Обобщающий урок-повторение по астрономии

Разделы: Физика


“Наука вовсе не трудна и не тяжела, она, напротив, имеет обаяние для каждого человеческого ума – обаяние точности, полноты и системы” Л.Н. Толстой

Цели урока:

  • развитие пространственного мышления учащихся;
  • развитие возможностей познания природы;
  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
  • расширение знания учащихся по астрономии;
  • расширение представления о современной естественнонаучной картине мира;

Задачи урока:

  • научить учащихся пользоваться школьным астрономическим календарём (ШАК) и подвижной картой звёздного неба (ПКЗН);
  • познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;
  • научить правильно объяснять наблюдаемые явления;
  • объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав;
  • помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов;
  • объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира;
  • познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;
  • увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.

Методические требования к уроку

Компетенции:

  • суточное вращение небесной сферы – следствие вращения Земли вокруг оси;
  • изменение вида неба в течение года – результат обращения земли вокруг Солнца;
  • видимое суточное вращение небесной сферы и годичное движение Солнца;
  • на протяжении многих веков господствовали геоцентрические системы мира, поддерживающие церковью;
  • гелиоцентрическую систему мира, строение Солнечной системы и лежит в основе научного мировоззрения;
  • Меркурий и Венера – нижние планеты, остальные – верхние;
  • законы Кеплера и закон всемирного тяготения
  • законы движения искусственных небесных тел;
  • характеристики планеты, строение;
  • Луна – спутник Земли и ближайшее к Земле небесное тело;
  • астероиды, кометы, метеорные тела и метеориты;
  • Солнце – единственная звезда в Солнечной системе, источник энергии на Земле, физические характеристики;
  • двойные системы;
  • излучение звезд;
  • работать с таблицами, содержащими важнейшие сведения о Земле, Луне и планетах;
  • узнавать, какие созвездия видны в данный момент времени; определять и звёзд и Солнца, а также по заданным координатам находить их место на карте;
  • отыскивать на небе созвездия и наиболее яркие звёзды в них;
  • объяснять: а) смену времен года на Земле и других планетах; б) смену фаз Луны; в) почему с Земли видна одна сторона Луны; г) как происходят солнечные и лунные затмения;
  • находить планеты на небе, отличая их от звёзд;
  • наблюдать затмения, кометы и метеоры;
  • приводить примеры взаимосвязи явлений природы и познаваемости окружающего нас мира;

Ход урока

Группа делится на две части, внутри которых выбирается командир, который будет выбирать отвечающего, либо выбирать правильный ответ. На каждую группу дается по 33 вопроса, которые делятся на четыре группы:

1 группа – 15 вопросов,
2 группа – 14 вопросов с ответами “да или нет”,
3 группа – 1 вопрос, на который нужно сформулировать ответ,
4 группа-3 вопроса, на более углубленные знания.

Каждая группа набирает правильные ответы, при подсчете которых ставится оценка каждому учащемуся из этой группы:

За 15-17 правильных ответов – “3”,
За 17-25 правильных ответов – “4”,
За 25-33 правильных ответов – “5”.

Таким образом, мы выполним несколько целей:

Образовательные (перечисленные выше).

Воспитательные:

  • формирование у учащихся гуманного отношения к себе и к другим людям,
  • чувства долга, озабоченности неудачами других,
  • умения сопереживать,
  • стремления к взаимопомощи, сотрудничеству;
  • формирование у учащихся умения совместной работе в группе
  • умение внимательно слушать учителя и друг друга;
  • формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению астрономии

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса учащихся.
  • развитие речи;
  • коммуникативных способностей;
  • развитие умения логически излагать свои мысли.

1 группа

1. Кто первый предложил использовать ракеты для космического полета (Циолковский) 1. ученый, который воплотил в практику идеи Циолковского (Королев)
2. Какая звезда находится ближе всех к Земле (Солнце) 2. Самая близкая к Солнцу планета (Меркурий)
3. Место на Земле, когда день = ночи (Экватор) 3. Инструмент для наблюдения небесных тел (Телескоп)
4. Шарообразные тела, двигающиеся вокруг Солнца (Планеты) 4. Звездная система, в которое входит Солнце
5. Самая большая планета Солнечной системы (Юпитер) 5. Хвостатая звезда (комета)
6. Падающая звезда (Метеорит) 6. Самая маленькая планета земной группы (Меркурий)
7. Самая дальняя планета земной группы (Марс) 7. Сборник географических карт (Атлас)
8. Защитный костюм космонавта (Скафандр) 8. Планета, с периодом обращения вокруг Солнца 84 года (уран)
9. Нижняя точка пересечения отвесной линии с небесной сферой (надир) 9. Северное созвездие (Персей)
10. Воздушное пространство, видимое над Землей (небо) 10. Вселенная (Космос)
11. Древнегреческий бог Солнца (Гермос) 11. Созвездие со звездой Альдебаран (Телец)
12. Спутник Сатурна в 1655 г увиденный Гюйгенсом (Титан) 12. Какой период обращения вокруг Солнца у Плутона
13. Звезда созвездие Вега (Лира) 13. Основная часть кометы (Голова)
14. В каком году был первый космический полет человека (1961) 14. Имя первого космонавта (Юрий)
15. Новая система мира, опровергающая учение Птолемея (Коперник) 15. Кто из ученых, первый подтвердил, что земля – шар (Пифагор)

2 группа

1. Солнце теряет свою массу виде излучения (нет) 1. Галилео Галилей открыл спутник Юпитера (да)
2. Вселенная – это наша Галактика (нет) 2. Луна – единственный спутник Земли (да)
3. Солнечную систему составляют только планеты (нет) 3. Меркурий имеет ионизирующую атмосферу (нет)
4. Моря на Луне заполнены соленой водой (нет) 4. Марс значительно больше Земли (нет)
5. На Венере плотная облачная атмосфера (да) 5. Все планеты имеют кольца (нет)
6. Астероиды это звезды (нет) 6. Астероиды – малые планеты (да)
7. Метеориты это упавшие на Землю космические тела (да) 7. Хвост у кометы появляется только при соударении (нет)
8. Кометы состоят из ядра и газовой оболочки хвоста (да) 8. Солнце – гигантский пылающий шар (да)
9. Солнце относится к звездам – карликам (да) 9. Созвездия – это участки звездного неба (да)
10. Млечный путь состоит из множества звезд (да) 10. Галактика – огромное скопление звезд и звездных систем (да)
11. Галактика состоит из ядра и спиральных рукавов (да) 11. Пространство между звездами ничем не заполнено (нет)
12. Световой год – расстояние, которое проходят звезды за год (да) 12. Туманность Андромеды находится в нашей Галактике (нет)
13. Только на Земле есть водная оболочка (да) 13. Какая по счету планета Уран восьмая (нет)
14. Планета Плутон была известна древним грекам (нет) 14. Большинство астероидов движется между орбитами Марса и Юпитера (да)

3 группа

Он знаменитый французский астроном и математик. Однажды его спросили “почему в вашем трактате о небесной механике” мы не нашли Бога. Он ответил “Я не нуждался в этой гипотезе” Кто он? (Лаплас) В архиве царской охранки уже после октября была обнаружена схема аппарата, разработанная в 1881 году революционером и изобретателем за несколько дней до его казни. Кто был этот революционер? (Кибальчиг)

4 группа

Первая малая планета, открытая Дж. Пиацци 1 января 1801 года (Церера) Звездное скопление в созвездии Тельца. С появлением его на ночном небе Греции начинается сезон дождей (Гиады)
Подмосковный городок, откуда 7 августа 1887году взлетел на воздушном шаре Менделеев для наблюдения Солнечного затмения (Клин) Страна, где родился основоположник геоцентрической системы мира Николай Коперник (Польша)
Хищная рыба, с которой полинезийцы связывали название Млечный путь (Акула) Можно ли на Лунной поверхности ориентироваться с помощью космоса (нет)