Опорные схемы и наглядно-иллюстративный материал при обучении аудированию учащихся 2-го класса по УМК И.Н. Верещагиной

Разделы: Иностранные языки


В этом учебном году вышло новое издание учебника Верещагиной И.Н., Бондаренко К.А., Притыкиной Т.А. Английский язык 2 класс, ОАО «Издательство» «Просвещение», ОАО «Московский учебник», 2011, где очень много заданий аудиокурса.

Успешность аудирования зависит от продуманности учебного процесса, от разнообразия приемов обучения, от умения учителя направить внимание учащихся на моменты, которые могут запрограммировать будущую практическую деятельность с восприятием материала.

Аудиотексты, помогающие обучению чтению.

Аудирование облегчает говорение, чтение и письмо. Если ученик понимает звучащую речь, ему легче понять и графическую речь, т.е. перекодировать то, что он пишет на то, как это должно звучать. Ученик должен проговаривать вслух читаемые слова или текст с правильным произношением и беглым темпом.

Учитель вводит правила чтения.

Ученики записывают это правило в тетрадях.

Ученики слушают диск и повторяют за диктором образец чтения.

Ученики пробуют самостоятельно прочитать текст (слова), обращая внимание на правила чтения вводимой буквы или буквенного сочетания.

Ученики повторяют чтение слов за одним из учеников (желательно сильным учеником). Если ученик прочитал правильно, то дети повторяют, если сделал ошибку в чтении, то молчат.

В качестве домашнего задания, учитель просит повторить за диктором чтение слов (текста) не менее 10-25 раз.

На следующем уроке проводится проверка техники чтения.

Аудиотексты, помогающие развитию устной речи учащихся (говорению).

Аудирование и говорение взаимосвязаны в учебном процессе: прослушивание может служить опорой для говорения. Аудирование подготавливает говорение, говорение помогает формированию речи на слух. Используя визуально-изобразительные опоры, учащиеся преодолевают трудности при выполнении упражнений. Учащиеся ассоциируют зрительную картинку или рисунок со звуковым образом и закрепляют новое услышанное слово в памяти.

  • УМК Верещагина И.Н. 2 класс. Урок 11, упр.4, стр.25 диск №40.

При выполнении этого задания нужны картинки: Буратино, папа, мама, сестра, брат, тетя, дядя, бабушка, дедушка. Картинки, которые применяются в данном задании, знакомы детям по предыдущим заданиям.

Учитель называет номер упражнения, страницу, просит прочитать задание.

В задании требуется понять, что Буратино рассказывает о своей семье.

На доске учитель располагает картинки в порядке их появления в аудиотексте. При предъявлении картинки «папа» учитель пишет знак (+) и отрабатывает структуру I have got ... (устно). При предъявлении остальных картинок учитель пишет знак (–) и отрабатывает структуру I haven’t got ... (устно). Грамматическое явление актуализируется в процессе предъявления.

Включает аудиозапись. Учитель показывает картинки, в соответствии с аудиотекстом. Восприятие текста здесь носит более активный характер.

При необходимости можно повторить аудиозапись еще раз. В качестве домашнего задания учитель просит детей послушать аудиотекст несколько раз дома.

На следующем уроке дети рассказывают о семье Буратино (от имени Буратино) с опорой на картинки.

Грамматическая тема «Слова-местоимения».

  • УМК Верещагина И.Н. 2 класс. Урок 25, упр. 3, с. 56, упр. 4, с. 56, диск №100, диск №101.

Учащиеся знают и умеют написать местоимения «I», «he», «she», «it»

Учитель просит прочитать задание. В упражнении 3 стр.56 вводятся слова «мальчик» (a boy) и девочка (a girl). В упражнении 4 стр. 56 вводятся слова «мы» (we), «они» (they), «дети» (children).

Учитель вводит слова «a boy» и «a girl», показывая картинки мальчика и девочки или рисунки мальчика и девочки.

Включается аудиозапись №100. Учитель повторяет слова «he», «she»,показывая на картинки мальчика и девочки. Эти слова записываются на доске. Вводится слово «children». Оно должно объединить рисунки или картинки. Слово «they» записывается на доске. Это новое слово для детей и оно отрабатывается. Далее учитель, показывая на себя пишет на доске he and I = we, she and I = we. Слово «we» знакомо детям по стихотворению (диск №93).

Включается аудиозапись №101. В качестве домашнего задания учитель просит детей дома прослушать аудиозаписи №100 и №101 и выучить слова «we», «they» а также повторить слова «I», «he», «she», «it».

На следующем уроке проводится лексический тест на знание слов-местоимений.

Схема (на доске ):

Аудиотексты лучше воспринимаются со зрительной опорой (схемой). Рисунки (картинки) служат в качестве подсказывающего ориентира. Они способствуют догадке, пробуждают интерес, помогают удерживать в памяти последовательность излагаемых фактов.

  • УМК Верещагина И.Н. Английский язык, 2 класс. Урок 27, упр.2, с.61, диск №113

Учащиеся к этому уроку знают слова, которые приводятся в схеме, а также знакомы со структурами «I am ...», «I have got ...», «I haven’t got ...».

Фрагмент урока по теме «My Family and I».

Цель: формирование умений учащихся в составлении рассказа о себе и своей семье.

Учитель называет номер упражнения, страницу, просит прочитать задание. В задании говорится, что ты можешь рассказать новому знакомому о себе и своей семье.

На доске пишется план (зрительная опора). Рисунок и письмо на доске сопровождается рассказом учителя. Если есть необходимость, то учитель, показывая отдельные картинки, отрабатывает произношение этих слов.

Включает аудиозапись №113. При первом прослушивании учитель показывает ключевые слова. Ученики переписывают план в свои тетради. При необходимости учитель контролирует отдельных учащихся.

Включается аудиозапись №113. Ученики повторяют по предложениям за диктором, воспринимая текст на слух со зрительной опорой. Учитель обращает внимание учеников на грамматические структуры «I am ...», «I have got ...», «I haven’t got ...».

Сильные учащиеся могут попробовать рассказать текст или часть текста, опираясь на рисунок-план.

В качестве домашнего задания учитель просит повторить текст за диктором (не мене 5-10 раз).

Plan:

  • name – Mike;
  • from – America;
  • age – 9;
  • + a mother (Helen);
  • + a father (Peter);
  • + a sister (age – 3);
  • – a brother;
  • + a grandmother and a grandfather;
  • – aunts;
  • + 2 uncles.

I my family!

На основе предыдущего плана дети составляют рассказ о себе. План своего рассказа ученики записывают в тетрадь.

Учитель отрабатывает структуры. При необходимости контролирует отдельных учащихся.

Примерный план рассказа о себе:

  • name – Sasha;
  • from – Russia;
  • age – 8;
  • + a mother;
  • + a father;
  • + a sister;
  • – a brother;

I my family!

На следующем уроке проводится конкурс рассказов о себе и своей семье. Дети приносят фотографии и рисунки о своей семье на урок.

Этот план можно использовать для развития грамматических навыков учащихся (общие и специальные вопросы), вопросно-ответной работе (работа в парах). Вопросы можно напечатать, написать на доске. Можно провести конкурс вопросов и ответов на следующем уроке Слабоуспевающие ученики могут воспользоваться карточкой-опорой из предыдущего задания для выполнения задания.

1. What’s his name?

2. Where is he from?

3. How old is he?

4. Has he got a mother?

5. Has he got a father?

6. Has he got a sister?

7. Has he got a brother?

8. Has he got a grandmother and a grandfather?

9. Has he got aunts?

10. How many uncles has he got?

11. Does he love his family?

  His name is Mike.

He is from America.

He is 9.

Yes, he has.

Yes, he has.

Yes, he has.

No, he hasn’t.

Yes, he has.

No, he hasn’t.

He has got 2 uncles.

Yes, he does.

Овладение аудированием дает возможность реализовать воспитательные, образовательные и развивающие цели. Оно позволяет учащимся вслушиваться в звучащую речь, формировать умение предвосхищать смысловое содержание высказывания и таким образом воспитывать не только культуру слушания на иностранном и родном языках, но и способствовать более успешному изучению английского языка.