карточка.

Чёрный   часы
Точные   бабочка
Ночная   грач
Горячий   варенье
Черничное   чай

- Подбери к словам-признакам из первого столбика слова-предметы со второго столбика. Соедини их стрелкой. Составь предложения с полученными словосочетаниями.

XIV. Закончи предложения.

- Прочитай начало предложений, закончи их словами, подходящими по смыслу со звуком [Ч]:

  1. На стене висят ..... (часы).
  2. Олечку лечил ..... (врач).
  3. Девочка ловит сачком ..... (бабочку).
  4. Мальчики бегут купаться на ..... (речку).
  5. К окну подлетела ..... (синичка).
  6. Художнику нужны краски и ..... (кисточки).

Выполнить схему предложения по выбору.

XV. Пересказ текста.

- Выдели из текста слова со звуком [ч], запомни их.

Текст читает логопед.

Злой мальчик.

Володя был во дворе. Собака Жучка грызла у крыльца кость. Володя стал отнимать у неё кость. Жучка заворчала. Володя взял палку и бросил в Жучку. Жучка вскочила и укусила Володе ногу. Володя закричал и побежал домой к маме. Мама сказала: «Сам виноват, терпи. Жучке тоже больно. Надо жалеть животных».

- Объясни значение слова «заворчала». Пересказ текста.

XVI. Итог занятия.

- С каким звуком мы занимались?

- Что понравилось на занятии?