Данный урок можно провести, как интегрированный урок математики и чтения, в коррекционной школе, а также при изучении темы “Проценты”.
Урок закрепления полученных знаний, комбинированный, интегрированный (математика + чтение). Слайд №2
Продолжительность: 1 урок - 45 минут
Класс: 9
Технологии: элементы игровых технологий, индивидуального и дифференцированного обучения, коррекционно-развивающего обучения, здоровье сохраняющих и информационных технологий, с применением презентации в Power Point 2007.
Оборудование: стенд “Сегодня на уроке”, рисунки и иллюстрации к сказкам Пушкина, листы-задания с самооценкой, индивидуальные задания, листы с домашним заданием, компьютер, презентация к уроку.
Оформление доски:
- Девиз урока: Слайд №3
- Цель урока: Слайд №4
Задачи урока.
Образовательные: закреплять нахождение одного и нескольких процентов от числа и величин в ходе устного счёта и решения задач, показать применение нахождения процентов в нестандартной обстановке. Вспомнить дату в биографии А. С. Пушкина (150 лет со дня смерти), показать связь сказок поэта с математикой.
Развивающие: способствовать развитию мышления путём переноса полученных знаний в непривычную ситуацию; поддерживать активность учащихся, используя индивидуальный подход; развивать память, способность переносить знания, полученные на чтении на урок математики, продолжать формировать самоконтроль и самооценку.
Воспитательные: воспитывать положительное отношение к учебному труду, поддерживать интерес к предмету, подчёркивая его важность и применение в жизни, закреплять навыки самостоятельности и аккуратности.
Ход урока
1. Организационный момент.
- подготовка к уроку;
- дыхательная гимнастика
2. Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня мы проводим урок математики по сказкам А.С. Пушкина.
Сообщение темы урока (записана на доске и на Слайде 2),
Цель нашего урока: закрепить нахождение 1% процента и нескольких процентов от числа в ходе выполнения заданий; вспомнить сказки А. С.Пушкина.
Обращение к стенду “Сегодня на уроке” и Слайдам 2 -7.
Краткое сообщение учителя. Маленькому Пушкину математика давалась нелегко, а над действием деления он даже плакал,– так вспоминала сестра поэта. Но Пушкин говорил: “Образованный человек должен быть образован во всём, в том числе и в математике”. В своих сказках он часто использовал числа. И мы это увидим на уроке.
Записываем число, тему урока в тетрадях
Девиз урока:
Что за прелесть эти сказки,
Если в них решать задачки.
У вас на столах лежат листки самооценки. За каждый вид работы вы себе сами будете ставить оценки, а в конце урока мы их обсудим и поставим в журнал.
А начнём со сказачно-математической разминки.
3. Устная работа.
Слайд №8, Слайд №9, Слайд №10
1) проверим, как внимательно вы читали сказки.
– сколько богатырей было у дядьки Черномора? (и окажутся на бреге, в чешуе, как жар горя, 33 богатыря)
– сколько лет жил у моря старик со своею старухой? (Жили они в ветхой землянке ровно 30 лет и 3 года)
– сколько раз забрасывал старик в море невод? (5 раз)
– в каком месяце должен был родиться сын у царя Салтана? (в сентябре)
– Что означает на математическом языке “тридесятое царство, тридевятое государство”? (тридцатое и двадцать девятое)
– сколько лет Людмиле из поэмы “ Руслан и Людмила”?
– вспомните отрывок “ У лукоморья дуб зелёный” (из какой поэмы?) Сколько сказочных героев живут у Лукоморья? (10 – кот учёный, леший, русалка, 33 богатыря, королевич, колдун, царевна, бурый волк, Баба-Яга, кощей).
А теперь выполним математическое задание.
– Что такое процент? Как найти 1% от числа? Как найти 5%, 18%, 126% от числа?
– 1% от 1 рубля, 1 метра, 1 века,
1 грамма, 1 кг, 1 км, 1 т;
– 2% от 400, 5% от 700, 7% от 1000.
– Продолжи ряд по образцу: 1% == 0,01
6% =…, 43% = …, 85%= …, 100% =…, 200% =…,150% =…, 853% =….
– Каким действием узнавали?
Самооценка.
Слайд №11
4. Закрепление материала.
Слайд 12. Кто помнит отрывок “ель растёт перед дворцом…”
Из какай сказки отрывок? Дети читают отрывок наизусть или по слайду.
Слайд №12
Учитель: А теперь решим задачу про белочку.
Слайд №13
Задача № 1. (текст и краткая запись на листах-заданиях. Листы-задания составлены с учётом успеваемости учащихся).
Дьяк сосчитал, белка за день разгрызла 1250 орехов. Каждый орех весил 2 грамма. Золотые скорлупки составили 30% от массы орехов, а остальное – изумруд. Сколько килограммов золота и изумруда получил царь Гвидон от белочки за день?
Один ученик у доски решает с объяснением остальные, после разбора в тетрадях.
Самооценка.
Слайд №14
Физкультминутка.
Слайд №15
Учитель: Другой герой пошёл по базару, купить кое-какого товару. Предлагаю вам решить следующую задачу.
Слайд №16
Задача № 2. Балда должен на рынке купить самый дешевый товар. Дыня стоит 200 рублей, арбуз – 50% от стоимости дыни, а тыква – 25% от стоимости арбуза. Какой товар купил Балда и сколько он стоил?
Разбираем всем классом, записываем решение, один решает у доски.
Самооценка.
Слайд №17
5.Самостоятельная работа. Тест (выбрать правильный ответ)
(Задания теста на листочках. Индивидуальные задания для слабоуспевающих учащихся)
Слайд №18
1% – 0,1; 1; 0,01 | 100% – 1; 100; 10 |
5% – 5; 0,05; 0,5 | 500% – 50; 5; 0, 5 |
16% – 1,6; 0,16; 0,016 | 370% – 3,7; 37; 0,37 |
83% – 0,83; 830; 0,083 | 12,5% – 1,25; 0,125; 12,5 |
90% – 0,9; 0,90; 0,09 | 907% – 9,07; 90,7; 0,907 |
Давайте проверим себя.
1% – 0,01 | 100% – 1 |
5% – 0,05 | 500% – 5 |
16% – 0,16 | 370% – 3,7 |
83% – 0,83 | 12,5% – 0,125 |
90% – 0,9 | 907% – 9,07 |
Слайд 19
Самооценка.
Слайд №20
После проверки учитель читает стихи
Слайд №21
Что за прелесть эти сказки!
Их читаем вновь и вновь
В них и шутки, и печали,
И коварство, и любовь.
В них былого тень сокрыта
И заботы наших дней...
Давайте выставим себе итоговую оценку за урок в графе – итоговая.
Слайд №22 Слайд №23
Учитель подводит итог урока вместе с учащимися. Отвечают на вопросы по слайдам №24, 25, 26. Выставляются оценки в дневники учащимся.
6. Домашнее задание. Слайд 24
Решите задачу. Сын царя Салтана Гвидон родился длиной в аршин. Рос он не по дням, а по часам. За час его рост увеличивался на 5%. Какого роста стал царевич через сутки?
Приложение
Устная работа
Самооценка_____________
Задача № 1. Самооценка_____________
Дьяк сосчитал: белка за день разгрызла 1250 орехов. Каждый орех весил 2 грамма. Золотые скорлупки составили 30% от массы орехов, а остальное – изумруды. Сколько килограммов золота и изумрудов получил царь Гвидон от белочки за день?
Задача № 2.
Самооценка_____________
Балда должен на рынке купить самый дешевый товар. Дыня стоит 200 рублей, арбуз – 50% от стоимости дыни, а тыква – 25% от стоимости арбуза. Какой товар купил Балда и сколько он стоил?
Тест
Самооценка_______________
1% – 0,1; 1; 0,01 | 100% – 1; 100; 10 |
5% – 5; 0,05; 0,5 | 500% – 50; 5; 0, 5 |
16% – 1,6; 0,16; 0,016 | 370% – 3,7; 37; 0,37 |
83% – 0,83; 830; 0,083 | 12,5% – 1,25; 0,125; 12,5 |
90% – 0,9; 0,90; 0,09 | 907% – 9,07; 90,7; 0,907 |
Итоговая оценка за урок ___________
Облегчённый вариант
Устная работа Самооценка_____________
Задача № 1. Самооценка_____________
Дьяк сосчитал: белка за день разгрызла 1250 орехов. Каждый орех весил 2 грамма. Золотые скорлупки составили 30% от массы орехов, а остальное – изумруды. Сколько килограммов золота и изумрудов получил царь Гвидон от белочки за день?
Задача № 2. Самооценка_____________
Балда должен на рынке купить самый дешевый товар. Дыня стоит 200 рублей, арбуз – 50% от стоимости дыни, а тыква – 25% от стоимости арбуза. Какой товар купил Балда и сколько он стоил?
Примеры Самооценка______________
1 : 100 = | 100 : 100 = |
5 : 100 = | 500 : 100 = |
16 : 100 = | 370 : 100 = |
83 : 100 = | 12,5 : 100 = |
90 : 100 = | 90 : 100 = |
Итоговая оценка за урок ______