Задачи:
- Познакомить детей с историей возникновения некоторых бытовых приборов.
- Развивать любознательность, кругозор детей.
- Воспитывать умение правильного обращения с электроприборами.
Материал:
- картинки бытовой техники:
- свеча,
- керосиновая лампа,
- электрическая лампочка,
- веник,
- пылесос с ручными мехами,
- современный пылесос,
- валек и рубель,
- духовой утюг,
- электрический утюг,
- ступка и пестик,
- механическая кофемолка,
- электрическая кофемолка,
- старинный телефон,
- современный телефон,
- сотовый телефон;
- кукла домовенок Кузя (или переодетый взрослый);
- плакат «Правила безопасности при обращении с электроприборами».
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла утром в группу и все время слышала какие-то звуки и никак не могла понять, что это. Кто-то вздыхал, кряхтел, охал. Давайте, сейчас, все вместе поищем, кто же это? (Дети, вместе с воспитателем ищут в группе и находят куклу – домовенка Кузю.)
Воспитатель: Ой, кто это?
Домовенок Кузя: Ой, ой, ой! А вы кто? Вы не кусаетесь? Не щиплетесь?
Воспитатель: Да нет! Что ты, с чего ты взял? Да и вообще, кто ты такой и как тебя зовут?
Домовенок Кузя: Я – домовой, а зовут меня Кузя!
Воспитатель: А как ты к нам попал?
Домовенок Кузя: Я и Нафаня жили в лесу, потом дом наш снесли и нам пришлось, себе другое жилье искать. Да только меня-то Баба Яга к себе забрала. А у нее грязно, пыльно, а я чистоту люблю. Вот я и сбежал от нее. Бегал, бегал по лесу. Смотрю, горит что-то. Стал ближе подходить, а тут чудище тысяче глазое, да глаза все сверкают. Да шумит, шумит! Спрятался я, стал глядеть. Потом это чудище засыпать стало, глаза закрывать и совсем уснуло. Вот тогда я его решил поближе посмотреть. Подошел, а глаза у него стеклянные, да большие. Кое-как через ухо в него влез и тут началось… За что ни задену, все звенит, шипит, щелкает. Жуть! Вот я и схоронился, а потом вы меня нашли. Так это вы меня пугали?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давай-ка, Кузя, попробуем разобраться в твоих страхах. Вот я так думаю, что чудище, это вовсе не чудище было, а наш детский сад. Тысяча глаз – это окна. А шумело, потому что в нашем детском саду очень много детей, они и шумели. А попал ты к нам через трубу. Вот и все чудеса!
Домовенок Кузя: А кто же меня тогда щипал, щелкал. пугал?
Воспитатель: А вот в этом будем разбираться вместе.
Домовенок Кузя: Давайте. И вот для начала объясните мне, что это за звездочки у вас вверху, которые вы сами зажигаете и гасите?
Дети: Это лампочки!
Воспитатель: Кузя, неужели ты не знаешь?
Домовенок Кузя: Дак, я же еще маленький, мне всего 150 годков!
Воспитатель: 150? Да ты же совсем старый!
Домовенок Кузя: Что вы! Мы, домовые, живем 1000 лет! Поэтому, я еще маленький.
Воспитатель: Ну, хорошо. Тогда скажи, как вы свой дом освещаете?
Домовенок Кузя: Как чем? Свечкой!
Воспитатель: Правильно, раньше люди, чтобы осветить свое жилище зажигали свечи (выставляется картинка). Но со временем свечу заменила керосиновая лампа (картинка). А более 100 лет назад была придумана электрическая лампочка. Ее придумал русский инженер Александр Николаевич Лодыгин. И теперь эта лампочка светит нам везде (картинка). Где мы можем встретить электрическую лампочку?
Дети: Настольная лампа, люстра, бра и т.д.
Воспитатель: Вот эти лампочки и освещали наши окна. Именно они и показались тебе, Кузя, светящимися глазами чудища!
Домовенок Кузя: Ах, вот оно что. Ух, как интересно! А что ещё у вас есть этакого?
Воспитатель: Ну, вот скажи, Кузя, чем ты мусор в доме убираешь?
Домовенок Кузя: Ха, большая, а не знает, что мусор веником метут. Вот!
Воспитатель: Это и ребята знают. А вот ты попробуй вымести мусор из всех наших ковров…
Домовенок Кузя: Да, для этого надо постараться, время много уйдет…
Воспитатель: Для этого и придумали умную машину. Называется она…
Дети: Пылесос!
Воспитатель: Правильно, пылесос (картинка). Сначала люди действительно знали только веник, но в 1904 году был изобретён пылесос с ручными мехами (картинка). А 4 года спустя, в 1908 году, был изобретён пылесос с электромотором. Сейчас каких только пылесосов нет, и что они только не делают: и полы моют, и окна, и ковры чистят, и красят, и белят.
Домовенок Кузя: Да неужели такое чудо возможно?
Воспитатель: Конечно, Кузя! И не только это.
Домовенок Кузя: А что у вас и ещё чудеса есть?
Воспитатель: Есть. Но сначала, я предлагаю всем отдохнуть и поиграть.
(Проводится игра с домовенком Кузей.)
Воспитатель: Ну вот, отдохнули. Можно и дальше продолжать. Знаешь, Кузя, у нас есть такая машина, которой мы бельё гладим.
Домовенок Кузя: Что ж вы думаете, если мне 150 лет, то я весь мятый хожу?. Мы тоже одежду утюжим.
Воспитатель: А как?
Домовенок Кузя: Вот ведь бестолковая какая. Наматываем одёжу на валёк, берем в руки рубель и катаем.
Воспитатель: Да, так гладили одежду очень давно (картинка). Но потом появился утюг, который назывался духовой. Он топился углём (картинка). А в 1890 году были уже изобретены электрические утюги. Теперь они уже более усовершенствованы. Они могут при глажении увлажнять одежду (картинка).
Домовенок Кузя: Ох, какие вы мне сказки рассказываете.
Воспитатель: Да это не сказка, а быль.
Домовенок Кузя: Ну, тогда рассказывайте дальше.
Воспитатель: Вот, что ты любишь пить, Кузя?
Домовенок Кузя: Я то? Молоко, чаек душистый, кисель, а чтобы ночью не задремать, кофейку люблю выпить.
Воспитатель: А как же ты кофе готовишь?
Домовенок Кузя: Как-как? Насыпаю в ступку зерен кофейных, а потом пестиком толку, толку, толку…
Воспитатель: Постой, Кузя, как же тебе долго ждать придется. И сил сколько потратишь.
Домовенок Кузя: А что же делать-то?
Воспитатель: Ступка и пестик давно отслужили свой век (картинка). И лишь много позже была придумана механическая кофемолка (картинка), а затем и электрическая (картинка). Насыпаешь в нее зерен, нажимаешь кнопку и через минуту кофе можно варить.
Домовенок Кузя: Ну надо же как быстро. Ну, давай-давай еще рассказывай.
Воспитатель: Да рассказывать еще много можно. Ну, хорошо! Еще об одном чуде я расскажу. А для этого отгадайте загадку: «Сперва зазвонит мелодичным звонком, потом говорит чьим-нибудь голоском.»
Дети: Телефон.
Домовенок Кузя: Теле что?
Воспитатель: Ну, как ты своего Нафаню зовешь?
Домовенок Кузя: Как закричу, во всех печах и трубах загудит, он и услышит.
Воспитатель: А вот у нас, чтобы с другом пообщаться, есть такой аппарат (картинка). Он называется телефон. Но вначале он был вот такой (картинка). А изобрел его в 1875 году Александр Белл. Сейчас много разных телефонов, даже есть такие, которые можно носить в кармане (картинки).
Домовенок Кузя: Ох, сколько я от вас узнал. Даже страшно мне стало.
Воспитатель: А бояться не надо. Надо просто знать, как с этими приборами обращаться и соблюдать технику безопасности. О чем сейчас наши ребята тебе и расскажут.
(Вывешивается плакат «Правила безопасности при обращении с электроприборами» и дети рассказывают об этих правилах Кузе.)
Домовенок Кузя: Спасибо вам большое за науку. Я своему другу Нафане все-все расскажу! Ну, а если что не понятно будет, я опять к вам прибегу. Можно?
Дети: Да.
Домовенок Кузя: Ну, тогда, до свидания!
Дети: До свидания!