Дифференциация букв "А-О"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • учить различать буквы А и О;
  • закреплять знания детей о гласных

Задачи:

Образовательные:

  1. учить видеть различия в артикуляции звуков [а] и [о];
  2. дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах;
  3. дифференцировать звуки [а] и [о] в словах;
  4. учить различать звуки [а] и [о] во фразовой речи;
  5. учить различать звуки [а] и [о] в тексте;
  6. учить читать и писать слова с буквами А и О;
  7. обогащать словарь имен существительных, прилагательных, глаголов.

Развивающая:

  1. развивать зрительное восприятие, внимание, память.

Воспитательные:

  1. воспитывать правильную осанку;
  2. воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.

Оборудование:

  1. картинки с изображениями вазы, дома, кота, банки, обруча, плиты, юлы, азбуки, грибов, аиста:
  2. картинки с буквами А и О;
  3. карточки с текстом;
  4. таблица с гласными буквами;
  5. магнитная доска.

Ход занятия

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?

II. Основной этап.

1. Введение в новую тему. Изолированное произнесение звуков [а] и [о].

На доске висят картинки с изображениями аиста и обруча, букв А и О

– Итак, перед вами 2 картинки. Посмотрите, пожалуйста, на первую. Что на ней изображено?

– Кто такой аист?

– Какой первый звук вы услышали в этом слове?

– Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Какой буквой мы обозначаем звук [а]?

– Правильно. Звук [а] мы обозначаем буквой А

Стихи:

Всем известна буква А —
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.

– А теперь посмотрите на вторую картинку, что на ней изображено?

– Правильно. Это обруч. Какой первый звук вы услышали в этом слове?

– Какой буквой мы обозначаем звук [о]?

Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.

– Обратите внимание: когда мы произносим гласные звуки [а] и [о], то рот у нас открыт, воздух свободно выходит, не встречая преграды. Мы их поем. Между ними только одно различие. Какое?

– А теперь догадайтесь, какой звук я загадаю? (логопед без голоса произносит звуки [а] и [о])

– Какую геометрическую фигуру вам напоминает буква А?

– Какую фигуру напоминает буква О?

– Итак, сегодня мы будем говорить о звуках [а] и [о], а также и о буквах, которые их обозначают. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Различение букв [а] -[о].»

2. Дифференциация звуков [о] и [а] в слогах.

На доске написаны слоги:

МА-МО
НА-НО
ТА-ТО
  АР-ОР
АН- ОН
АС-ОС

– Давайте прочитаем слоги

(Сначала дети читают по очереди)

– А теперь ты прочитай только первый столбик, а ты второй, ты прочитай слоги только с гласной А, а ты только с гласной О(логопед называет детей по именам )

– Прочитай первую пару. Сравни слоги МА-МО. Что общего в слогах?

– Чем они отличаются?

– МА- как звучит согласный звук? Он твердый или мягкий?

– Какая гласная подсказала?

– Гласный [а] обозначает твердость согласного.

(подобным образом разбираются остальные 2 слога- каждому ребенку по паре)

– Сравните слоги АР-ОР. Чем похожи? Что одинакового?

– Чем различаются?

– А что здесь произошло? Они поменялись местами.

– Наш согласный на каком теперь месте?

– А на каком гласный?

(подобным образом разбираются остальные 2 слога- каждому ребенку по паре)

А теперь сравните слоги НА-АН. Чем они похожи?

– Чем различаются?

3. Дифференциация букв А и О в словах.

На столе у логопеда лежат картинки с изображениями вазы, дома, кота, банки, обруча, плиты, юлы, азбуки, грибов, аиста.

– А сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а], встанет с левой стороны -под буквой А. Те, кому попадется слово со звуком [о], встанет с правой стороны -под буквой О.

– А теперь давайте вспомним- у кого встретился звук [а]? У кого [о]?

– Поднимите картинки, у кого встретился звук [а]. А теперь скажите, какие у вас картинки.

– У кого [о]? Какие у вас картинки?

(Логопед вызывает одного ребенка и просит, чтобы он ему помог)

4. Дифференциация звуков [а] и [о] в словах (письменная работа)

– Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя на листочках. В первый столбик вы будите писать слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой О.

Слова: кот, мак, нос, вата, нора дом

– А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной О(логопед называет детей по именам )

– Сколько слов вы написали с буквой А?

– Сколько с О?

– Сколько всего слов вы написали?

– Я же вам еще одно слово продиктовала, оно волшебное, его нужно было написать 2 раза -в первый и во второй столбик. Какое оно?

– Почему вы так решили?

– Молодцы. Я вам столько ловушек ставлю, а вы с ними быстро справляетесь!

– Обратите внимание: когда мы произносим гласные звуки [а] и [о], то рот у нас открыт, воздух свободно выходит, не встречая преграды. Мы их поем.

5. Физминутка

– Встаньте пожалуйста из-за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись -покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.

6. Дифференциация звуков [а] и [о] в предложениях.

– А сейчас я буду читать вам предложения, но к сожалению некоторые буквы в них поссорились и никак не хотят мириться. Давайте их помирим, ведь когда буквы дружат то и предложения получаются красивыми и правильными. Я буду вам их читать, а вы будите исправлять ошибки в них. Вы должны слушать меня очень внимательно. Готовы?

Предложения:

Аня читает книга.
Мама открыл окна.
Оля увидела аисту.
Папа пил сок.

– Теперь мы с вами напишем то предложение, которое прозвучало правильно. Вспомните это предложение.

– Сколько слов в этом предложении?

– Какое слово стоит первым?

– Какое второе?

– Какое третье?

– С какой буквы мы пишем предложения?

– Что ставим в конце?

7. Дифференциация звуков [а] и [о] в тексте.

– Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.

Текст: Наступила зима. Утром выпал снег. Скоро Новый год. Дети рады зиме.

– А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что наступило?

– Какой праздник скоро наступит?

– Когда выпал снег?

– Кто рад зиме?

– За что дети любят зиму?

– Какие слова в этом тексте вы встретили гласной А?

– А кто нашел с О? Какие слова?

III. Итог.

– Давайте вспомним, что мы сегодня проходили? С какими звуками мы работали? А с какими буквами? Давайте еще раз с вами вспомним: когда мы произносим гласные звуки [а] и [о], то рот у нас открыт, воздух свободно выходит, не встречая преграды. Мы их поем. Звук [а] мы обозначаем буквой А, а звук [о] мы обозначаем буквой О. Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались.... До свидания.