Цель: приготовить фруктовый салат, соблюдая санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности при работе.
Задачи:
- Актуализация знаний о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах.
- Формирование навыка работы с информацией, использования в практической работе технологической схемы.
- Совершенствование навыков работы в группе, коммуникативных и рефлексивных навыков, навыков безопасной работы.
- Развитие памяти, внимания, устной речи.
- Воспитание осознанного отношения к своему здоровью, рациональному питанию, а также аккуратности и трудолюбия.
Оборудование: коробка для игры, набор фруктов, костюмы фруктов для сценки (повар, грейпфрут, банан, яблоко, киви, мандарин, апельсин, доктор Айболит), таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах», технологическая схема приготовления фруктового салата, магниты, фартуки, косынки, ножи, разделочные доски, салатницы, ложки для салата, порционные тарелки, весовое мороженое, таблички с названиями салатов для групп, ноутбук (для музыкального сопровождения).
Форма организации деятельности учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.
Технологии, методы и приемы: здоровьесберегающая, игровая, рассказ, беседа, инсценировка, работа с таблицей и схемой, самопроверка и самооценка, работа в группах, практическая работа, рефлексия.
Ход урока
I. Организационный момент
– Здравствуйте, садитесь! Сегодня для работы на уроке нам потребуется таблица «Содержание витаминов во фруктовых плодах» и ручка; а также спецодежда (фартук и косынка), фрукты, посуда (разделочная доска, нож, салатница) и ваше хорошее настроение!
II. Сообщение темы, цели и задач урока
– Тема нашего урока «Приготовление фруктового салата». Сегодня на уроке мы поговорим о пользе фруктов, о содержании витаминов во фруктовых плодах; будем использовать в практической работе технологическую схему; совершенствовать навыки работы в группе, коммуникативные и рефлексивные навыки.
III. Игра «Угадай плод!», заполнение таблицы «Содержание витаминов во фруктовых плодах»
Учитель кладёт в коробку плоды фруктов (яблоко, банан, киви, апельсин, грейпфрут, мандарин). Учащиеся должны, задавая вопросы, угадать, что находится в коробке. Вопросы ставятся так, чтобы учитель мог ответить только «ДА» или «НЕТ». После того как дети правильно называют плод, учитель его показывает и делает о нем небольшое сообщение.
– Я предлагаю вам поиграть. Игра называется «Угадай плод!».
У меня в коробке спрятаны фруктовые плоды. Чтобы узнать, какие фрукты я спрятал, вы будете задавать мне вопросы о цвете, вкусе и т.д., а я буду отвечать только «ДА» или «НЕТ». Но мы с вами не только будем играть, мы еще узнаем о пользе некоторых фруктов. Для этого вы должны внимательно слушать мой рассказ и заполнять таблицу, которая лежит у вас на партах. Давайте посмотрим таблицу.
(Таблица заранее начерчена на доске. Учитель объясняет и показывает, как правильно заполнить таблицу, проговаривает буквенное обозначение витаминов.)
«Содержание витаминов во фруктовых плодах»
Фруктовый плод | Витамины | |||||||
А | Группа В | С | D | Е | G | K | PP | |
После игры мы проверим, кто из вас меня внимательно слушал.
БАНАН
В мякоти бананов содержится витамин С, который поможет справиться с зимними простудами и инфекциями. Витамины группы В незаменимое средство против стресса и бессонницы. Есть в бананах и витамин Е, он делает нашу кожу гладкой и эластичной, а также отвечает за хорошее настроение.
ЯБЛОКО
В яблоках содержится витамин А. Этот витамин необходим для нормального обмена веществ, формирования костей. Витамин С оказывает противовоспалительное действие, увеличивает устойчивость к инфекциям. Витамины группы В, необходимы организму для нормального функционирования нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной систем. Также в яблоках присутствует витамин G. Его еще называют «витамином аппетита». Он необходим для нормального пищеварения и роста.
МАНДАРИН
Плоды мандарина содержат много витамина C и витамин группы B, который необходим для нормальной работы нервной системы, кроме названных в мандарине есть витамин D, особенно необходимый зимой, и витамин K для здоровья сосудов.
КИВИ
Один плод киви способен обеспечить человека суточной дозой витамина С. Кроме того в киви присутствуют витамины Е, А, РР и группы В. Киви помогает нормальному пищеварению и является замечательным антистрессовым средством. Кроме того, этот плод укрепляет иммунную систему организма человека и его кровеносные сосуды.
АПЕЛЬСИН
В апельсинах содержится витамин С, который помогает уменьшить риск болезней сердца. Витамин группы В присутствующий в апельсинах участвует в производстве гемоглобина, который необходим для проведения кислорода в различные части тела.
ГРЕЙПФРУТ
Грейпфрут удовлетворит суточную потребность человека в витамине С, который необходим нам для защиты от простуды и гриппа. Кроме того, в грейпфруте содержится много витамина РР, который помогает бороться с бессонницей и усталостью, а также витамина D.
– Итак, вы угадали все плоды! Молодцы! По ходу игры вы заполняли таблицу. Давайте проверим, насколько внимательно вы меня слушали.
(Учащиеся сверяют свои данные с данными таблицы, помещенной на доске, делают самооценку. Можно спросить 1-2 человек)
«Содержание витаминов во фруктовых плодах»
Фруктовый плод | Витамины | |||||||
А | Группа В | С | D | Е | G | K | PP | |
Апельсин | + | + | ||||||
Банан | + | + | + | |||||
Грейпфрут | + | + | + | |||||
Киви | + | + | + | + | + | |||
Мандарин | + | + | + | + | ||||
Яблоко | + | + | + | + |
21 – ОТЛИЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ!
От 16 до 20 – ТЫ МОЛОДЕЦ!
От 11 до 15 – БУДЬ ВНИМАТЕЛЬНЕЕ!
– Мы узнали, что плоды фруктов являются ценными продуктами питания, так как они содержат большое количество разнообразных витаминов. Большинство витаминов не образуется в организме человека, а поступает в него только с пищей. Помните о том, что не все витамины выдерживают температурную обработку, поэтому лучше употреблять фрукты в свежем виде.
Как вы думаете, какие фрукты полезнее? (Ответы детей)
– Давайте послушаем, что скажут сами фрукты!
IV. Сценка «Спор фруктов»
Повар:
В ночь необычную с полки упал
В нашей библиотеке про питанье журнал.
В ночь необычную, что не случится!
Стукнулся об пол, раскрылись страницы…
И со страниц раскатились круто
В разные стороны яркие фрукты.
Их разговоры хотите услышать?
Значит, давайте, сидите потише!
(Фрукты выходят и начинают спор)
Грейпфрут:
Знакомьтесь, дети, я грейпфрут,
Я крупный, сочный, вкусный фрукт.
Слегка горчу, но не беда,
Зато я помогу всегда
Тому, кто хочет похудеть,
Тому, кто часто стал болеть.
Я организм омоложу,
Я людям всей душой служу.
Банан:
Я – заморский гость, банан,
Переплыл я океан.
Меня солнце попросило
Передать свою вам силу.
Апельсин:
А я спелый апельсин,
Солнышка веселый сын.
Я красивый, озорной.
Будет весело со мной
Прыгать, веселиться,
Петь, играть, резвиться.
Киви:
Под шершавой кожурой,
Сочный плод хранится мой,
Он зеленый и зернистый,
Нежный, сладкий и мясистый.
Киви называюсь я,
Мякоть вкусная моя —
Кладезь витаминов ценных,
Для здоровья драгоценных.
Мандарин:
Меня под Новый Год
Каждый в дом к себе зовет.
Мной и елку украшают,
И детишек угощают.
Я храню под кожурой
Шарик сочный, сладкий свой.
Дольки в шарике — конфетки,
Чтобы радовались детки.
Яблоко:
Я – крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное –
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!
(Появляется доктор Айболит)
Айболит:
Всё хватит! Вас не переслушать!
Спор давно кончать пора!
Чтоб здоровым, сильным быть,
Фрукты яркие люби
Все без исключения!
В каждом польза есть и вкус!
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело,
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней,
Все, и взрослые, и дети
Помните вы мой совет:
Круглый год – зимой и летом-
Без фруктов жизни нет!
Банан (апельсину):
Мы с тобой теперь друзья,
Вместе мы одна семья!
Киви (яблоку):
Ты полезно и я тоже.
Людям мы теперь поможем!
Мандарин (грейпфруту):
Надо нас в салат крошить,
Витамины получить!
Все фрукты:
Витамины – это жизнь!
С ними нужно всем дружить!
Повар:
Их спор закончился благополучно,
От этого питанье наше стало только лучше!
– Всем фруктам спасибо!
– Мы узнали, что все фрукты полезны для здоровья.
– Какие блюда из фруктов вы знаете?
– Мы с вами сегодня будем готовить фруктовый салат.
V. Изучение технологической последовательности приготовления фруктового салата
– Чтобы правильно и вкусно приготовить фруктовый салат, давайте рассмотрим технологическую последовательность его приготовления.
(Учащиеся вместе с учителем называют технологические операции, учитель постепенно на доске составляет схему)
– С чего начнем приготовление салата? (с первичной обработки плодов)
Первичная обработка плодов:
- перебрать, удалить гнилые и поврежденные плоды;
- промыть проточной водой, ополоснуть кипяченной;
- удалить несъедобные части (плодоножки, листья), промыть еще раз
– Что будем делать с подготовленными плодами?
Последующая обработка плодов:
- апельсин почистить, разделить на дольки, дольки нарезать кубиками;
- грейпфрут почистить, убрать перегородки, оставив только мякоть, разделить на кусочки;
- банан почистить, нарезать кубиками;
- киви почистить, нарезать кубиками;
- мандарин почистить, разделить на дольки, дольки нарезать кубиками;
- яблоко почистить, удалить сердцевину, нарезать кубиками.
– Что еще необходимо сделать, чтобы получилось готовое к употреблению блюдо?
Завершающие технологические операции:
- нарезанные фрукты аккуратно соединить и перемешать;
- положить на порционные тарелки;
- добавить шарик мороженого;
- подать на стол
Технологическая последовательность приготовления фруктового салата
– Хорошо. Мы с вами фруктовый салат на словах уже приготовили, а сейчас давайте будем готовить на практике.
VI. Деление на две группы
Для деления на группы используется детская считалка:
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
– Для работы нам необходимо разделиться на две группы. Встаньте, пожалуйста, все в круг. Я приготовил для вас считалку. Тот ученик, на котором заканчиваются слова считалки, выходит из круга и занимает свое место за рабочим столом группы. Группы формируются в порядке очереди.
(Деление на группы)
– Спасибо, молодцы!
VII. Инструктаж, распределение в группах обязанностей между учащимися по операциям
– Одна группа будет готовить фруктовый салат «Ням-ням-ка», а другая – «Тутти-фрутти».
– Из каких продуктов будете готовить салат? (каждая группа называет свои продукты)
– Какую посуду будете использовать? (разделочная доска, нож, салатница)
– Какие санитарно-гигиенические правила и правила техники безопасности будете соблюдать при приготовлении салата?
- вымыть руки с мылом;
- надеть фартук и косынку;
- Как вы будете пользоваться ножом?
Правила техники безопасности при работе с ножом:
- нарезать продукты осторожно, чтобы не повредить пальцы;
- не поднимать нож высоко над разделочной доской;
- при необходимости передавать нож только ручкой вперед
- после окончания работы убрать рабочее место, посуду, вымыть руки.
– Сейчас, пожалуйста, в каждой группе распределите технологические операции приготовления фруктового салата.
(Количество фруктов в салате соответствует количеству учащихся в группе, поэтому каждый ученик должен выбрать для себя один плод. Всего в классе 8 человек.)
– Итак, приступаем к работе!
VIII. Практическая работа «Приготовление фруктового салата»
Перед выполнением работы учащиеся моют руки с мылом, надевают фартуки и косынки. Работу выполняют по технологической схеме, которая лежит у них на столах. Учитель проводит целевые обходы, контролируя соблюдение правил техники безопасности при выполнении работы.
IX. Итог урока, рефлексия, оценивание
– Давайте подведем итог нашего урока.
– Почему фрукты необходимо употреблять каждый день? (В них содержатся витамины и полезные вещества)
– Можно ли для приготовления фруктового салата использовать какие-то другие фрукты? (Да)
– Я думаю, что вы обязательно дома попробуете приготовить фруктовый салат самостоятельно. Тем более что скоро будет праздник – 8 марта и Вы сможете порадовать свою маму вкусным подарком!
– А сейчас сделайте рефлексию своей совместной продуктивной деятельности: что получилось, а что не очень? (Спросить по одному человеку от каждой группы)
– Наш урок был насыщен полезной информацией, которая вам обязательно пригодится в жизни. Работали вы все активно, заинтересованно и заслуживаете хороших отметок, «пятерок»! Кроме хороших отметок вы сегодня получите удовольствие от вкусно приготовленного салата! Молодцы!
X. Дегустация готовых блюд
– Давайте пробовать! (Гостям можно также предложить попробовать десерт)
XI. Уборка рабочих мест
Список использованных источников:
- 1sept.ru – сценарий внеклассного мероприятия «Спор овощей и фруктов».
- 1sept.ru – открытый урок по технологии в 7-м классе на тему "Фрукты и ягоды. Блюда из них".
- 1sept.ru – урок технологии "Фрукты и ягоды. Декорирование блюд фруктами"
- medicall.ru – о пользе фруктов
- sestnoe.ru – рецепт фруктового салата
- viki.rdf.ru – детские презентации
- www.meals.ru – о пользе наших любимых фруктов
- www.say7.info – рецепт фруктового салата