Пояснительная записка
Представленный интегрированный урок ИЗО и информатики имеет гуманитарное направление.
Тема: «Создание композиционного изображения на основе направлений абстракционизм и супрематизм».
Урок разработан для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Интегрированный урок составлен на основе двух программ: программа Б.М. Неменского, раздел программы «Виды изобразительного искусства и основы их образного языка» и программа «Введение в информатику». По правилам проведения урока информатики – класс делится на подгруппы. Урок проводится в кабинете информатики.
Данный урок направлен на формирование, закрепление представлений об основах композиции на примерах работ известных русских художников-абстракционистов и супрематистов, создание композиционных изображений на компьютере средствами растровой графики в программе PAINT.
Для решения конкретных задач урока предусмотрены эффективные методы для подачи материала:
- по источнику знаний – наглядные, практические,
- по характеру познавательной деятельности обучающихся в учебном процессе – объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично поисковый.
Достижению цели урока способствуют формы организации познавательной деятельности обучающихся (фронтальная, групповая, индивидуальная), ориентированная на развитие информационно-коммуникативной компетентности, а также оптимальный подбор компьютерных презентаций, технических средств обучения.
На уроке используются информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие, компьютерные технологии.
Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности учащихся, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей в учебе. Полученные учащимися знания на уроках информатики применяются в обучении всех предметов. Ученики приобретают навыки работы с компьютером, используя его для решения учебных задач.
Задания, используемые на уроке, позволяют решать следующие задачи: повышение интереса к предметам, развитие логического, творческого мышления, умения анализировать и делать выводы. Урок оформлен презентацией, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся. При этом использованы спецэффекты: звуковое сопровождение, анимация.
Планируемая рефлексия способствует формированию способности к фиксированию неразрешённых затруднений в учебной деятельности как направления будущей учебной деятельности обучающихся.
Компьютер используется на всех этапах урока.
Приложение 1. Презентация «Основы композиции».
Приложение 2. Примеры работ русских художников-абстракционистов и супрематистов (у автора).
Представленный урок может быть рекомендован учителям ИЗО и информатики для использования в учебном процессе.
Методическая разработка
Тема урока: «Создание композиционного изображения на основе направлений абстракционизма и супрематизм».
Тип урока: Интегрированный (ИКТ, МХК, ИЗО) и комбинированный урок: Изложение нового материала, беседа, практикум, частичное поисковое исследование.
Формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядные, практические, беседа, самостоятельная работа, проблемный, частично – поисковый.
Класс: 7.
Цель: Формирование представлений о композиции на примерах работ известных русских художников и создание композиционных изображений на компьютере средствами растровой графики в программе PAINT.
Задачи:
Образовательные (обучающие):
- Познакомить с основными законами композиции, с правилами, приёмами и способами размещения объектов на плоскости, являющимися едиными для всех видов и жанров изобразительного языка.
- Учить передавать сюжет через формы выбранных предметов, показать эмоциональное состояние композиции через использование цвета в рисунке.
- Учить умению владеть выразительными особенностями и закономерностями художественного построения композиции в графике от эскиза до его компьютерного, законченного варианта.
- Учить грамотно работать с информацией (умело собирать факты, необходимые для исследования определенной задачи, анализировать их, выдвигать гипотезы решения проблем, делать необходимые обобщения, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами рассмотрения, устанавливать закономерности и формулировать аргументированные выводы).
- Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки работы в растровом редакторе PAINT.
- Проверить сформированность умений выполнять основные операции по созданию и редактированию изображений в растровом графическом редакторе PAINT и провести коррекцию ранее полученных знаний.
Развивающие:
- Расширить кругозор в изобразительном искусстве и дизайне.
- Познакомить учащихся с творчеством супрематистов и абстракционистов, сделав акцент на композиционное и цветовое решение в их работах, а также проанализировать характерные особенности их картин.
- Формировать умения анализировать произведение искусства.
- Развивать исследовательскую и творческую активность детей.
- Развивать чувство пропорций и их зрительных изменений в пространстве.
Воспитательные:
- Воспитывать эстетическо-художественную культуру, художественный вкус и чувство прекрасного.
- Развивать самостоятельность мышления, познавательный интерес, логическое мышление, внимание.
- Способствовать воспитанию аккуратности, терпению, усидчивости.
- Воспитывать умение работать в коллективе, умение слушать и не перебивать оппонента, и аргументировано доказывать свою мысль.
Вид используемых на занятии средств ИКТ: ОЭР на CD-ROM.
Аппаратное и программное обеспечение:
- Компьютеры (кабинет информатики).
- Проектор.
- Программа PAINT.
- Презентация «Основы композиции».
- Мультимедийные пособия КМ: «Шедевры русской живописи».
Ход урока:
- Организационный момент.
- Формирование новых знаний.
Объяснение новой темы по теории дизайна (Приложение 1. Презентация «Основы композиции»). - Анализ произведений искусства.
Беседа о русских художниках Малевиче и Кандинском, и их творчестве с использованием мультимедийного пособия «Шедевры русской живописи».
Физкультминутка. - Практическая работа в программе PAINT.
Создание композиций на заданную тему. - Подведение итогов и рефлексия деятельности.
Анализ работ детей. Оценка самими учащимися результатов своей деятельности.
Организационная структура занятия – Приложение.