Задачи:
- Развивать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя при рассматривании иллюстраций к русским народным сказкам, творческую активность, эмоциональную отзывчивость при восприятии иллюстрации.
- Побуждать участвовать в драматизации отрывков знакомых сказок.
- Обобщать и закреплять знания детей о творчестве художника-иллюстратора Е.М.Рачева.
- Воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
- Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.М.Рачева.
- Чтение художественных произведений с иллюстрациями Е.М.Рачева: «Колобок», «Маша и медведь», «Рукавичка», «Лиса и заяц» и т.д.
- Драматизация сказок с помощью различных видов театра (настольный, теневой, кукольный).
- Складывание иллюстраций из отдельных частей (игра «Сложи иллюстрацию»).
Материал к занятию:
- волшебный сундучок;
- фигурки для настольного театра: заяц, домики лубяной и ледяной;
- маски-шапочки: волк, бык, медведь, петух;
- иллюстрации Е.М.Рачева к сказкам: «Колобок», «Теремок», «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»;
- книжки с иллюстрациями Е.М.Рачева;
- портрет художника-иллюстратора Е.М.Рачева.
Музыка:
- А.Т.Гречанинов «Котик заболел»;
- С.С.Прокофьев «Петя и волк»;
- Э.Х.Григ «В пещере горного короля»;
- П.И.Чайковский «Июль. Песнь косаря»;
- И.О.Дунаевский «Марш».
Ход занятия
(Дети сидят полукругом на стульчиках.)
Воспитатель: Сегодня я хочу рассказать вам… (раздается стук в дверь, влетает сорока).
Сорока:
Я по лесу летала,
Сундучок там увидала,
Весь в узорах, расписной,
И, наверно, не простой.
О вас я вспомнила, детишки,
А может в сундучке том книжки?
К вам его я принесла,
А у меня свои дела.
Его скорее открывайте!
До свидания! Прощайте!
(Сорока улетает.)
Воспитатель: Дети! Посмотрите, какой сундучок. Правда, расписной и красивый. Давайте же посмотрим, что внутри?
(Звучит волшебная музыка, воспитатель достает из сундучка книжку.)
Воспитатель: Ой, и правда книжка! А может кто-нибудь из вас знает, что это за книжка?
Дети: Это «Лиса и заяц».
Воспитатель: А как вы догадались?
Дети: По рисунку.
Воспитатель: А кто нарисовал эти рисунки?
Дети: Художник-иллюстратор.
Воспитатель: А как его зовут?
Дети: Евгений Михайлович Рачев.
Воспитатель: Правильно, Евгений Михайлович Рачев. Вот он!
(Воспитатель выставляет портрет художника.)
Воспитатель: Но не только к этой сказке нарисовал он свои иллюстрации. Посмотрите, может еще сказки узнаете?
(Выдвигается куб, на четырех сторонах которого выставлены иллюстрации Е.М.Рачева к разным сказкам.)
1 иллюстрация.
Воспитатель: К какой сказке эта иллюстрация?
Дети: «Колобок».
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, какого волка здесь нарисовал художник?
Дети: Большой, серый, зубастый.
Воспитатель: Правильно.
2 иллюстрация.
Воспитатель: А это иллюстрация к какой сказке?
Дети: «Теремок».
Воспитатель: Какой же здесь медведь?
Дети: Большой, лохматый, огромный, сильный.
Воспитатель: Все правильно.
3 иллюстрация.
Воспитатель: К какой же сказке эта иллюстрация?
Дети: «Петушок-золотой гребешок».
Воспитатель: Посмотрите, какую лису нарисовал художник?
Дети: Хитрую, рыжую, обманчивую, красивую, длиннохвостую.
Воспитатель: А на кого же похожи все эти звери?
Дети: На людей.
Воспитатель: Почему?
Дети: Они одеты в одежду, ходят на двух лапах, разговаривают.
Воспитатель: Молодцы! Евгений Рачев зверей к сказкам рисовал похожими на людей.
4 иллюстрация.
Воспитатель: А к какой же сказке эта иллюстрация?
Дети: «Лиса и заяц».
Воспитатель: Какой здесь бык?
Дети: Большой, рогатый, могучий.
Воспитатель: А какой здесь заяц?
Дети: Маленький, трусливый, слабый.
Воспитатель: Ой, ребята, слышите? Кто-то плачет…
(Звучит музыка А.Т.Гречанинов «Котик заболел».)
Воспитатель: Кто же это плачет?
(Заглядывает в сундучок, достает из него зайца.)
Воспитатель: Да это же заяц. Почему ты, зайчик, плачешь?
Заяц: Меня лиса из дома выгнала.
Воспитатель: Как выгнала?
Заяц: А вот послушайте.
(Воспитатель начинает рассказывать и показывать сказку, доставая из сундука домики и лису.)
Воспитатель: Жили-были лиса и заяц.
(Показывает героев.)
У зайца была избушка лубяная (ставится избушка), а у лисы – ледяная (ставится избушка). Пришла весна, у лисы избушка растаяла (избушка убирается). Пошла она к зайцу проситься.
- Зайчик, пусти меня к себе жить.
Пустил зайчик лису, а она его выгнала. Идет зайчик дорогой и плачет. А..
(Воспитатель заглядывает в сундучок.)
Воспитатель: Ой, ребята, там больше никого нет. Что же нам делать? Как сказку до конца рассказать? Кто в сказке зайчику помогал?
Дети: Волк, медведь, бык, петух.
Воспитатель: Что же делать? А может мы зайчику поможем? Посмотрите, здесь и маски есть.
(Достает из сундучка маски-шапочки.)
Воспитатель: Поможем?
Дети: Да.
(Из детей выбираются герои, одеваются маски-шапочки, сказка продолжается.)
Воспитатель: Идет зайчик и плачет, а на встречу ему волк.
(Звучит музыка С.С.Прокофьева «Петя и волк», ребенок изображает бегущего волка.)
Ребенок-волк: О чем, зайчик плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Меня лиса из дома выгнала.
Волк: Не плачь, я тебе помогу.
Воспитатель: Пошли волк и зайчик к избушке. Волк как зарычит.
Волк: Поди, лиса вон!
Воспитатель: А лиса отвечает: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». Испугался волк и убежал.
(Ребенок убегает на свое место.)
Воспитатель: Идет зайчик, плачет, а на встречу ему медведь.
(Звучит музыка Э.Х.Грига «В пещере горного короля». Идет ребенок, изображая медведя.)
Ребенок-медведь: О чем, зайчик, плачешь?
Заяц: Как мне не плакать! Меня лиса из дома выгнала.
Медведь: Не плачь, заинька, я тебе помогу.
Воспитатель: Пошли они к избушке. Подошел медведь и как зарычит.
Медведь: Пошла, лиса, вон!
Воспитатель: А лиса из избы: «Как выскочу, как выпрыгну, полетят клочки по закоулочкам». Испугался медведь и убежал.
(Ребенок убегает на место.)
Воспитатель: Идет зайчик плачет. На встречу ему бык.
(Звучит музыка П.И.Чайковского «Июль. Песнь косаря». Идет ребенок, изображая быка.)
Ребенок-бык: О чем, зайчик, плачешь?
Заяц: Как мне не плакать? Меня лиса из дома выгнала.
Бык: Не плачь, я тебе помогу.
Заяц: Нет, тебе не выгнать. Волк гнал – не выгнал, медведь гнал – не выгнал.
Бык: А я выгоню.
Воспитатель: Пошли они к избушке Бык как зарычит.
Бык: Пошла, лиса, вон!
Воспитатель: А лиса в ответ:»Как выскочу, как выпрыгну. Полетят клочки по закоулочкам». Испугался бык и убежал.
(Ребенок убегает на место.)
Воспитатель: Идет зайчик, плачет. А на встречу ему петух.
(Звучит музыка И.О.Дунаевского «Марш», идет ребенок, изображая петуха.)
Ребенок-петух: Кукареку! О чем, зайчик, плачешь?
Заяц: Меня лиса из дома выгнала.
Петух: Я тебе помогу!
Заяц: Нет, Волк гнал, медведь гнал, бык гнал. Никто не выгнал.
Петух: А я выгоню.
Воспитатель: Пошли они к избушке. Петух как закречит.
Петух:
Кукареку! Иду, на ногах в красных сапогах,
Несу косу на плечах,
Хочу лису посечи,
Пошла, лиса, с печи!
Воспитатель: Лиса испугалась, выскочила и убежала. А Заяц и петух стали жить вместе.
(Ребенок-петух садится на место.)
Заяц: Спасибо вам, ребята. Что помогли мне лису прогнать. А я хочу с вами поиграть.
(Проводится игра с зайцем.)
Заяц: Хорошо с вами, да мне в свою сказку возвращаться пора. До свидания!
(Воспитатель ставит лису и зайца в театральный уголок.)
Воспитатель: Вот так петух помог зайчику. А увидеть все это нам помог художник-иллюстратор Евгений Михайлович Рачев.