Сказкотератия для младших школьников

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Как воспитать в ребенке такие качества, как воля, честность, смелость, доброта, щедрость, забота, сострадание, благородство? Предлагаем вспомнить о сказках! По воспитательному воздействию сильнее сказки нет ничего!!! Они ничего никому не навязывают. Сказка существует сама по себе. Но её волшебство настолько притягательно, что нет на свете ребенка, который не любил бы слушать сказки.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.

Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Сказка любима не только детьми, но и взрослыми, которые в детстве слушали сказки. Педагогическое значение сказочного жанра трудно переоценить: он знакомит детей с окружающим миром, нравственными нормами, законами жизни и учит жить по этим законам. Благодаря художественным образам и особому сказочному языку, в детях развивается чувство прекрасного.

Сказка приоткрывает завесу в мир тайн и чудес, в мир сокровенный, но явно ощутимый. Сказочное повествование вневременно: ты никогда не поймешь, где и когда происходит его действие, значит – сказка вечна. Она поднимает вопросы самые важные: о добре и зле, о предназначении человека и жизненном пути.

Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно-нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал жизнь людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.

Сказка – это духовное богатство, оставленное нашим народом детям в наследство. Познавая и приобретая это наследство, дети познают сердцем свой народ.

Значение сказки.

  1. Сказка может быть использована для того, чтобы предложить человеку, особенно ребёнку, способы решения конкретной проблемы.
  2. Язык сказки сближает взрослых и детей, сглаживает барьеры и противоречия, дарует понимание.
  3. Сказочные истории поучительны: они начиняют детей способами поведения, ценностями, убеждениями.
  4. Сказки воспитывают Человека.

В наш век духовного обнищания сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение. Во многом этому способствуют современные издатели книг и создатели детских мультфильмов, искажающих первоначальный смысл сказки, превращающих сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Русские народные сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Мультфильмы же, предлагая свою трактовку, навязывают определенные образы, которые лишают детей глубокого и творческого восприятия сказки.

В начальной школе необходимо работать со сказкой, воспитывая ребят на умении соотносить хорошее и плохое, а также воспитывать в себе то лучшее, что можно взять у любимых сказочных персонажей.

Второклассники нашей школы работают в рамках целевых системных проектов “Служба спасения Сказки действует!” и “Мы живем в сказочной стране “Лукоморье”. Данные проекты способствует приобщению детей к истокам народного творчества, формированию интереса к окружающему миру, желанию видеть в нём прекрасное, жить в нём по законам Добра, Правды, Красоты, Справедливости, Любви и Дружбы.

Путешествие в страну “Лукоморье” началось с того, что дети узнали о беде, постигшей Сказочную страну, и решили создать Службу спасения, чтобы спасти и расколдовать сказку. (Из письма детям “Дошла до нас весть нерадостная, да тревожная. Говорят, что Сказочную Страну Лукоморье злые силы захватили. А все оттого, что современные дети сказки наши не читают и не смотрят, с мудростью сказочной не знакомы, добро от зла отличить не могут, дружить не умеют, о себе только и думают. И учат их так жить многие сказки чужие заморские, сказки недобрые, да бессмысленные. Ум и сердце у детей от этого портятся. Скука да Серость над детской душой верх взяли. Одним словом, как положено детям наши дети не живут, не радуются, не развиваются. Вот и решили мы детям вернуть то, что им по праву принадлежит, т. е. вернуть нашу умную и добрую Сказку. Мудрые люди нас поддержали и сказали: “Пока есть дети, должны жить сказки!”)

В Службу спасения сказки мы приглашали ребят и родителей, всех:

  • кто не боится трудных дорог и стремится в неизведанное,

  • кто любит и верит в сказки,

  • кто любит играть,

  • кто хочет научиться дружить и никогда не бросать друзей в беде,

  • кто хочет научиться делать Добро и бороться со Злом,

  • кто не хочет расставаться с детством.

Для путешествия составили карту, выучили храбрилку

Только надо верить очень
В то, что день сильнее ночи,
А добро и справедливость
Победят всегда!
Пусть сейчас над нами тучи…
По заслугам зло получит,
И отступит перед дружбой
Всякая беда!

Сначала дети побывали в гостях у Кота Учёного, узнали, какие бывают сказки. Затем наведались к Мудрой сове, отгадывали викторину. В школе Волшебных наук читали волшебные сказки. На театрально-игровых уроках по различным сказкам ребята смогли показать свои знания и проявить свои творческие способности.

Большим событием стало для ребят торжественное открытие “Музея Сказки”.

Дети вместе с родителями в течение всего учебного года рисовали, мастерили, лепили, создавая картины и различные поделки. Все музейные экспонаты зарегистрированы и бережно хранятся в нашем музее. Работая над проектом, ребята сами придумывали сказки в “Сказочном конструкторском бюро”, создали свой сборник сказок.

Накануне праздников 23 февраля и 8 марта, мальчики смогли показать свою силу и ловкость во время спортивных состязаний “На Калиновом мосту”, а девочки блистали своими талантами в конкурсно-игровой программе “Варвара Краса – Длинная коса”.

Для наших именинников мы устраивали весёлые праздники с играми, танцами и угощениями в кафе “Лукоморье”.

Работу над проектом завершили большим праздником “По следам Нечистой силы”. Ребята смогли помочь сказочным героям и вернуть в “Лукоморье” волшебные предметы.

Благодаря такому путешествию, дети смогли перечитать множество сказок, учились пересказывать и выступать в роли персонажей, трудились в мастерской Данилы-мастера. Все мероприятия этого учебного года были нацелены на решение главных задач обучения и воспитания: на сплочение детского коллектива, на раскрытие творческих способностей детей.

В нашей школе уже несколько классов проработали данный проект. Все вместе мы создали школьный музей Сказки, где экспонаты хранятся и постоянно пополняются. Музейные выставки являются богатым и интересным материалом для проведения экскурсий, классных часов, викторин, литературных праздников.

Возможности использования сказочного материала, как источника духовности, нравственности и культуры неисчерпаемы. Необходимо расширять использование Сказки в воспитании детей.

Приложение