Урок окружающего мира по теме "Зона лесов". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Ход урока

1. Приветствие.

Здравствуйте,  ребята. Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня на уроке мы будем говорить о природных зонах нашей страны.

2. Проверка домашнего задания.

Сейчас вам предстоит вспомнить особенности изученных природных зон и некоторых представителей их растительного и животного мира.

О какой природной зоне идет речь?

– Белый мох на скале,  а в расщелине лед.
Старый снег залежался,  не тает.
Ледяная пустыня на мили вокруг
А тепло здесь совсем не бывает. (Арктика)

– Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная,   холодная,  длится 8 – 9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днем. (Тундра)

– Назовите растение,  которое встречается в зоне Арктики и в зоне тундры. (Мох)

– Полярная лисица. (Песец)

– Это хищное животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выходит на сушу только для сна и отдыха. В такие моменты можно слышать его голос,  похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. (Тюлень)

– Основной корм для оленей. (Ягель)

– Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду. Ловко плавает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. (Белый медведь)

– Самый крупный зверь тундры. (Олень)

– Это растение – ближайший родственник малины,  однако не кустарник,  а однолетнее травянистое растение. (Морошка)

– Весь организм этой хищной птицы приспособлен к ночной охоте,  у нее бесшумный полет,  огромные глаза,  которые дают возможность видеть в темноте,  острый слух. Побеление оперения связано с усиленным выделением тепла. (Полярная сова)

– Одно из самых распространенных тундровых растений. Его плоды – синеватые,   округлые ягоды с сизым налетом. (Голубика)

– О каком явлении идет речь:

Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе,  словно огромная радуга,  и из нее то и дело вылетали вверх тысячи разноцветных лучей. (Полярное сияние)

3. Объявление темы урока.

Приложение 1. Слайд 1.

Один поэт сказал о лесе:

“Здравствуй,  лес,  дремучий лес”. Что значит дремучий? (это значит темный,   непроходимый).

Но ведь не все леса темные.

Приложение 1. Слайд 2.

Какой лес изображен? (Светлый,   веселый)

Мы будем исследовать природу лесной зоны. Что значит “исследовать”? (Подвергать научному изучению,  тщательно рассматривать.)

Сегодня мы должны найти ответ на вопрос: Почему одни леса темные,  а другие светлые.

3. Изучение новой темы.

Работа с картой “Природные зоны России”.

Вся лесная полоса состоит из 3 подзон. В северной части преобладают хвойные деревья,   которые образуют труднопроходимые леса. Это и есть тот самый дремучий лес. Эту территорию называют тайгой.

Южнее тайги расположена зона смешанных лесов.

Еще южнее находятся широколиственные леса.

Где находится лесная полоса по сравнению с зоной тундры? (Южнее зоны тундры) Приложение 1. Слайд 3.

Верно,  запишите это в тетрадь.

Солнце поднимается здесь выше,   светит дольше.

Здесь ярко выражены все 4 времени года,   зима холодная,  а лето теплое.

Приложение 1. Слайд 4.

Запишите в тетради,  в какие погодные условия мы с вами попали в зоне лесов.

Итак,  на какие подзоны делится зона лесов?

Приложение 1. Слайд 5.

Сейчас каждая группа с помощью дополнительной литературы исследует растения одной из подзон и подготовит небольшой рассказ. При составлении рассказа пользуйтесь планом исследования.

1 группа исследует тайгу. Приложение 2.

2 группа исследует смешанные леса. Приложение 2.

3 группа исследует широколиственные леса. Приложение 2.

5 минут на подготовку,  далее заслушиваем рассказы групп.

В процессе каждого рассказа меняются слайды в презентации в соответствии с темой рассказа. Приложение 1. Слайды 6-17.

В отличие от других зон,  леса отличаются разнообразием животного мира. Это можно объяснить тем,  что в лесу наиболее благоприятные для них условия. Лес – это жилище для зверей и птиц,  их дом,  убежище от врагов. Лес кормит всех обитателей.

Сейчас я буду вам загадывать загадки,   а вы подумайте,  о каком животном идет речь?

Приложение 1. Слайды 18-20.

Хозяин лесной,  просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой. Медведь

Через поле напрямик
Скачет белый воротник. Заяц

Кто на своей голове лес носит? лось
Кто зимой холодной бродит злой,  голодный? волк

Водяные мастера строят дом без топора.
Дом из хвороста и тины и плотину? бобры

С ветки на ветку,  быстрый как мяч,
Прыгает по лесу,  рыжий циркач. Белка

Днем спит,  ночью летает? филин

Черный жилет,  красный берет,
Нос как топор,  хвост как упор. Дятел

5. Закрепление.

Блиц-турнир “Я знаю лес”.

  1. Какой лес называется тайгой?
  2. Назовите дерево: высокое,  стройное,  с желтовато-красной или бурой корой,  ветви только на вершине,  хвоинки длинные,   расположены попарно,  шишки маленькие,   округлые.
  3. Какое особое отличие есть у лиственницы?
  4. Плодами какого дерева являются желуди?
  5. Какое дерево при цветении распространяет вокруг чудесный аромат?

6. Подведение итогов.

Итак,  о какой природной зоне мы с вами говорили сегодня? На какие 3 подзоны делится зона лесов? Почему одни леса темные,  а другие светлые?

Вы хорошо работали,  молодцы.

7. Домашнее задание.

Домашнее задание: придумать вопросы для одноклассников по теме “Зона лесов”.

Презентация

Приложение