Подготовительная группа.
Задачи:
- Формировать у детей навыки связной речи, учить составлять рассказы по воображению и на наглядной основе.
- Развивать связную речь, активизировать словарь детей.
- Воспитывать интерес к творческой словесной деятельности.
Словарная работа: вестибюль, гардероб, актовый зал.
Индивидуальная работа: упражнять Сережу Я, Настю С. в правильном построении предложения, добиваться четкого произношения шипящих у Ришата С.
Предварительная работа: экскурсия в школу, составление загадок о школьных принадлежностях, рассматривание иллюстраций о школе.
Демонстрационный материал: карта путешествия, макет школы,”озеро загадок”, школьные принадлежности: счетные палочки, пенал, пропись, букварь.
Ход занятия
– Здравствуйте дети! Вы, наверное, уже догадались, кто я такая?
Дети: Магистр наук, ученый
Магистр: Правильно, я – магистр наук. Так вы меня узнали, я тоже хотела бы с вами познакомиться поближе. Поэтому я приглашаю вас в путешествие по стране знаний.
Хотелось бы узнать, готовы ли вы к школе. У меня есть карта, она поможет не сбиться с пути. Вы готовы? Тогда в путь!
Магистр: Ребята как вы думаете, что это впереди?
Дети: Это озеро.
Магистр: Да, но это не обыкновенное озеро. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы должны найти в озере.
1. Стоит дом,
Кто в него войдет,
Тот ум приобретет. (Школа)2. Кулик не велик,
Целой сотне велит:
То садись да учись,
То вставай – разойдись. (Звонок)3. По черному белым
Пишут то и дело,
Потрут тряпицей
Чиста страница. (Доска)4. Стоит чудесная скамья,
На ней уселись ты да я,
Скамья ведет обоих нас
Из года в год,
Из класса в класс. (Парта) [1]
Магистр: Как вы думаете, что объединяет эти загадки?
Дети: Эти загадки о школе.
Магистр: Как бы вы назвали это озеро?
Дети: Это озеро загадок.
Магистр: Давайте отметим на карте, что мы успешно справились с этим заданием.
Отправляемся дальше. Ребята, посмотрите какая красивая поляна, давайте присядем и отдохнем. Что это за здание? Оно вам ничего не напоминает?
Дети: Это школа.
Магистр: Представим, ребята, что мы вошли в школу. Что мы там видим?
Дети: Большой длинный коридор.
Магистр: Школьный коридор еще можно назвать вестибюль. Давайте все вместе произнесем это слово. (Говорят хором).
Магистр: Что же мы еще видим в школе?
Дети: В школе есть раздевалка.
Магистр: Как по другому можно назвать раздевалку?
Дети: Раздевалку можно назвать гардеробом. В школе есть спортивный зал, где ученики занимаются физкультурой, спортом. Актовый зал, где школьники отдыхают, проводят праздники. А еще в школе есть столовая, в которой ребята обедают во время большой перемены.
Магистр: Пройдя по большому светлому коридору, мы оказались возле дверей. Откроем и войдем. Куда мы попали?
Дети: Мы вошли в класс. В классе стоят парты. Они белые. На стене висит зеленая доска. В классе есть окна, на них висят красивые шторы и стоят цветы. В углу расположился шкаф, в котором лежат учебники. На стенах висят картины, портреты.
Магистр: (Делает краткое обобщение сказанного детьми) Давайте и этот пройденный этап отметим на карте. Сейчас тихонько садитесь за парты.
(Входит “Ранец”)
Ранец: До чего же скучно братцы на чужой спине кататься.
Дал бы кто мне пару ног,
Чтобы сам я бегать мог,
Я б такой исполнил танец,
Да нельзя, я – школьный ранец.
– Я вам оставлю, ребята, своего меньшого брата, потому что я очень тяжелый, вам меня не унести. Вы его не обижайте, не бросайте, с горки на нем не съезжайте.(оставляет детям школьный ранец и уходит).
Магистр: Посмотрим, ребята что, же там лежит. (Достает из ранца 2-3 игрушки, пенал, счетные палочки, пропись.) Посмотрите ребята, все ли содержимое ранца вам будет нужно в школе?
Дети: игрушки в школе не нужны.
Магистр: Давайте соберем ранец. Положим в него только те предметы которые вы правильно опишите. (Дети составляют описательные рассказы о прописи , пенале, счетных палочках.)
Магистр: Молодцы, вы хорошо справились с заданием. Давайте отметим это на карте.
Игра: “Цепочка слов”
(Раздается писк).
Магистр: Что это? Кто это плачет? Ой,
Ребята, смотрите! (Поднимает букварь.) Что это такое?
Дети: Букварь.
Магистр: Да, это букварь, но что же с ним случилось? (Выпадает записка магистр читает ее.) “Однажды со мной произошло…” Ребята, как вы думаете, что произошло с букварем? Кто хочет рассказать? (Дети рассказывают 2–3 рассказа).
Магистр: А я тоже придумала свой рассказ, послушайте (рассказывает историю букваря) Как же мы поступим с этим букварем? Наверное, придется его выбросить.
Дети: Нет. Мы его отремонтируем и поставим в книжный уголок.
Магистр: Ребята вы молодцы. Из нашего путешествия я поняла, что вы умеете рассказывать, описывать предметы, много знаете о школе, о школьных принадлежностях. Но самое главное вы умеете дружить, бережно относитесь к вещам. Давайте отметим на карте и этот этап нашего пути. Ой, что это с нашей картой? Она стала, какой– то бесцветной, неяркой. Ребята давайте ее раскрасим? Вы будите рассказывать о нашем путешествии, а я рисовать. С чего мы начали свое путешествие?
Дети: С озера загадок.
Магистр: Какое оно было?
Дети: Вода в озере голубая, а по ней плавали зеленые листья кувшинок.
Магистр: Потом мы увидели в школу.
Дети: В школе много классов, еще к нам приходил “Ранец”. Мы придумывали рассказы о букваре.
Магистр: Вот и закончилось наше путешествие. Посмотрите, какими яркими звездочками зажглась наша карта. Это говорит о том, что вы уже много знаете, Хорошо рассказываете и готовы учиться в школе.