Цели занятия:
- Научить детей инсценировать хорошо знакомую сказку "Репка".
- Обучать выражению эмоций с помощью жестов и мимики.
- Развивать творческую активность, артистические способности, двигательное моделирование.
- Развивать диалогическую речь.
- Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения в речи, подбирать определения к предмету, явлениям; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже.
- Познакомить с предлогами и научить их правильно употреблять.
- Активизировать словарь.
- Развивать мелкую моторику.
- Активизировать творческое воображение и мышление.
- Упражнять в решении творческих задач.
- Развивать умение использовать условные заместители при пересказе сказки.
- Развивать умение строить связное высказывание.
- Воспитывать умение слушать друг друга, не перебивая.
Действующие лица: Пугало (воспитатель), в остальных ролях – дети.
Петушок, Вороны, Дед, Бабка, Внучка, Жучка, Кошка, Мышка.
Огородная семейка: Репка, Помидорки, Огурцы, Тыквы, Лук, Морковь, Редиска, Капуста.
Декорации: домик, репка, лейка, костюмы для персонажей сказки (или маски-ободки).
Материал: Комплекты условных заместителей (кружки, квадраты, треугольники).
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки "Репка", рассматривание иллюстраций к сказке, заучивание стихов, пословиц и поговорок. Проведение игровых упражнений.
Например:
Игровое упражнение №1.
Показываю картинки с изображением овощей и фруктов (формирование обобщений).
Ребята, внимательно посмотрите на картинки и скажите, где нарисована репка? Покажите и назовите овощи, фрукты.
Игровое упражнение №2.
Показываю картинку или рисунок с изображением трех разных по величине репок(учу детей различать предметы по размеру)
Найдите самую большую репку. Найдите самую маленькую репку. Скажите, а какую репку вытащил дед?
Игровое упражнение №3.
Каждому ребенку даю лист бумаги с графическим изображением репки (нужно подготовить заранее: штрихами нарисовать репку с ботвой).
Ребята, обведите и раскрасьте репку(развитие графических навыков). Почему дедка не смог вытащить репку?
Игровое упражнение №4.
Заранее рисую силуэты дедушки, бабушки, мышки, собачки, медведя и зайца, закрашиваю их черной гуашью, превращая в тени. Показываю рисунок детям.
Ребята, посмотрите внимательно на картинку и найдите тени дедушки и бабушки. Назовите, чьи тени остались? Кто в сказке лишний? (Развитие внимания и зрительной памяти. )
Игровое упражнение №5.
Показываю детям картинки с изображением мышки, белки, лягушки, голубя, собачки. (Можно самостоятельно нарисовать кошку и вокруг нее любых животных, включая мышку. )
Посмотрите внимательно на этих животных и скажите, на кого охотится кошка? Кто из животных помог бабке и дедке вытащить репку? (Развитие логического мышления. )
Ход занятия
Ребята, вы все за руки возьмитесь и друг другу улыбнитесь.
Сегодня мы с вами совершим путешествие в сказку. Все готовы? Тогда начинаем.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти.
Потому что сказка-птица,
Чуть спугнешь, и не найти.
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете чудный дом.
Домик, домик, покажись,
Покружись, остановись
К лесу задом, к нам лицом
И окошком и крыльцом.
Утро. Все спят. Петушок поет.
Петушок:
Кукареку!
Просыпайтесь, солнце встало!
Утро ясное настало!
А кто спит без задних ног,
Подойду и клюну в бок! (Клюет Пугало)
Пугало: Вот какой проказник! А я и не сплю вовсе. Я сказку сочиняю.
Петушок: Ко-ко-ко. Какую сказку?
Пугало: Да про наш огород!
Ребята, поможете Петушку отгадать, что же мы посадили на нашем огороде?
Тогда слушайте загадки.
Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста, если я... (Капуста)На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (Горох)И зелен, и густ на грядке вырос куст.
Покопай немножко: под кустом... (Картошка)Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (Лук)Красный, детки, но не мак.
В огороде – не бурак.
Сочный, лакомый синьор. Угадали? (Помидор)В огороде, в грядке
Держим все в порядке.
Дружно, просто молодцы,
Зеленеют... (Огурцы)
Подставив солнышку бочок, лежит на грядке... (Кабачок)
Молодцы, ребята.
Посадили мы и репку, и капусту, и горох.
Помидоры поспевают, огурцы растут,
И картошка зеленеет, кабачки цветут.
Выходят овощи и садятся перед домиком, имитируя грядку.
Вылетают вороны.
1-ая птица: Мы летаем высоко. Кар-кар-кар!
2-ая птица:
Мы летаем далеко. Кар-кар-кар!
В огород мы прилетели,
Все попробовать хотели!
Пугало:
Эй, да так ведь не годится, ну-ка, улетайте птицы!
Птиц я буду отгонять, чтоб не смели здесь клевать!
Кыш-кыш-кыш!
Птицы, каркая, улетают.
Пугало:
Солнышко греет, дождик поливает,
Овощи на грядках быстро поспевают!
Берет лейку, поливает овощи. Овощи вырастают.
(Поворачиваются лицом к зрителям).
Пугало: Мы заглянем в огород, в огороде что растет?
Лук: Я – полезный горький лук. Это знают все вокруг!
Капуста: Я – капуста, сто одежек, и они все без застежек.
Огурцы:
Мы ребята-молодцы, а зовут нас-огурцы,
Мы ребята дружные, для салата нужные.
Помидоры:
Помидорки крупные, сочные да круглые.
Мы хвалится не умеем, от смущения краснеем.
Кабачок: Я – кабачок пузатый, витаминами богатый!
Пугало: А на самой дальней грядке, репка выросла, ребятки!
(Репку выводит в центр)
Репка:
Вот и выросла большая!
До чего же хороша я!
Сладкая и крепкая,
Называюсь репкой я!
Вам с такой красавицей,
Ни за что не справиться!!!
Пугало:
Петушок, петушок,
Помогай скорей, дружок!
Петушок: Ку-ка-ре-ку! Все сюда скорей бегите, да на репку поглядите!
Выходит дед.
Дед:
Вот так репка! Вот так диво!
И крупна-то! И красива!
А уж крепкая какая!
Как и вытащить, не знаю!
Пугало: Дедка за репку...
Все вместе: Тянет-потянет, вытянуть не может!
Пугало: Не дается репка дедке, дедка бабушку зовет.
Дед: Бабка, иди репку тащить!
Бабка:
Погоди, бегу, бегу!
И тебе, дед, помогу!
Пугало: Бабка за дедку, дедка за репку...
Все вместе: Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Пугало: Позвала Бабка Внучку.
Бабка: Внучка, иди репку тянуть!
Внучка:
Покормила я гусят и цыплят, и поросят,
Принесла водицы. Я люблю трудиться!
Пугало: Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку...
Все вместе: Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Пугало: Позвала Внучка Жучку.
Внучка: Жучка, иди репку тянуть!
Жучка:
Гав-гав-гав!
Я собачка Жучка, хвостик закорючка!
Гав-гав-гав!
Пугало: Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. . .
Все: Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Пугало: Позвала Жучка Кошку.
Жучка: Кошка, иди репку тянуть!
Кошка:
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Мягкие лапки, а в лапках царапки.
Пугало: Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, Бабка за Дедку, Дедка за репку. . .
Все: Тянут-потянут, вытянуть не могут!
Пугало: Позвала Кошка Мышку.
Кошка: Мышка, иди репку тянуть!
Мышка:
Живу в норке, грызу корки.
Короткие ножки, боюсь кошки!
Пугало:
Не бойся, мы тебя не обидим.
Мышка за Кошку,
Кошка за Жучку,
Жучка за Внучку,
Внучка за Бабку,
Бабка за Дедку,
Дедка за репку...
Все: Тянут-потянут, тянут-потянут... Вытянули репку!!!
Пугало: Ай да репка уродилась!
Все: Да!
Пугало: Наша сказка получилась?
Все: Да!!!
Пугало: Знает каждый огурец, что у сказки есть...
Все: КОНЕЦ!!!
Ребята, вы все молодцы. А теперь давайте немного поиграем. Становитесь в кружок, беритесь за ручки.
Физкультминутка "Репка!
В огород мы пойдем, овощей
наберем. |
Дети идут по кругу и
изображают, как будут набирать овощи. |
Ребята, а теперь давайте вспомним, с какими героями сказки "Репка" мы познакомились и обозначим каждого героя геометрической фигурой. Я буду загадывать загадку, а вы будете отгадывать.
Круглый бок, желтый бок
Сидит на грядке колобок.
Врос он в землю крепко.
Что же это? (Репка)
Давайте обозначим репку большим кружком желтого цвета.
Он седой и с бородой,
Очень старый и хромой. Кто это? (Дед)
Давайте обозначим деда квадратом коричневого цвета.
Она старенькая, седая, добрая и простая,
В доме с дедушкой живет, внучка как ее зовет? (Бабушка)
Давайте обозначим бабушку квадратом красного цвета.
У дедушки и бабушки девочка живет.
Как же эту девочку бабушка зовет? (Внучка)
Давайте обозначим внучку квадратом белого цвета.
Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается,
На цепи сидит, дом сторожит. (Собака Жучка)
Давайте обозначим Жучку треугольником черного цвета.
У нее четыре лапки, лапки-цап-царапки,
Пара чутких ушей, и она гроза мышей. (Кошка)
Давайте обозначим кошку треугольником оранжевого цвета.
Под полом таится и кошки боится. Кто это? (Мышка)
Давайте обозначим мышку треугольником серого цвета.
Ребята, а теперь давайте вспомним нашу сказку и построим ее из геометрических фигур. Посадил дед... (воспитатель начинает рассказывать, дети продолжают) – репку. Какой геометрической фигурой мы обозначим репку? Кружком желтого цвета. Что же было дальше? Давайте будем рассказывать и строить нашу сказку.
Дети выстраивают последовательность сказки самостоятельно, перессказывая сюжет. Воспитатель помогает. После того, как схема будет построена, можно активизировать внимание детей на предлогах, научить правильно употреблять их, задать вопросы детям о персонажах. Например:
Кто первый пришел тянуть репку?
Кто последний?
Кто стоит между дедом и внучкой?
Кто стоит за дедушкой?
Кто стоит за бабушкой?
Кто стоит между Жучкой и Мышкой?
Чтобы дети лучше запомнили предлоги, воспитатель должен выделять их интонацией.
Ребята, вы все большие молодцы! А кто знает, какая репка на вкус? (Сладкая).
А что едят у репки, вершки или корешки? (Корешки).
А что готовят из нее? (Салат, кашу).
Раньше на Руси говорили про репку: "Мы ее родную парим, тушим, солим, варим... Репу ест, который век, всякий русский человек... "
Ребята, а у русского народа есть еще пословицы и поговорки о репке. Давайте их вспомним.
У репы корешки сладки, а вершки горьки.
В землю крошки, а из земли лепешки.
Без заботы и репы не вырастишь.
Проще пареной репы.
Спасибо вам. Все вы молодцы, правильно отвечали и выполняли работу.