Цель урока:
- Познавательная: совершенствование навыков обучающихся в обтачивании наружных поверхностей валиков, установке заготовок в самоцентрирующемся патроне, подрезании торцов и уступов, вытачивании канавок и отрезании заготовок, усвоении более высоких режимов резания.
- Развивающая: содействовать принятию самостоятельных решений, развивать навыки применения теоретических знаний на практике, развивать умение анализировать и делать выводы.
- Воспитательная: формировать чувство коллективизма и взаимопомощи, прививать навыки бережного отношения к инструменту и оборудованию, экономному и рациональному использованию сырья.
Структура урока: комбинированный урок (сочетание показа трудовых приемов с элементами рассказа и применением образовательной технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)).
Материально-техническое оснащение:
– оборудование: токарно-винторезный станок 16К20;
– инструменты и приспособления: проходной отогнутый резец Т15К6, Т15К6, упорно
проходной резец Т15К6, канавочный резец Т15К6, трех кулачковый
самоцентрирующийся патрон;
– средства измерения и контроля: измерительная линейка, микрометр резьбовой,
штангенциркуль ШЦ-2;
– материальное оснащение: заготовки (сталь 35, прокат d 78мм., L 185 мм.).
Наглядные пособия: готовое изделие вал 154-04 – эталон, плакат “Схема последовательной обработки ступенчатого вала”.
Учебно-техническая документация: операционно-технологическая карта, чертеж детали вал, справочные плакаты-таблицы.
Ход урока
I. Организационная часть – 10 минут.
1. Проверка явки обучающихся по журналу:
– рапорт дежурного.
2. Проверка внешнего вида обучающихся:
– осмотр санитарного состояния обучающихся,
– наличия спец. одежды.
II. Вводный инструктаж – 60 минут.
1. Сообщить тему программы.
2. Сообщить тему урока.
3. Сообщить учебную цель урока.
4. Провести беседу по материалу темы: “Обработка цилиндрических поверхностей”.
5. Предложить обучающимся показать следующие приемы работы:
– обтачивание наружных цилиндрических поверхностей,
– подрезание торцов,
– подрезание уступов,
– вытачивание канавок.
6. Объяснить новый материал:
6.1. Рассказать о значении данной работы для освоения профессии.
6.2. Показать готовое изделие вал.
6.3. Разобрать чертеж изделия.
6.4. Разобрать операционно-технологическую карту используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо(РКМЧП):
6.4.1. Разделить обучающихся на группы по 4 человека.
6.4.2. Предложить каждому обучающемуся вспомнить все, что он знает о детали
вал и способах ее обработки, опираясь на чертеж:
– род и размер заготовки,
– материал,
– содержание установок и переходов,
– режимы резания,
– число оборотов,
– число проходов,
– машинное время.
6.4.3. Обмен информацией с соседом, а затем и внутри группы.
6.4.4. Предложить представителю от каждой группы зачитать собранную информацию, а остальным дополнить ее услышанным.
6.4.5. Раздать каждому обучающемуся инсерт-текст о детали вал для ознакомления.
6.4.6. Проанализировать содержание текста, делая на полях заметки:
“v” – это я знал,
“+” – это для меня абсолютно новое,
“– “ – это противоречит тому, что я знал,
“?” – нужна дополнительная информация.
6.4.7. Заполнить таблицу по сделанным на полях заметкам.
6.4.8. Предложить написать синквейн.
6.4.9. Составить операционно-технологическую карту, опираясь на полученную информацию.
6.5. Показать приемы работы:
– обтачивание торцов.
– обтачивание цилиндрических поверхностей по трем разным диаметрам,
– подрезание уступов.
– вытачивание канавки.
6.6. Рассказать о самоконтроле в процессе выполнения работы и показать приемы самоконтроля.
6.7. Рассказать о рациональной организации рабочего места и правилах ТБ.
6.8. Предостеречь от брака в работе и типичных ошибок.
6.9. Сообщить критерии оценивания работы.
III. Текущий инструктаж, упражнения, самостоятельная работа – 4часа.
1. Самостоятельная индивидуальная работа по обработке детали вал согласно операционно-технологической карте:
1.1. Установка А:
– установить заготовку в патроне и закрепить,
– точить торец,
– точить цилиндрическую поверхность с d 75 до d 72.5 на L 135мм.,
– точить цилиндрическую поверхность с d 72.5 до d 40на L45мм. за 3 прохода,
– точить цилиндрическую поверхность с d 40 до d 30на L35мм. за 2 прохода,
– снять фаску 2х45,
– снять фаску 5х45,
– точить канавку шириной 5 мм.
1.2. Установка Б:
– установить заготовку в патроне и закрепить,
– точить торец в размер 180 мм.,
– точить цилиндрическую поверхность с d 75 до d 40 на L45мм. за 3 прохода,
– точить цилиндрическую поверхность с d 40 до d 30 на L45мм.,
– снять фаску 2х45,
– снять фаску 5х45,
– точить канавку шириной 5 мм.,
– нарезать резьбу резцом М30х1.5 на L30мм.
2. Целевые обходы рабочих мест обучающихся:
– коллективные,
– индивидуальные,
– помощь неуспевающим или отстающим обучающимся.
IV. Заключительный инструктаж – 40 минут.
1. Подвести итоги работы на уроке:
– дать общую оценку работы всей группы за весь урок в целом.
2. Сообщить оценку качества работы каждого обучающегося:
– сравнение и оценивание работ в соответствии с требованиями к качеству.
3. Отметить тех обучающихся, кто добился отличного качества работы:
– показать лучшие работы, сравнить с образцами,
– рассказать, как обучающиеся достигли отличного качества работы,
– предложить обучающимся оценить работы самостоятельно, опираясь на критерии
качества.
4. Разобрать наиболее характерные недочеты в работе обучающихся:
– при выполнении задания,
– в организации рабочих мест,
– нарушения техники безопасности.
5. Уборка рабочих мест, приведение в порядок оборудования, инструментов.
6.Выдача домашнего задания:
– оформить дневник,
– составить операционно-технологическую карту на изготовление детали типа ось.