Урок по теме "Скорость прямолинейного равноускоренного движения. Графики скорости". 9-й класс

Разделы: Физика

Класс: 9


Образовательная цель урока: Подготовить учащихся, усвоивших следующие знания:

  1. Строить график скорости от времени, выявить возможные виды таких графиков.
  2. Знать формулу скорости равноускоренного прямолинейного движения.
  3. Связь физики с другими науками (математика).
  4. Умение работать с векторными величинами, проекциями вектора на ось.

Развивающая цель урока: Подготовить учащихся, овладевших следующими видами деятельности:

  1. Формировать умение по графику определять характер движения.
  2. Умение анализировать, сравнивать, делать обобщения.
  3. Развивать навыки экспериментальной работы.
  4. Навыки работы в группе.

Воспитывающая цель урока: Побуждать к получению знаний, повышению общей культуры, прививать навыки общения, правильной самооценки.

Оборудование: компьютер, мульти-медиа-проектор, мультимедийная презентация к уроку (приложение 2), комплект для проведения цифровой лабораторной работы, раздаточный материал для каждого учащегося: лист оценки ЗУН, тест на усвоение пройденного материала (приложение 1), план выполнения лабораторной работы (приложение 4), тест на усвоение нового материала (приложение 3).

Ход урока

1. Мотивационный этап (7 минут)

а) Ппроверка домашней работы

Учитель. В начале урока вспомним виды механического прямолинейного движения. Дополните слайд 2 (приложение 2). (Работа класса фронтальная)

Учитель. И выполните тест на усвоение пройденного материала (приложение 1).

Уч-ся. Выполняют тест на нетбуках и полученную оценку выставляют в лист оценки ЗУН.

в) вхождение в новую тему

Учитель: На прошлом уроке вы ознакомились с новой физической величиной – ускорением и новым видом движения – движением с постоянным ускорением. Давайте вспомним физический смысл ускорения, его определяющую формулу.

Уч-ся. Ускорение – это физическая величина, равная отношению изменения скорости тела к промежутку времени, в течение которого произошло это изменение.

У. Запишите формулу.

У-ся. Записывают формулу.

У. Ребята. Посмотрите на эту формулу. Можно ли по ней сразу вычислить ускорение тела?

У-ся. Нет, эта формула записана в векторной форме, а для вычисления нужно, чтобы физические величины были скалярными.

У. Как же быть в этом случае?

У-ся. Эту формулу надо записать для проекций скорости и ускорения

У. Если скорость тела с течением времени возрастает, то какой будет проекция ускорения?

У-ся. Положительной.

У. При каком условии проекция ускорения будет отрицательной?

Уч-ся. Если скорость с течением времени убывает, то проекция ускорения будет отрицательной.

2. Изучение нового материала (11 минут)

(Побуждение учащихся к правильной формулировке цели деятельности)

У. Ребята. Выразите из формулы ускорения мгновенную скорость тела в момент времени t.

Уч-ся. Записывают формулу. v=v0+at

У. запишите формулу для нахождения проекции мгновенной скорости.

Уч-ся. Записывают формулу. vx=v0x+axt

У. Сформулируйте цель нашего урока

Уч-ся. Научиться находить скорость тела при его равноускоренном движении в любой момент времени. Уметь строить график зависимости скорости от времени при равноусоренном движении тела. По графику скорости от времени определять характер движения тела.

У. Мы знаем, чтобы правильно сформулировать цель, нужно выполнить три действия: назвать конечный продукт и его свойства, подобрать глагол, побуждающий к получению этого конечного продукта, составить предложение, начинающего с этого глагола.)

Комплексное применение знаний

У. На рисунке показаны тела, их скорости и ускорения (слайд 3, приложение 2). Запишите уравнения скорости для каждого тела.

Уч-ся Записывают ответы.

У. Проверка вашей работы.

В курсе математики вы проходили функцию y=kx+b, где x – аргумент, k – постоянный коэффициент, b – свободный член. Что представляет собой график этой функции?

У-ся. Прямая линия.

У. Сравните линейную функцию с функцией vx=v0x+axt

Уч-ся. Эта функция тоже является линейной. Значит и график зависимости vx(t) будет прямая (слайд 4, приложение 2)

У. Определите с какой начальной скоростью движется тело? (слайд 4, приложение 2)

Уч-ся. Начальная скорость тела равна нулю.

Физкультминутка – 1 минута

Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – улетела.

3. Закрепление (19 минут)

а) Работа в группах (5 минут)

У. Охарактеризуйте движение тел. (слайд 5, приложение 2)

Уч-ся работают по вариантам верхняя строчка 1 группа

Вторая строчка – 2 группа
Третья строчка – 3 группа.

У. Выполнение задания по слайду6 (приложение 2) с последующей проверкой

б) Работа в парах (14 минут)

У. Я предлагаю выполнить лабораторную работу по определению скорости равноускоренного движения.

Уч-ся. Выполняют л. р. (приложение 3).

4. Рефлексия (1 мин)

Учащиеся оценивают успешность достижения целей урока, называют основные трудности в работе и в ходе совместного обсуждения находят способы их преодоления.

5. Домашнее задание (1 мин)

Параграф 6, упражнение 6 (1, 3).

6. Подведение итогов (5 мин)

У. Подведём итог нашего урока. Как вы усвоили новый материал, покажет результат выполнения теста.

Уч-ся. Решение теста (приложение 3).

У. Спасибо за работу. Урок окончен.