Форма учебной работы: внеклассная.
Оборудование: компьютер и проектор, компьютерная презентация, жетоны, изготовленные из картона, грамоты и призы.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Вступительная часть
1 ученик:
Почему торжественность вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Начинаем мы сегодня вечер.
2 ученик:
Не случайно ей такой почет:
Это ей дано давать ответы,
Как хороший выполнить расчет
Для постройки здания, ракеты.
3 ученик:
Есть о математике молва,
Что она в порядок ум приводит.
Потому хорошие слова
Часто говорят о ней в народе.
4 ученик:
Ты нам, математика, даешь
Для победы трудностей закалку.
Учится с тобою молодежь
Развивать и волю и смекалку.
И за то, что в творческом труде
Выручаешь в трудные моменты,
Мы сегодня искренне тебе
Посылаем гром аплодисментов.
Учитель: Сегодня мы собрались на
математический вечер, посвященный геометрии.
– Что такое геометрия? (В переводе с греческого
«гео» – земля, «метрио» – мерить, т.е.
«землемерие»).
Такое название объясняется тем, что зарождение
геометрии было связано с различными
измерительными работами, которые приходилось
выполнять при разметке земельных участков,
проведении дорог, строительстве зданий и других
сооружений. В результате этой деятельности
появились различные правила, связанные с
геометрическими измерениями. Таким образом,
геометрия возникла на основе практической
деятельности людей и в начале своего развития
служила преимущественно практическим целям.
В дальнейшем геометрия сформировалась как
самостоятельная наука, в которой изучаются
геометрические фигуры и их свойства.
Сейчас вас приглашаем заглянуть на
геометрический съезд, где заседают
геометрические фигуры. Слушайте внимательно
выступление каждой фигуры и запоминайте их
свойства.
II. Геометрический съезд (инсценировка)
Шар:
Я открываю заседанье
И должен высказать, что очень рад
Приветствовать почетное собранье.
Определим гостей подряд
И выясним их званье.
Конус:
Здесь перед вами их анкеты
Где точно все изложены ответы.
Шар:
Нет, пусть они рассказывают сами,
Какие свойства их, как их зовут.
Ты их рассказ проверишь чертежами…
Пусть младшие начнут.
(Перед шаром становится точка)
Шар: Кто тут? Я ничего не вижу!
Цилиндр: Подойди поближе.
Точка:
Я невидимка. В этом суть моя…
Меня всегда изображают
Прикосновением пера иль мела
И буквою одной обозначают.
Но я пред вами заявляю смело,
Что без меня и линий нет:
Они движенья точки след.
Хотя меня нельзя измерить.
Настолько я ничтожна и мала,
Но все собрание могу уверить,
Что в геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла.
Шар:
Хоть ты действительно мала,
Но и полезна, в этом нет сомненья.
Чья дальше очередь?
Конус: Не знаю! По списку, впрочем, линия Прямая.
Прямая:
Я здесь. Сейчас я вертикальна,
Могу, однако же, принять любой наклон,
Могу и лечь горизонтально.
Шар: Фигурам служите вы в качестве сторон?
Прямая:
Не в этом только наше назначенье:
Я между точек двух короче линий всех,
Притом одно имею измеренье.
Шар:
Что ты худа, считать нельзя за грех,
А рядом кто с тобой?
Прямая: Моя сестра родная.
Кривая:
Зовусь я линия Кривая.
В двух точках встретившись с Прямой,
Всегда тянусь за ней дугой.
Окружность:
А я – Окружность,
Вам я, шар, родня.
Шар: Не может в этом быть сомненья.
Окружность:
Произошли вы от меня
При помощи вращенья.
Внутри меня есть точка непростая.
Шар: А кто сей важный пункт?
Окружность:
Зовется Центом он,
От точек всех он равно удален.
Шар: Так замкнутая ты кривая?
Окружность:
Ты совершенно прав, мой друг.
Часть плоскости я заключаю в круг.
Шар: В каких же отношеньях ты с Прямой?
Окружность: Смотря с какой?
Шар:
Ну если, например, с тобой
Прямая в точках двух пересечется?
Окружность:
Внутри меня ее отрезок хордою зовется,
Чем ближе к центру, тем она длинней.
Шар: Что будет, если хорда через центр пройдет?
Окружность: Ее диаметром назовут.
Шар: А сколько у тебя диаметров?
Окружность: Ох, много…
Шар: А радиус?
Окружность:
То – всякая прямая,
Что к центру тянется, его соединяя,
С любой из точек, мне принадлежащих.
Шар:
Но кто там прячется за вами,
Без головы, с двумя ногами?
Угол:
Ошиблись вы немножко, Шар,
От ваших слов меня бросает в жар.
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Шар:
Постой, дружок, ты выступаешь смело,
Но ведь совсем не в этом дело.
Скажи мне, кто ты сам?
Угол: Я – Угол, коль угодно вам!
Шар: Мне это ни чего не говорит.
Угол:
Но чем смущает вас мой вид?
Ведь я – часть плоскости,
Когда встречаются прямые,
Мы будем между ними.
Мы – разные углы.
Я, например, прямой.
Бывают острые, тупые.
Шар: Кто это за тобой?
Треугольник:
Зовусь я Треугольник.
Со мной хлопот не оберется школьник.
(Исполняет песню.)
Ты на меня, ты на него,
На всех на нас смотри.
У нас всего, у нас всего,
У нас всего по три.
Три стороны и три угла,
И столько же вершин.
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.
Все в нашем городке – друзья,
Дружнее не сыскать.
Мы треугольников семья,
Нас каждый должен знать.
Шар: За правильный ответ тебя хвалю. Кто там еще?
Конус:
Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой,
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его…
Квадрат:
Рекомендуюсь: я Квадрат,.
Любую площадь я измерить рад.
С глубокой древности я мера площадей,
Она в квадрате стороны моей.
Имею я четыре стороны, и все они равны.
Шар: Чья дальше очередь?
Пятиугольник:
Как будто бы моя.
Сейчас собранию представлюсь я.
Когда вы будете иметь желанье,
Число вершин лишь стоит сосчитать.
Вот, например, когда их будет пять,
Пятиугольником меня должны признать.
Шар: Довольно! Можно кончить с этой темой. Кто там еще?
Прямоугольник:
Я всем знаком из старины седой.
Я для славян есть десятина.
Шар: Число твоих сторон?
Прямоугольник: Четыре: две узкие, а две пошире.
Шар: Что это за фигура?
Угол:
На этот раз уж буду спец и я:
Не ошибусь, назвав ее трапеция.
Шар:
Гражданка, ваши свойства назовите!
Трапеция молчит.
Не знаете? Да что же вы молчите?
Трапеция:
Мне дурно… Я… Ужасно я устала.
И, кажется, забыла все, что знала.
Падает в обморок.
Цилиндр:
Я думаю, что все утомлены,
Пора бы кончить заседанье.
Конкурс (обращаясь к Шару)
Он прав, почетный Шар,
И нам уж по домам,
Сказать по правде, захотелось.
Шар:
Ну что ж, друзья мои, не возражаю.
Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно вы явились
И честно потрудились.
Все ваши свойства съезду пояснить.
Теперь легко ребятам изложить
Суть геометрии. Прощайте,
Но только ваших свойств не забывайте.
Когда для съезда срок мы изобретем,
Вас всех опять повесткой позовем.
Признательность свою вам изъявляю
И заседанье закрываю.
Учитель: Сейчас игра. Вам будут заданы вопросы. За каждый правильный ответ будут вручаться жетоны. В конце подведем итоги и наградим победителей. Будьте внимательными и наблюдательными. Желаю успеха.
III. Конкурсы (Презентация)
IV. Подведение итогов
– Посчитайте жетоны. (Награждение)
– Наше мероприятие подходит к концу. Я думаю, что
вы сегодня узнали много интересного, нового.
Геометрические фигуры окружают нас в обычной
жизни, а знание их свойств облегчает человеку его
существование. Спасибо за внимание. До новых
встреч.