Цель:
- учить различать буквы А и О;
- закреплять знания детей о гласных
Задачи:
Образовательные:
- учить видеть различия в артикуляции звуков [а] и [о];
- дифференцировать звуки [а] и [о] в слогах;
- дифференцировать звуки [а] и [о] в словах;
- учить различать звуки [а] и [о] во фразовой речи;
- учить различать звуки [а] и [о] в тексте;
- учить читать и писать слова с буквами А и О;
- обогащать словарь имен существительных, прилагательных, глаголов.
Развивающая:
- развивать зрительное восприятие, внимание, память.
Воспитательные:
- воспитывать правильную осанку;
- воспитывать умение ожидать свою очередь, не выкрикивая с места.
Оборудование:
- картинки с изображениями вазы, дома, кота, банки, обруча, плиты, юлы, азбуки, грибов, аиста:
- картинки с буквами А и О;
- карточки с текстом;
- таблица с гласными буквами;
- магнитная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент.
– Здравствуйте, ребята. Сейчас у нас с вами начнется урок, мы будем проходить новую тему, но сначала мы с вами договоримся: вы будите сегодня хорошо работать, отвечать, внимательно слушать меня. Готовы?
II. Основной этап.
1. Введение в новую тему. Изолированное произнесение звуков [а] и [о].
На доске висят картинки с изображениями аиста и обруча, букв А и О
– Итак, перед вами 2 картинки. Посмотрите, пожалуйста, на первую. Что на ней изображено?
– Кто такой аист?
– Какой первый звук вы услышали в этом слове?
– Звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Какой буквой мы обозначаем звук [а]?
– Правильно. Звук [а] мы обозначаем буквой А
Стихи:
Всем известна буква А —
Буква очень славная.
Да к тому же буква А
В алфавите главная.
– А теперь посмотрите на вторую картинку, что на ней изображено?
– Правильно. Это обруч. Какой первый звук вы услышали в этом слове?
– Какой буквой мы обозначаем звук [о]?
Буква О — луна и солнце,
В доме круглое оконце.
И часы, и колесо,
И это, кажется, не всё.
– Обратите внимание: когда мы произносим гласные звуки [а] и [о], то рот у нас открыт, воздух свободно выходит, не встречая преграды. Мы их поем. Между ними только одно различие. Какое?
– А теперь догадайтесь, какой звук я загадаю? (логопед без голоса произносит звуки [а] и [о])
– Какую геометрическую фигуру вам напоминает буква А?
– Какую фигуру напоминает буква О?
– Итак, сегодня мы будем говорить о звуках [а] и [о], а также и о буквах, которые их обозначают. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Различение букв [а] -[о].»
2. Дифференциация звуков [о] и [а] в слогах.
На доске написаны слоги:
МА-МО НА-НО ТА-ТО |
АР-ОР АН- ОН АС-ОС |
– Давайте прочитаем слоги
(Сначала дети читают по очереди)
– А теперь ты прочитай только первый столбик, а ты второй, ты прочитай слоги только с гласной А, а ты только с гласной О(логопед называет детей по именам )
– Прочитай первую пару. Сравни слоги МА-МО. Что общего в слогах?
– Чем они отличаются?
– МА- как звучит согласный звук? Он твердый или мягкий?
– Какая гласная подсказала?
– Гласный [а] обозначает твердость согласного.
(подобным образом разбираются остальные 2 слога- каждому ребенку по паре)
– Сравните слоги АР-ОР. Чем похожи? Что одинакового?
– Чем различаются?
– А что здесь произошло? Они поменялись местами.
– Наш согласный на каком теперь месте?
– А на каком гласный?
(подобным образом разбираются остальные 2 слога- каждому ребенку по паре)
А теперь сравните слоги НА-АН. Чем они похожи?
– Чем различаются?
3. Дифференциация букв А и О в словах.
На столе у логопеда лежат картинки с изображениями вазы, дома, кота, банки, обруча, плиты, юлы, азбуки, грибов, аиста.
– А сейчас вы будите по очереди выходить, брать любую картинку с моего стола, громко ее называть. Те, кому попадется слово со звуком [а], встанет с левой стороны -под буквой А. Те, кому попадется слово со звуком [о], встанет с правой стороны -под буквой О.
– А теперь давайте вспомним- у кого встретился звук [а]? У кого [о]?
– Поднимите картинки, у кого встретился звук [а]. А теперь скажите, какие у вас картинки.
– У кого [о]? Какие у вас картинки?
(Логопед вызывает одного ребенка и просит, чтобы он ему помог)
4. Дифференциация звуков [а] и [о] в словах (письменная работа)
– Мы с вами работали устно. Вы очень хорошо работали, но теперь я немного усложню задание. Теперь мы поработаем письменно. Вы будите распределять слова по столбикам у себя на листочках. В первый столбик вы будите писать слова с гласной буквой А, а во второй – с гласной буквой О.
Слова: кот, мак, нос, вата, нора дом
– А сейчас вы прочитаете то, что написали. Ты прочитай только первый столбик, а ты второй, ты прочитай слова только с гласной А, а ты только с гласной О(логопед называет детей по именам )
– Сколько слов вы написали с буквой А?
– Сколько с О?
– Сколько всего слов вы написали?
– Я же вам еще одно слово продиктовала, оно волшебное, его нужно было написать 2 раза -в первый и во второй столбик. Какое оно?
– Почему вы так решили?
– Молодцы. Я вам столько ловушек ставлю, а вы с ними быстро справляетесь!
– Обратите внимание: когда мы произносим гласные звуки [а] и [о], то рот у нас открыт, воздух свободно выходит, не встречая преграды. Мы их поем.
5. Физминутка
– Встаньте пожалуйста из-за своих парт. Давайте сначала с вами потянем ручки вверх, как будто мы березки. А теперь представьте, что подул ветерок и березки покачнулись -покачайте руками. А теперь березки будут шелестеть листиками (дети покачивая руками должны двигать пальцами).А теперь пускай березки отдохнут. Опустите ручки вниз. А сейчас проделаем тоже самое еще раз. Отдохнули? Хорошо. Садитесь за парты, будем с вами дальше заниматься.
6. Дифференциация звуков [а] и [о] в предложениях.
– А сейчас я буду читать вам предложения, но к сожалению некоторые буквы в них поссорились и никак не хотят мириться. Давайте их помирим, ведь когда буквы дружат то и предложения получаются красивыми и правильными. Я буду вам их читать, а вы будите исправлять ошибки в них. Вы должны слушать меня очень внимательно. Готовы?
Предложения:
Аня читает книга.
Мама открыл окна.
Оля увидела аисту.
Папа пил сок.
– Теперь мы с вами напишем то предложение, которое прозвучало правильно. Вспомните это предложение.
– Сколько слов в этом предложении?
– Какое слово стоит первым?
– Какое второе?
– Какое третье?
– С какой буквы мы пишем предложения?
– Что ставим в конце?
7. Дифференциация звуков [а] и [о] в тексте.
– Сейчас мы с вами прочтем небольшой текст.
Текст: Наступила зима. Утром выпал снег. Скоро Новый год. Дети рады зиме.
– А теперь слушаем внимательно мои вопросы и ищем в тексте ответы на них. Что наступило?
– Какой праздник скоро наступит?
– Когда выпал снег?
– Кто рад зиме?
– За что дети любят зиму?
– Какие слова в этом тексте вы встретили гласной А?
– А кто нашел с О? Какие слова?
III. Итог.
– Давайте вспомним, что мы сегодня проходили? С какими звуками мы работали? А с какими буквами? Давайте еще раз с вами вспомним: когда мы произносим гласные звуки [а] и [о], то рот у нас открыт, воздух свободно выходит, не встречая преграды. Мы их поем. Звук [а] мы обозначаем буквой А, а звук [о] мы обозначаем буквой О. Все молодцы, особенно хорошо сегодня занимались.... До свидания.