Пояснительная записка.
Программа «Волшебные пальчики» (пальчиковый театр + рисуем пальцами) для внеурочной деятельности, разработана для учащихся 2-3 классов на 34 часа.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Воспитание в школе должно идти через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом.
Внеурочная деятельность – жизнь в школе после уроков. Это творческая работа и игровая деятельность. Это волшебный мир, где можно радоваться и играть, а играя, познавать окружающий мир.
Программа внеурочной деятельности «Волшебные пальчики» актуальна для школы, т.к. учащиеся имеют уникальную возможность создать свою куклу, свой собственный пальчиковый театр, стать артистом и выступать перед родителями и своими сверстниками. А рисовать пальцами – это мечта любого ребёнка. Пусть все мечты сбываются и мир будет ярким и красочным.
Целью программы «Волшебные пальчики» является формирование эстетического и художественного, пространственного воображения, фантазии, аккуратности, трудолюбия, образного мышления и артистических способностей учащихся.
Задачи:
- Расширение и обогащение практического опыта учащихся.
- Воспитание уважительного отношения к людям труда, к своему труду.
- Формирование активной позиции, ответственности за результат своей деятельности.
- Формирование способов познания окружающего через изучение конструкций предметов, основных свойств материалов, красок.
- Формирование практических умений в процессе изготовления кукол.
- Воспитание трудолюбия, выработка терпения, усидчивости .
- Развитие любознательности через развитие внимания, наблюдательности, памяти – как образной, эмоциональной, двигательной (моторной), так и словесно-логической.
- Развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного типов мышления, конструкторских способностей.
- Развитие сенсорного опыта, координации движений, ловкости, глазомера, пространственных представлений.
Планируемые результаты:
- Пальчиковый театр и рисуем пальцами – интересное внеурочное занятие, которое носит игровой характер.
- На каждом занятии есть возможность самовыражения, безграничной фантазии.
- Изготовим (создадим) свою куклу, а ведь каждая кукла содержит частичку души, мыслей и несёт творческую энергию.
- У каждого ребёнка будет свой набор кукол («Кукольный сундучок», с помощью которого можно поставить свой спектакль, привлекая друзей, одноклассников, родителей).
- Есть конечный результат – кукла, спектакль, рисунок, выставка.
- Подготовка представления – это знакомство с волшебным миром сказок (о добре и зле, о храбрости, стойкости, хитрости и т.д.). Разучат 4 сказки и выступят в группе продлённого дня для 1-х классов.
- Маленькие фигурки пальчикового театра станут друзьями детям и помогут развить актёрские способности (речь, интонацию).
- Научатся рисовать пальчиками, ладошками.
Содержание программы
1. «Пальчиковый театр»
I раздел «Театр в классе»
- Мы артисты. Инсценировка сказок «Репка», «Теремок» (учащиеся – герои сказки). Выбор сказки для инсценировки. Подготовка костюмов, масок. Распределение ролей. Показ сказок.
- Кукольный театр. Перчаточные куклы. Инсценировка сказок «Курочка ряба», «Дочь и падчерица». Выбор сказки для инсценировки. Распределение ролей и кукол. Репетиция. Показ сказок.
- Пальчиковый театр (набор пальчиковых кукол). Инсценировка сказок «Колобок», «Репка», «Кот и лиса». Выбор сказки для инсценировки. Распределение ролей и кукол. Репетиция. Показ сказок.
II раздел «Кукольная мастерская»
- Выбор своей куклы.
- Выбор материала для изготовления, шаблона. Выкройки.
- Работа по шаблонам, выкройкам.
- Украшение кукол .
- Изготовление кукол для своего «Кукольного сундучка».
III раздел «Наши спектакли»
- Выбор сказок для спектаклей.
- Распределение ролей, кукол.
- Изготовление сцены театра, декораций.
- Разучивание ролей.
- Репетиция.
- Разыгрываем сказки в группе продлённого дня.
IV раздел «В гости к кукле».
Экскурсия в Кемеровский театр кукол, в мастерскую, где делают кукол.
V раздел «Подведение итогов, результаты»
Выставка «Куклы моего детства».
2. «Игры с красками»
I раздел «Рисуем пальчиками и фантазируем»
- Какие цвета выбирать. Как использовать пространство.
- Пальцев много – пробуем, фантазируем.
II раздел «Техника рисования отпечатками пальцев»
(Необходимо иметь губку, краски разных цветов, воду, фломастер).
- Рисуем весёлые рожицы.
- Рисуем животных.
- Рисуем насекомых.
- Рисуем цветы.
- Рисуем транспорт.
III раздел «Рисуем картину»
- Рисуем пейзаж «Родные просторы».
- Рисуем осень.
- Рисуем хохлому.
- Рисуем мамин платок.
IV раздел «Подведение итогов, результаты»
Выставка картин «Наше творчество».
Учебно-тематический план «Пальчиковый театр» – 19 часов
Учебно-тематический план «Игры с красками» – 15 часов
Список литературы
- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М., Просвещение, 2011.
- «С любовью к городу». Программа воспитания школьников. Кемерово, 2003.
- Программа общеобразовательных учреждений. Начальные классы. Часть 2. М., Просвещение, 2009.
- Электронный ресурс. Режим доступа:http//www/liveinternet.ru/users/3629609/post120683798.