Как достичь успеха в профессии

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель урока: формирование информационного пространства, связанного с представлениями учащихся о понятии “успех в профессии” и развитие мотивов самоактуализации.

Задачи урока:

  • Формирование у учащихся представлений о понятии “успех”, факторах, определяющих успешность человека в жизни, отработка умений работать с текстом, анализировать его, вычленять основное, отработка умений выступать перед аудиторией.
  • Активизация мышления учащихся, развитие аналитических способностей, умений обобщать и систематизировать информацию, отработка навыков групповой работы, коммуникативных способностей, осознание собственной роли в построении своего успешного будущего.
  • Развитие навыков рефлексии, формирование позитивной установки на профессиональное будущее, актуализация стремления к самосовершенствованию и саморазвитию.

Вид занятия: развивающее.

Формы работы: групповая.

Методы и приемы работы: беседа, обсуждение, работа в мини-группах, выступления групп, иллюстрация, упражнения, элементы психогимнастики

Продолжительность занятия: 45 минут.

Контингент участников: учащиеся 9-го класса. Можно проводить в 10-11-м классе.

Количество участников: 10-25.

Материалы и оборудование: доска, мел, компьютер, проектор, экран, колонки, компьютерные презентации “Притча о лягушатах”, “Успешные люди”, карточки с биографией знаменитых успешных людей (6 биографий), цветные маркеры (по 3-4 цвета на группу), ватман, разрезанный на 4 части, 4 карточки с заданием для упражнения “Качества успешного человека”.

План занятия:

Этап занятия

Время

I. Ориентировочный этап:
1. Вступительное слово (приветствие, объявление целей занятия)
2. Разминка. Упражнение “Пожелания на день”

2
1
II. Основной этап:
1. Беседа “Что такое успех”
2. Притча “Маленькие лягушата”
3. Упражнение “Деловые качества”
4. Физкультминутка
5. Упражнение “Качества успешного человека”

3
3
16
1
15
III. Заключительный этап:
1. Подведение итогов. Обсуждение. Рефлексия
2. Рефлексия и релаксация

2
1

Ход занятия

I. Ориентировочный этап:

1. Вступительное слово

Приветствие учащихся. Определение готовности к занятию. Объявление целей занятия и создания мотивации на совместную работу. Запись темы на доске.

2. Разминка. Упражнение “Пожелания на день”

Ведущий. Как вы сидите, пожелайте своим соседям (минимум двум) что-то хорошее на сегодняшний день.

II. Основной этап:

1. Беседа “Что такое успех”

Ведущий. – Что такое успех, по-вашему? Какие возникают ассоциации при слове “успех”? В каких сферах жизни можно добиться успеха?

Каждый учащийся называют свою ассоциацию к слову “успех”.

2. Притча “Маленькие лягушата”

Ведущий. Познакомимся с притчей “Маленькие лягушата”.

Жили-были маленькие лягушата, которые организовали соревнования по бегу.
Их цель была забраться на вершину башни.
Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над их участниками.
Соревнования начались.
Никто из зрителей не верил, что лягушата смогут забраться на вершину башни.
Слышны были такие реплики:
"Это слишком сложно!”
"Они никогда не заберутся на вершину!"
или:
"Нет шансов! Башня слишком высокая!"
Маленькие лягушата начали падать. Один за другим. За исключением тех, у которых открылось второе дыхание, они прыгали всё выше и выше.
Толпа всё равно кричала: "Слишком тяжело!!! Ни один не сможет это сделать!"
Ещё больше лягушат устали и упали.
Только один поднимался всё выше и выше. Он стал единственным, кто не поддался!
В конце концов, все сдались. Кроме того одного лягушонка, который, приложив все усилия, забрался на вершину!
Тогда все лягушата захотели узнать, как ему это удалось.
Один участник спросил, как же этому лягушонку, который добрался до вершины, удалось найти в себе силы?
Оказывается, победитель был ГЛУХОЙ!!
Мораль:
Никогда не слушай людей, которые пытаются передать тебе свой пессимизм и негативное настроение…
…они отнимают у тебя твои самые заветные мечты и желания. Те, которые ты лелеешь в своём сердце!
Не забывай о силе слов. Верь в себя и в свои силы! ТЫ МОЖЕШЬ!!!

Ведущий ставит компьютерную презентацию “Маленькие лягушата” (Приложение 1) и прочитывает текст притчи. На 13 слайде делается пауза, приглушается музыка и задается вопрос: “Как закончить фразу “Оказывается, лягушонок был…”, “Благодаря чему лягушонок смог достичь вершины башни?” Выслушиваются ответы учащихся. Запускается 14 слайд с моралью притчи.

3. Упражнение “Деловые качества”

Ведущий предлагает участникам образовать 5-6 групп из учащихся на соседних партах (по числу карточек с биографией знаменитых людей). (Приложение 2). (Или работа в парах, если участников 10 человек)

Ведущий. Вам необходимо самостоятельно ознакомиться с информативным материалом, где дано краткое описание биографий знаменитых деловых людей. Затем мы послушаем по очереди каждую группу. Вы должны ознакомить всех участников с фактами биографии знаменитых людей, а также выделить те качества, которые, по вашему мнению, обеспечили успех того или иного человека-знаменитости. Выступят два человека: один познакомит с биографией, второй – с выделенными вами качествами. На подготовку дается 5 минут.

Выступление участников. Выступление учащихся сопровождается компьютерной презентацией “Успешные люди” (Приложение 3), на слайдах которой представлены фотографии и даты жизни тех знаменитостей, о которых школьники рассказывают.

Обсуждение инициирует ведущий: какие качества необходимы для того, чтобы быть успешным?

4. Физкультминутка

Ведущий. Попробуйте почувствовать себя успешным человеком. Встаньте из-за парт и примите позу успешного человека. Голову вверх, плечи расправьте, грудь вперед, взгляд уверенный. А может кто-то хочет пройтись, как успешный человек?

5. Упражнение “Качества успешного человека”

Ведущий. Подведем итог полученной информации.

Деление на группы. Выходят 4 человека (при количестве учащихся 20-25). Выбирают из предложенных 4 маркеров разного цвета тот, который им больше нравится. Каждый по очереди предлагает этот маркер тому в классе, кому он хотел бы его подарить. Эти люди выходят. Теперь те, кого выбрали первые участники, по очереди предлагают маркер тем оставшимся за партами школьникам, кому они хотели бы его подарить. Так продолжается, пока все учащиеся не окажутся в какой-либо группе.

Ведущий. У нас образовалось 4 команды. Выберите себе парту в классе и сядьте вокруг нее. Теперь вы выберите для своей команды задание. Для этого последний человек, у которого оказался маркер, вытягивает карточку с заданием. [Задания: “Напишите, благодаря каким качествам человек может добиться успеха” (2 карточки) и “Напишите, какие качества мешают человеку добиться успеха” (2 карточки)]. Вам выдается четверть ватмана и цветные маркеры. Изобразите свой ответ на ватмане. Это могут быть просто перечисление качеств, а могут быть рисунки, схемы. На выполнение задания 5 минут.

Выступление команд. Выходит вся команда. Вопрос: “Какое качество, из перечисленных они назвали бы главным?”

Ватманы вывешиваются на доске.

Ведущий. Посмотрите на список качеств, которые нужны для достижения успеха. Подумайте, какие из них у вас есть (пусть и несильно развиты)? Как можно развивать те, которых у вас сейчас нет? Об этом мы уже говорили и еще поговорим на следующих занятиях. Человек сам создает свое будущее и кует свой характер. Все в ваших руках.

III. Заключительный этап:

1. Подведение итогов. Обсуждение. Рефлексия

Заключительное слово ведущего. Выяснение непонятных моментов занятия, вопросов.

2. Рефлексия и релаксация. Упражнение “Ваше успешное будущее”

Ведущий. Сядьте удобно, чтобы вам ничего не мешало. Закройте глаза. Представьте себя через 10 лет... Вы получили желаемую профессию, у вас хорошая работа. И вы успешны, вы очень успешны. Вы много добились в жизни и в свое работе. Представьте, вы, такой успешный, где сейчас находитесь?.. Что вас окружает?.. Это может быть дом, офис, яхта, другие страны… Как вы выглядите?.. Что на вас одето?.. Какие люди находятся рядом с вами?.. Хотите ли вы сказать кому-то “спасибо” за ваш успех?.. Что вы ощущает?.. Какие эмоции наполняют вас?.. Благодаря чему вы достигли успеха?.. Сохраните эти воспоминания и пусть они всегда толкают вас к достижению вашей цели.

Все в ваших руках. БУДЬТЕ УСПЕШНЫ!

Используемая литература:

  1. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов / Под ред. Л.А.Обуховой. – М.: Вако, 2005.
  2. Притча о маленьких лягушатах [Электронный ресурс], 18.11.2006. // I am fine. Позитивный сайт: заметки оптимиста. URL: http://iamfine.ru/archives/25 (дата обращении: 11.09.2012).