Занятие по теме "Какие птицы зимуют на Севере?"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  1. Расширять и углублять знания детей о зимующих птицах Севера (снегирь, клест-еловик, тетерев), об их внешнем виде, среде обитания, питании.
  2. Развивать познавательную активность, любознательность.
  3. Учить детей анализировать результаты исследования, делать выводы, составлять рассказ.
  4. Развивать у детей связную речь.
  5. Воспитывать любовь к природе родного края и бережное отношение к птицам Севера.

Пособия:

  1. ягоды рябины, еловые шишки;
  2. плоскостная модель сугроба;
  3. изображение птиц (клест-еловик, тетерев, снегирь);
  4. фотоальбом с изображением зимующих птиц;
  5. мнемотаблица.

Предварительная работа:

  1. Знакомство с образом жизни птиц (снегирь, клест-еловик, тетерев).
  2. Рассматривание иллюстраций, фотографий с изображением птиц.

Ход занятия

Воспитатель вносит в группу конверт, обращает внимание на обратный адрес: «Лесовичок», спрашивает детей от кого могло придти такое письмо? Достает письмо, читает: «Здравствуйте ребята! Пишет Вам Лесовичок. Все птицы улетели из моего леса в теплые края. Что будет с моим лесом без птиц?»

Воспитатель: Вот такое письмо. Ребята, поможем лесовичку найти птиц? Может быть, не все птицы улетели из его леса?

Я приглашаю вас на прогулку в зимний лес.

Мы идем в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес.
Справа – березка в шубке стоит.
Елочка слева на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю тихо ложатся.

Вот мы и пришли на лесную поляну. Послушайте, действительно тихо в лесу.

Посмотрите вокруг, что это, кто-то на снегу рассыпал ягоды рябины?

Кто это мог сделать? (Дети высказывают предположения.)

Ребята, давайте внимательно осмотрим все вокруг.

Дети рассуждают и делают выводы: Если это был заяц или другие животные – остались бы следы; значит, здесь были, птицы.

Воспитатель: А какие именно птицы здесь побывали? (Снегири.)

Как вы догадались? (Ответы детей.)

Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о снегирях. Чтобы вам было легче рассказывать, я дам вам круг – подсказку.

Беседа по мнемотаблице:

  1. Где живут снегири?
  2. Чем питаются?
  3. Чем самцы отличаются от самок?
  4. Когда выводят птенцов?
  5. Кто из снегирей поет, самец или самка?
  6. Когда этих птиц можно увидеть в городе?

Воспитатель: Наше путешествие продолжается. Посмотрите вокруг, как много шишек. Кто же их здесь разбросал?

Ребята, возьмите шишки, рассмотрите их.

Дети обследуют шишки и делают выводы: Шишки после того, как над ними потрудился клест, кажутся растрепанными, клест сбрасывает их на землю, отрывая вместе с веткой.

Давайте, проверим, правы вы или нет, для этого необходимо собрать из частей картинку. Действительно, здесь лакомились клесты-еловики.

Это необычная птица, опишите ее.

Беседа по вопросам:

  1. Как отличить клестов от других птиц?
  2. Где и как клесты делают свои гнезда?
  3. Когда выводят птенцов?
  4. Почему яйца в гнезде не замерзают?
  5. Каких клестов вы знаете?
  6. Что особенного в поведении?

Зрительная гимнастика (действия по тексту).

Птички в гнездышках сидят
Сверху вниз на нас глядят.
Вот они вспорхнули влево
И на дерево присели
Каждый влево посмотрел –
Шустрых птичек рассмотрел.
Сели – посидели, вправо полетели
И на елочку присели.
Каждый вправо посмотрел
Шустрых птичек разглядел.
Сели – посидели вверх полетели
Снова в гнездышках сидят
Сверху вниз на нас глядят.
Мы на птичек посмотрели и дальше пошли.

Воспитатель: Интересно, кто же спрятался в этом сугробе? (Дети находят перо тетерева.) Как узнать, это перо, какой птицы?

(Воспитатель предлагает рассмотреть фотоальбом и определить, чье это перо.) Действительно, это тетерев. Почему, тетерев спрятался в сугробе?

Беседа по вопросам:

  1. Как еще называют тетерева?
  2. Чем самец отличается от самки?
  3. Чем питаются?
  4. Как по звуку можно определить, что это тетерев?
  5. Когда тетерева начинают токовать?

Ребята, нам пора возвращаться, из зимнего леса. Поэтому, пойдем точно, по тропинке, не сворачивая.

(Дети садятся на стулья полукругом.)

Воспитатель: Мы теперь готовы написать лесовичку письмо? (Нет.)

Действительно, не только эти птицы остаются на зиму.

Назовите, каких зимующих птиц, вы знаете? (Воробьи, вороны, синицы, дятлы, голуби, свиристели.)

Давайте устроим птичью ярмарку! Кто какой птицей хочет быть? (Каждый участник выбирает, какой птицей он будет. Воспитатель предлагает зарисовать свой рассказ и рассказать о себе.)

Ребята, как и чем мы можем помочь птицам зимой?

Воспитатель: Вот теперь мы готовы отправить письмо Лесовичку. (Дети вкладывают свои рассказы в новый конверт, воспитатель подписывает адрес.)

Ребята, сегодня мы помогли Лесовичку найти птиц. Да и сами многое узнали.

Что самое интересное и новое было для вас на занятии?

А еще, что хотели бы вы узнать?