Предмет: математика 4 класс.
Раздел программы: «Деление на двузначное и трёхзначное число».
Цель:
- совершенствовать навыки деления многозначных чисел на двузначное;
- отрабатывать навыки устного счёта;
- упражняться в переводе одних единиц в другие;
- закреплять умение решать задачи на движение;
- развивать внимание, мышление, память;
- развивать познавательный интерес, мыслительные операции, расширять кругозор.
Оборудование: иллюстрации и слайды к уроку, историческая информация, карточки-помощницы.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня на уроке мы совершим экскурсию по необыкновенным местам мира, которые называют чудесами света. Их было семь – ни больше, ни меньше. Но спустя тысячу лет к cеми чудесам люди стали добавлять новые.
Назовите, какие архитектурные сооружения можно отнести к чудесам света. (Египетские пирамиды, Колизей, Великая китайская стена, Храм святой Софии в Киеве, Вавилонская башня, Пизанская башня, Акрополь Эйфелева башня и др.) (Показ слайдов 1-6)
Но на сегодняшнем уроке мы не только увидим эти сооружения, но и узнаем о них интересные факты, а помогут нам знания по математике.
II. Актуализация знаний.
1. Устный счет.
Это чудо света было построено по приказу царя Навуходоносора для его любимой жены, которая тосковала по зелёным холмам. Этот царь, уничтожавший город за городом и даже целые государства, много строил в Вавилоне. Согласно одной из сохранившихся клинописных табличек в годы его царствования было построено много культовых сооружений. Сосчитайте, сколько сооружений было построено Навуходоносором: 53 храма великих богов, 55 небольших храмов Мадрука, 300 малых святилищ земных и подземных богов, 600 святилищ небесных богов, 180 жертвенников Иштар и 200 жертвенников посвящённых другим богам. (53+55+300+600+180+200=1388)
2. Решение примеров
О каком чуде света идёт речь, мы узнаем, когда выполним следующее задание.
Каждый ряд выполняет своё задание.
Выполните деление:
1 ряд – 5 576:68 С (82) | 18 672:24 Е (778) | |
2 ряд – 1 254:38 А (33) | 10 578:86 М (123) | |
3 ряд – 3 936:41 Д (96) | 23 832:36 И (662) |
У доски
- 11 475:27 Ы (425)
- 9 345:15 О (623)
- 2 520:35 Р (72)
Вставьте букву в окошечко с полученным ответом и узнаете, о каком чуду света мы узнаем.
82 | 33 | 96 | 425 | 82 | 778 | 123 | 662 | 72 | 33 | 123 | 662 | 96 | 425 | |
с | а | д | ы | С | е | м | и | р | а | м | и | д | ы |
Сад располагался на террасах четырёхъярусного сооружения. Каждая возвышалась над нижней на 5 метров. Они были выложены балками и устланы несколькими слоями тростника, кирпичей и асфальта для задержания влаги. Сверху был насыпан трёхметровый слой земли для того, чтобы высаживать деревья.
3. Выполнение неравенств
Для того чтобы узнать, что называют следующим чудом света необходимо выбрать верные неравенства.
3+х>5+х (-) | М | |
17:5 > 17:6 (+) | С | |
370:у < 372:у (+) | Т | |
(5+х)-3 > 5+х-3 (-) | О | |
Х*(5+4)=5*х+4*х (+) | А | |
х*7+х = х*8 (+) | Т | |
(с+5)-а = (с – а)+(5-а) (-) | К | |
Х*(5+у)=5*х + х*у (+) | У | |
Х:327 > х:309 (-) | И | |
7*35 724 > 7*35 274 (+) | Я |
Статуя Зевса (в Греческой мифологии это верховный бог).
Примерно 2480 лет назад был брошен клич, обращённый ко всем. Будь то бедный или богатый. Речь шла о сборе пожертвований на строительство в Олимпии храма Зевса, который должен по величию и красоте превзойти все храмы Греции.
В каком году был брошен клич, и началось строительство храма?
(2480-2010=470 год до н.э.)
4. Решение геометрических задач.
Храм был возведён на искусственном холме высотой 1 метр. Фундамент был прямоугольной формы со сторонами 64 метра и 27 метров. Найдите площадь храма. (Кто затрудняется найти площадь самостоятельно, найдите карточку розового цвета и выберите формулу S).
(64*27=1728 кв. м.)
По всему периметру храма были воздвигнуты 34 колонны на одинаковом расстоянии. Какое расстояние было между колоннами?
(Кто затрудняется найдите формулу периметра)
Р=(64+27)*2
Р=182 (м)
182:34=5 (м) примерно расстояние между звеньями.
5. Решение задачи.
К следующему чуду света мы отправимся по морю и чтобы его увидеть нам надо решить задачу.
В первый день корабль прошёл 192км за 16 часов. Во второй день он был в пути 19 часов, двигаясь с той же скоростью. Какой путь проделал корабль за два дня?
Перед вами лежат карточки, на которых вам предложены варианты краткой записи. Какая краткая запись подходит к нашей задаче?
Запишите в тетрадь ту букву, под которой вы выбрали краткую запись.
А теперь выполните решение. (Слабым ученикам предлагаются карточки с формулами и алгоритмом решения).
Сооружение, к которому мы держали путь стоит на острове Форос. Это Александрийский маяк.
Строить его начал Александр Македонский, в день своего 25-летия. Подиум маяка являлся своеобразной крепостью, где находились склады, резервуары с питьевой водой, оружие и пр. – словом всё необходимое для того, чтобы выдержать длительную осаду. С берегом остров был связан насыпной дамбой с несколькими мостами. Длина дамбы была ровна 7 стадиям (1 стадий равен 179 метрам). Выразите длину дамбы в метрах. (179*7=1253м) Выразите в более крупных единицах (1км 253м)
Маяк простоял почти 1500 лет. Перенёс два сильнейших землетрясения, но не был разрушен. Но с каждым разом маяк становился всё меньше. А в 1326 году был окончательно разрушен после очередного землетрясения.
III. Итог урока.
– Какие математические знания вы применяли на уроке?
– Оцените свою работу на уроке.
– Почему эти сооружения называют «Чудесами света»?
Домашнее задание:
3+х>5+х | М | |
17:5 > 17:6 | С | |
370:у < 372:у | Т | |
(5+х)-3 > 5+х-3 | О | |
Х*(5+4)=5*х+4*х | А | |
х*7+х = х*8 | Т | |
(с+5)-а = (с – а)+(5-а) | К | |
Х*(5+у)=5*х + х*у | У | |
Х:327 > х:309 | И | |
7*35 724 > 7*35 274 | Я |
Карточка-помощница P= (a+b)*2 S = a*b |
А. Дано Найти s1 – 192 км v – ? t1 – 16 ч. sобщ. – ? t2 – 19 ч.
Б. Дано Найти v1 – 192 км s – ? t1 – 16 ч. sобщ. – ? t2 – 19 ч.
А. Дано Найти s1 – 192 км v – ? t1 – 19 ч. s2 – ? t2 – 1 ч.
Алгоритм решения задачи.
- Зная расстояние и время можно найти скорость. ()
- Зная скорость и время можно найти расстояние. ()
- Зная, какое расстояние проходил корабль каждый день, можно найти общее расстояние. ()