Цели:
– подготовить учащихся к написанию сочинения на заданную тему,
– развивать умение анализа скульптурного портрета,
– совершенствовать речевую практику учащихся ,
– обогатить их словарь новой лексикой,
– привить любовь к культурным ценностям, формировать эстетические вкусы
учащихся.
Задачи:
– познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры
и с особенностями сочинения “Описание памятника”;
– научить определять замысел скульптуры и видеть его реализацию в общем виде
памятника, его деталях, окружении.
Оборудование: опорная лексика, проектор, компьютер.
Эпиграфы:
“Уважение к минувшему – вот черта, отделяющая образованность от дикости”.
А.С. Пушкин“Ничего не боялся я столько, как жить в городе без истории, преданий и памятников”.
Аполлон Григорьев
Ход урока
1. Вступительное слово учителя. Презентация. (Слайды 1, 2, 3)
– Сегодня у нас с вами интересная работа. Мы должны научиться описывать
памятник. Как вы понимаете значение этого слова?
– Прочитайте эпиграфы и скажите, как вы их понимаете? (Слайд 4)
– Почему А.С.Пушкин считал, что уважение к минувшему – это черта, отделяющая
образованность от дикости?
– Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева? Почему автор боялся жить в
таком городе?
– У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком
искусства рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых
писателях и ученых.
Наша первостепенная цель – научиться работать над сочинением. Давайте вспомним, чего нужно добиваться в сочинении. (Слайд 5)
1) Соответствия речи литературным нормам и грамматическим правилам;
2) Точного подбора слова для выражения мыслей;
3) Простоты изложения, исключения примитивных выражений и словесных штампов;
4) Выразительности и эмоциональности речи;
5) Точности в изложении литературных и исторических фактов.
Так как ваша задача написать публицистическое сочинение, то вспомним приметы публицистического стиля: (Слайд 6)
1) Информативность;
2) Эмоциональность;
3) Возможное наличие риторических вопросов или обращений;
4) Четкость, краткость и емкость изложения;
5) Ясно выраженная авторская позиция.
2. Предварительная беседа о специфике памятника как скульптурного произведения.
Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличии от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.
Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент).
Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник– с пространством улицы, площади, окружающими зданиями.
Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза и т.п. Возможные вопросы во время заочной экскурсии:
– Каков общий вид памятника?
– Как памятник вписывается в пространство местности?
– Каков вид на памятник с разных точек обзора (прямо, сбоку , сзади)?
– Из какого материала выполнена скульптура и пьедестал?
– Каковы особенности скульптурного изображения ученого?
– Какое впечатление произвел на вас памятник? О чем заставил задуматься?
3. Работа над структурой сочинения.
– Из каких частей оно состоит? (Вступление, основная часть, заключение.)
– С чего мы начинаем работу над сочинением? (С составления плана.)
4. Работа над составлением плана сочинения.
При составлении плана учитываем схему:
Барнаул – памятные места – любовь к родному городу.
Словарь С. И. Ожегова дает такое определение: (Слайд 7). Памятник –
1) Скульптура или архитектурное сооружение в память чего или кого-либо
(выдающейся личности, исторического события), например памятник А. С. Пушкину.
2) Сохранившийся предмет культуры прошлого.
3) Памятник – трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в
отличие, например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения:
спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг.
5. Слово учителя.
– Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как весь памятник с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями. Очень важен выбор материала. Обычно памятники стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза, иногда дерево. Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его – скульптор (ваятель) или архитектор, декоратор заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда, иногда водное пространство и т.д.). Иногда в творческий коллектив входит и садовник.
6. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения (Слайд 8).
Наклоны и повороты головы повышают эластичность стенок шейных кровеносных сосудов, раздражение вестибулярного аппарата вызывает расширение кровеносных сосудов головного мозга. Дыхательные упражнения, особенно дыхание через нос, изменяют их кровенаполнение. Все это усиливает мозговое кровообращение, повышает его интенсивность и облегчает умственную деятельность.
И.п. – стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 – обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 – и. п. то же налево. Повторить 4–6 раз. Темп быстрый.
7. Сообщения учащихся:
1. В.М.Шукшин – известный режиссер, сценарист, писатель. (Слайд 9)
Приложение 1.
2. О времени и месте открытия памятника. (Слайд 10)
3. Об авторе памятника. (Слайд 11) Приложение 2.
4. О лексическом значении специальных слов: памятник, монумент, обелиск,
пьедестал, увековечить. (Слайд 12)
8. Работа с речевыми конструкциями.
А) Продолжите фразу:
– скульптору удалось выразить (что?) свое восхищение его трудом во имя ….
– памятник Шукшину выражает (что?) любовь и память потомков о тех, кто
трудился во имя Отчизны.
– скульптор сумел передать (что?) душевное состояние писателя.
Б) Подберите синонимы к словам:
скульптор – ваятель, зодчий;
грандиозный – величественный;
создать – воздвигнуть, соорудить;
запечатлеть – увековечить.
В) Запишите под диктовку слова: скульптор, архитектор, статуя, памятник, обелиск, барельеф, постамент, пьедестал, архитектурный ансамбль.
9. Продолжение работы над составлением плана.
– Из скольких частей будет состоять ваше сочинение?
– Что мы будем писать во вступлении. Каким оно может быть?
– Давайте попробуем на основании собранного материала составить возможные
варианты вступлений.
Варианты вступлений.
– Наш город богат традициями, верен памяти тех, кто составил гордость
отечественной культуры. Один из них В.М.Шукшин, который был известным
режиссером, сценаристом, писателем.
– Памятник Шукшину был открыт к 60-летию со дня рождения
Барнаул, 25 июля 1989 года. Сюда, к памятнику Шукшина, спешат люди…
– Много памятных мест в Барнауле, связано с именами замечательных людей нашей
страны. В центре столицы Алтайского края установлен памятник А. С .Пушкину,
недалеко от него памятник Демидову. Я же хочу написать о памятнике
замечательному человеку – В.М. Шукшину. Он был открыт 25 июля 1989 года, когда
общественность города праздновала 60-летие со дня его рождения.
– Много в разных краях и землях памятников. Гранитные, мраморные, высеченные из
простого камня, стоят они на перекрестках дорог, на площадях городов, на
известных курганах и безымянных высотах. Нельзя представить нашу землю без
памятников. К ним приходят люди, подолгу стоят, думают, вспоминают…
– Марина Цветаева, определяя бессмертие А. С. Пушкина , воплощенное в его
памятнике , писала: “Уходим мы или проходим, а он – всегда стоит. Под снегом ,
под летящими листьями, в заре, в синеве, в мутном молоке зимы – всегда стоит. Но
ведь это сказанное можно отнести к любому памятнику. Ведь памятник – это прежде
всего память о тех, кто много сделал для своего народа. Кто своим трудом
возвысил Россию. И таким человеком был В.М.Шукшин. О памятнике этому человеку я
и хочу рассказать.
10. Работа над основной частью.
– О чем будем писать в основной части?
Образцы основной части. (Фрагменты.)
– Скульптура установлена на постаменте из серого гранита. Памятник стоит в
зелени прекрасного сада, где любят отдыхать студенты. Неподалеку от него
расположены старинные здания.
– Подхожу к скверику, где среди березок возвышается памятник В.М.Шукшину. В
облике писателя запечатлены простота, трудолюбие, человечность.
– Он изображен в сидячей позе, левая рука подпирает подбородок. Шукшин смотрит
прямо перед собой, взгляд его сосредоточен. Возможно, он обдумывает очередной
сценарий .
11. Работа над заключительной частью.
– О чем мы можем писать в заключении?
Образцы заключений.
– Человек не может жить только настоящим. Он стремится в будущее, при этом
бережно хранит память о прошлом.
– Памятник В.М. Шукшину произвел на меня огромное впечатление. Он напоминает
нам, потомкам, о замечательном человеке, который прославил наш Алтай. Памятник
ему – дань светлой памяти благодарных потомков замечательному человеку.
Еще раз обращаю внимание детей на план сочинения, который вывешивается на доску.
План (Слайды 13–17)
1. Вступление. Что такое памятник в вашем понимании?
2. Основная часть.
А. Когда был открыт памятник В.М. Шукшину.
Б . Кто его автор.
В. Общий вид памятника.
Г. Материал, из которого сооружен памятник.
Д. Поза писателя, его взгляд, лицо, руки, одежда.
Е. Что хотели выразить (какие мысли и чувства) создатели памятника (скульптор и
архитектор).
3. Заключение. Какое впечатление произвел на вас памятник, о чем заставил задуматься.
12. Работа над черновиком сочинения .
13. Задание на дом: написать сочинение-описание на тему: “Памятник В.М.Шукшину в Барнауле”.
Использованные интернет-ресурсы: