Цели урока:
- систематизировать и обобщить знания по теме «Функции и их графики»;
- совершенствовать вычислительные навыки;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать логическое мышление, математическую речь учащихся;
- воспитывать интеллектуально развитую личность.
Образовательная задача:
- Систематизация теоретических знаний по изучаемой теме и проверка умения применять эти знания при решении практических заданий.
- Повторить понятие, свойства линейной функции, обратной пропорциональности, квадратичной функции, алгоритм построения их графиков.
Развивающая задача:
- Формирование логического мышления и умения обосновывать решение, опираясь на ранее полученные знания.
- Развитие внимания, дисциплинированности, взаимоуважения, умения слушать и слышать учителя и товарищей по классу, развитие самостоятельной работы, памяти.
- Отработка грамотной математической речи (устной и письменной).
Воспитательная задача:
- Умение общаться в рамках деловых отношений, работать в группе.
- Воспитывать на уроках такие качества как взаимопомощь, взаимоуважение, коллективизм, трудолюбие, аккуратность, умение работать во времени и самостоятельно.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.
Оборудование:
- компьютер, проектор, интерактивная доска;
- мультимедийная презентация (Приложение);
- заготовки с заданием для проектной деятельности;
- заготовки для самостоятельной работы;
- заготовки для записи результатов работы в рамках минипроекта.
Ход урока
Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодняшний урок я хочу начать необычно. Посмотрите внимательно на доску.
- Как вы думаете, что объединяет представленные слайды?
- А как называется произведения искусства, состоящие из трех частей?
- А если мы имеем дело с художественными произведениями?
- Давайте проверим себя.
(Слайд 4)
- Разговор о числе 3 неслучаен. В каждой из наук есть нечто, связанное с ним.
-Давайте, вспомним, с чем связано число 3 в физике?
- В геометрии?
2. Сообщение темы урока.
- Посмотрите на доску. На ней записаны функции.
(Слайд 5)
- Сгруппируйте их по тому признаку, который вы увидите.
- Сколько видов функции вы увидели?
(Слайд 6-8)
- Вы успешно справились с этим заданием, и мы переходим непосредственно к теме сегодняшнего урока «Функции и их графики».
- Работать мы будем над теми тремя функциями, которые вы совершенно верно определили, выполняя предыдущее задание. Повторим их понятие, вспомним, как построить их графики.
3. Работа по теме урока.
- Повторять это мы будем, работая в группах реализуя минипроекты.
- Каждая группа сейчас получит лист, где представлена рабочая гипотеза и шаги, которые вы должны выполнить.
- Посмотрите внимательно. Есть ли у вас вопросы?
1 группа.
Доказать, что функция у = -2х + 3 является линейной функцией. Для этого:
- Дать определение линейной функции.
- Схематически построить график линейной функции (2 случая).
- Построить график данной функции и ответить на вопрос: «Какие значения принимает функция, если 0 ≤ х ≤ 8?»
2 группа.
Доказать, что функция у = 1/х + 2 является обратной пропорциональностью.
- Дать определение обратной пропорциональности.
- Схематически построить график обратной пропорциональности (2 случая).
- Построить график данной функции и ответить на вопрос: «Возрастает или убывает данная функция и на каком промежутке?»
3 группа.
Доказать, что функция у = х2 + 4х + 2 является квадратичной.
- Дать определение квадратичной функции.
- Что является графиком квадратичной функции? Схематически изобразите.
- Постройте график данной функции и укажите наибольшее значение этой функции, промежутки знакопостоянства.
- После ответа третьей группы задать вопрос: «Как вы думаете, как по-другому называется наибольшее или наименьшее значение функции? А значение аргумента, при котором достигается наибольшее или наименьшее значение функции?»
- Во время ответа группы, которая представляет мини проект, остальные учащиеся вносят записи в заготовки таблиц, которые есть у каждого.
Функция | Определение | Схематический график | Пример |
-Таблицы вложите в рабочие тетради, они вам понадобятся при подготовке к экзаменам.
4. Выполнение упражнений.
(Слайд 9-11)
5. Итог урока.
6. Домашнее задание.
Сборник стр. 128 5.2(1), 5.9(1).
7. Самостоятельная работа (6 вариантов).
- Построить график функции у = -2х2 + 4х – 3. Указать наибольшее значение функции, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства.
- Построить график функции у = 1/2х2 + 2х + 4. Указать наименьшее значение функции, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства.
- Построить график функции у = -х2 – 4х. Указать наибольшее значение функции, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства.
- Построить график функции у = 1/4х2 – 2х + 1. Указать наименьшее значение функции, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства.
- Построить график функции у = -х2 – 6х – 5. Указать наибольшее значение функции, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства.
- Построить график функции у = х2 – 4х + 3. Указать наименьшее значение функции, промежутки возрастания и убывания, промежутки знакопостоянства.
Дополнительное задание.
Сборник по подготовке к итоговой аттестации: стр.130 5.14(1), 5.15(1).