Осьминоги – обитатели морей и океанов

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Закрепить знания детей о головоногих моллюсках – осьминогах через ручной труд с использованием здоровьесберегающей технологии «Подвижные игры».

Задачи:

  • Образовательная - Расширение представлений детей о морских обитателях, формирование основ экологического воспитания. Закреплять умение изготавливать поделки по мнемотаблице.
  • Развивающая – Развитие мелкой моторики рук, умения «читать» схемы и таблицы.
  • Воспитательная – Воспитание терпения, усидчивости, желания довести работу до конца.

Оборудование:

  • Двусторонняя цветная бумага для изготовления щупалец (2 цвета)
  • Шаблон тела осьминога и тонкий картон
  • Клей-карандаш
  • Ножницы
  • Линейка
  • Карандаш
  • Маркер
  • Небольшой лист бумаги для глаз

Предварительная работа:

  1. Беседа по теме «Подводные обитатели. Осьминог»
  2. Рассматривание плаката «Жители морей и океанов»
  3. Изготовление бумажной «пружинки» в ходе совместной деятельности воспитателя и детей.

Место проведения: групповое помещение ДОУ

Ход мероприятия

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о подводных жителях – осьминогах. Мы с вами уже беседовали на эту тему, рассматривали плакат. Кто-нибудь нам напомнит, что мы уже знаем об осьминогах? Какие части тела есть у осьминогов?

Дети. Осьминоги живут в морях и океанах, у них есть восемь ног, они называются щупальца, и голова.

Воспитатель. Правильно, мы говорили о том, что у осьминогов есть голова и щупальца, поэтому их называют головоногими моллюсками. Что ещё мы можем сказать об осьминогах?

Дети. У осьминогов 3 сердца и голубая кровь, а ещё у осьминога очень зоркие глаза.

Воспитатель. Молодцы. Действительно, у осьминога целых 3 сердца и голубая кровь. Поскольку он живёт глубоко под водой, куда не проникают лучи солнца, у него большие и зоркие глаза. А есть у осьминога какое-нибудь сходство с другими животными?

Дети. Они могут отбрасывать свои щупальца, как ящерица отбрасывает свой хвост.

Воспитатель. Совершенно верно. Если схватить осьминога за щупальца, то щупальце может отвалиться, словно отрезанное. На следующий день рана заживает и на месте утерянного щупальца растет новое.

А чем же питаются осьминоги?

Дети. Они едят рыбу и других моллюсков.

Воспитатель. Правильно. Осьминог является отличным охотником, с помощью выбрасываемой струи воды, он быстро передвигается под водой и достигает свою добычу. Предлагаю вам поиграть в подвижную игру «Осьминог».

Подвижная игра «Осьминог»

(Цель: развитие быстроты реакции, скорость бега, эмоциональный подъём, соблюдение режима двигательной активности детей)

Распределяем по считалочке роли в игре.

Считалка «Осьминог»:

Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я — осьминог.

Один ребенок — осьминог, остальные дети — рыбы.

Правила. Осьминог стоит по одну сторону черты, рыбы — по другую. Рыбы должны переплыть на другую сторону. Тот, кого поймает осьминог, выбывает из игры.

Воспитатель. Молодцы ребята, кто такой осьминог, мы с вами вспомнили, в подвижную игру поиграли, я предлагаю вам самим изготовить поделку «Весёлый осьминог», чтобы вы могли дома рассказать и показать своим родителям кто же такие осьминоги. Согласны?

Дети. Согласны!

Воспитатель предлагает ребятам пройти за столы, где уже подготовлено всё необходимое для работы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на табличку, по которой мы будем выполнять нашу поделку.

Дети рассматривают мнемотаблицу «Осьминог».<Рисунок1>,<Рисунок2> (см. мнемотаблицы)

Воспитатель и дети обсуждают по мнемотаблице, что понадобится для работы, проговаривают ход действий, повторяют технику безопасности при работе с ножницами, а также обсуждают варианты украшения поделки. Воспитатель поправляет детей и направляет к правильному ответу в случае ошибки.

Воспитатель. В первом «окошечке» таблицы изображено то, что нам понадобиться для работы. Кто разобрался, назовите что это?

Ответы детей: клей, ножницы, карандаши, бумага, какие-то полоски, что-то похожее на голову…

Воспитатель. Правильно, полоски нужны будут, чтобы сделать щупальца, что-то похожее на голову, это шаблон головы нашего осьминога. А ещё нам понадобится небольшая салфетка, из которой мы сделаем нашему осьминогу нос. Что мы видим во втором окошечке таблицы?

Ответы детей: шаблон головы нужно приложить к бумаге, обвести карандашом и вырезать.

Воспитатель. Верно, мы будем использовать плотную бумагу, чтобы изготовить голову нашего осьминога. Кто-нибудь догадался, что в третьем окошечке?

Ответы детей: бумажные полоски нужно наложить друг на друга и складывать пружинкой.

Воспитатель. Молодцы. Мы складывали полоски пружинкой, когда учились делать гусеницу. Хочу напомнить, чтобы пружинка не развалилась, концы нужно подклеить друг к другу. Что изображено в четвёртом окошечке?

Ответы детей: там пружинка, которая должна получиться.

Воспитатель. Наша пружинка должна получиться ровной, чтобы не развалиться. Сколько пружинок нам нужно сделать?

Ответы детей: восемь, столько – сколько ног у осьминога!

Воспитатель. Правильно! Что же мы видим в пятом окошечке?

Ответы детей: Наши пружинки нужно подклеить к голове осьминога.

Воспитатель. Как вы думаете, как их удобнее расположить?

Ответы детей: Четыре с одной стороны, четыре с другой.

Воспитатель. Верно. Если подклеить таким образом щупальца , то наш осьминог сможет «сидеть» и не будет заваливаться. Шестое окошечко, что же там?

Ответы детей: Нужно сложить небольшой лист бумаги пополам, нарисовать глаз и вырезать. У нас получится сразу два одинаковых глаза, которые нужно приклеить.

Воспитатель. Молодцы! Что видно в седьмом окошечке?

Ответы детей: Это, наверное, салфетка? Её нужно смять и приклеить на место носа?

Воспитатель. Правильно, а в последнем восьмом окошечке мы с вами видим разные варианты украшения нашего осьминога, чтобы поделка получилась необычной и интересной. Как можно украсить нашего осьминога?

Ответы детей: Можно сделать осьминогу разные глаза, усы, очки, шляпу, усы и т.д.

Дети выполняют работу, воспитатель следит за порядком изготовления, помогает в случае затруднений.

После изготовления поделки воспитатель подводит итог мероприятия: Мы сегодня разговаривали о жителях подводных глубин – осьминогах, вспомнили, что о них знаем и изготовили поделки «Осьминожки». Ребята, какие замечательные осьминожки у нас получились! Давайте выставим наших осьминогов на обозрение, думаю, что они очень понравятся нашим родителям.

Список литературы

  1. «Игры у моря». Сборник методических материалов подготовлен Представительством корпорации «ИСАР Инк.» (США) во Владивостоке и Ресурсно-информационным центром экологического образования г. Владивостока. Авторы-составители: Г. М. Чан и О. Г. Пермякова.

Мнемотаблицы.