Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Задачи.
- Образовательные: расширять знания детей о воздухе (невидим, расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); закрепить представления детей о свойствах воды (прозрачная, не имеет формы, запаха);
- развивающие: развивать способность сравнивать похожие (твердые вещества) на ощупь, по внешнему виду; развивать умение определять материал, из которого изготовлен предмет по его внешним характеристикам и свойствам (дерево, пластмасса, стекло); развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;
- воспитательные: формировать у детей познавательный интерес к природе, стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы, воспитывать товарищеские взаимоотношения.
Оборудование: воздушный шарик, полиэтиленовые мешочки, тазики с горячей водой (не более 60 градусов) и холодной водой, изображение воздушного шара, сахар, пластмассовые стаканчики, ложка, емкости для воды (колбы, пробирки, бутылки, банки), карточки-схемы, твердые предметы: металлические, пластмассовые, деревянный брусок, 2 штатива, 2 воронки, глина, песок.
Ход образовательной деятельности
Раздается стук в дверь. Входит почтальон.
– Здравствуйте, ребята, вам заказное письмо.
Воспитатель: Благодарим, вас за доставку письма. (Берет письмо, вскрывает.) Ребята, к нам пришло письмо от Знайки. Хотите узнать, что он нам написал?
– Дорогие, ребята! К Вам обращается Знайка. Помогите мне исследовать: воздух, воду, твердые тела. Результаты своих исследований запишите в таблицу и оставьте в научно-исследовательском центре. Заранее Вам благодарен. Ваш друг Знайка. До свидания.
– Ребята, окажем помощь Знайке?
Дети: Конечно же, поможем.
Воспитатель предлагает всем детям пройти в “Институт природы”. (Дети спускаются в музыкальный зал.)
– Дорогие ребята, сегодня вы не просто дошколята, вы сегодня – научные сотрудники “Института природы”, вот ваши документы.
(Воспитатель вручает “документ” каждому ребенку – прикрепляет беджик с именем и фамилией ребенка.)
– А что же нам предстоит исследовать мы узнаем если вскроем посылку от Знайки.
Воспитатель достает из почтового ящика 3 стакана: в одном налита – вода, в другом – деревянный брусок, а третий стакан пустой.
После рассматривания содержимого посылки дети делают вывод: в стаканах находится жидкость, твердое тело и воздух.
– Правильно, ребята. Сегодня нам предстоит исследовать жидкость, твердое тело, воздух.
Перед началом нашего исследования необходимо вспомнить правила безопасного поведения при экспериментировании.
Дети называют эти правила:
Не толкай соседа во время работы.
Сначала посмотри, потом повтори.
Убери и на место положи.
С горячей водой будь осторожен.
Воспитатель: Уважаемые научные сотрудники, приглашаю вас в первую научную лабораторию – “Лабораторию воздуха”.
Предлагает посмотреть на стакан, который стоит на столе. Переворачивает его вверх дном, наклоняет горизонтально, чтобы все убедились в том, что стакан пуст.
– Скажите, пожалуйста, что вы видите в стакане?
Дети: Стакан пуст. В нем ничего нет.
Далее воспитатель достает полиэтиленовый мешочек, спрашивает: Что вы видите в этом мешочке?
Дети: Ничего в мешочке нет. Он пустой.
Тогда воспитатель, поймав мешочком, воздух быстро перехватывает руками края наполнившегося мешочка и опять спрашивает: А что теперь есть в мешочке?
Дети: В мешочке есть воздух.
– Предлагаю и вам проделать этот эксперимент.
Дети ловят воздух, обращают внимание на то, что в мешочках действительно есть воздух.
– А теперь, выпустите воздух из мешочка.
– Где же теперь воздух?
Дети: Возле меня. Везде.
Дети приходят к выводу, что воздух есть везде.
– Молодцы, вывод сделали правильно. Давайте запишем результаты своих
исследований в таблицу.
– Уважаемые научные сотрудники, посмотрите на различные транспортные средства.
– Назовите, пожалуйста, какое транспортное средство передвигается с помощью
воздуха?
Дети: С помощью воздуха перемещается воздушный шар, дирижабль.
– Скажите, пожалуйста, а зачем под шаром расположена горелка? (Дети
высказывают свои предположения.)
– Хотите узнать, что происходит с воздухом, когда его нагревают?
Воспитатель демонстрирует опыт с воздушным шариком и пластмассовой бутылкой. Надевает воздушный шарик на горлышко бутылки, держит ее в горячей воде в течение 1 минуты.
– Что же мы видим?
Дети: Шарик надувается.
– Правильно, шарик надувается потому, что воздух в бутылке нагревается и расширяется и заполняет шарик, а он соответственно надувается.
Далее воспитатель помещает бутылку с шариком в холодную воду.
– Что же происходит с шариком?
Дети: Шарик сдувается.
– Как вы думаете, почему это происходит? (Дети высказывают свое мнение.)
– Вы совершенно правы. Воздух при охлаждении сжимается и поэтому он выходит
из шарика, то есть шарик сдувается.
– А теперь, попробуйте ответить на мой вопрос: для чего нарисовали горелку под
воздушным шаром. (Ответы детей.)
– Давайте сделаем выводы.
Дети: Воздух есть везде. При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении сжимается.
– Скажите, пожалуйста, а чем полезен воздух?
Дети: Воздух необходим человеку и животным.
Без воздуха они погибнут.
Чистый воздух, обогащенный кислородом, полезен для здоровья.
Чтобы быть здоровым, нужно больше времени находиться на свежем воздухе. Необходимо заниматься зарядкой на улице.
– Вы все правильно ответили. Люди должны беречь окружающую их природу, не загрязнять атмосферу, очищать воздух для своего же блага. Давайте выполним просьбу Знайки и результаты нашего исследования занесем в таблицу.
Воспитатель предлагает детям пройти в следующую научную лабораторию с помощью воздушного шара.
– Отправляемся в полет.
– Посмотрите вниз. Так выглядит наша земля из космоса. (Показывает на
глобус.)
– Кто мне скажет, что на глобусе изображено, синим цветом?
Дети: На глобусе синим цветом изображена вода: озера, реки, моря, океаны.
– Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, море, океане.
И водопроводном кране.Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит.– Растворяет сахар в чае
Мы ее не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!Без воды нам не умыться,
Не наесться, на напиться.
Смею вам я доложить –
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: И правда, ребята, без воды жизнь представить сложно. Внимание! Приземляемся!
– Мы приземлились в “Лабораторию жидкостей”.
– Назовите, мне какие жидкости вы знаете.
Дети: Вода, молоко, сок, растительное масло, варенье.
– Правильно. Сегодня в нашей лаборатории мы будем с вами исследовать воду.
Внимательно посмотрите на карточки-задания и сделайте выводы. Какие?
- Имеет ли вода запах?
- Вода прозрачная или нет?
- Какой формы вода? Растекается ли она?
- Растворяет ли вода другие вещества?
- Может вода попасть внутрь камней?
Дети берут карточку с заданием и проходят к столам, на которых имеется все необходимое для опытов. После выполнения задания, делают выводы и рассказывают об этом свои товарищам.
Опыт 1. Дети берут стакан с чистой водой. Нюхают. Делают вывод: вода не пахнет, значит, не имеет запаха.
Опыт 2. Дети ставят стакан с водой на картинку. Картинку видно. Ставят стакан с молоком и приходят к выводу, что через молоко картинку не видно. Значит вода прозрачная.
Опыт 3. Дети помещают в стакан с водой ложку сахара, размешивают. Делают вывод: вода является растворителем для некоторых веществ.
Опыт 4. Дети разливают воду по различным сосудам: в колбу, бутылку, банку.
Делают вывод: вода принимает форму того сосуда, в которую ее налили.
Опыт 5. Дети опускают камешки в воду. И делают вывод о том, что если в стакан с водой опускать камешки, то уровень воды поднимается. Значит, вода обтекает камни, а не проникает внутрь их.
– Давайте запишем все свои выводы в таблицу для Знайки.
Ребята, а теперь посмотрите еще один опыт: наливаем в тарелочку немного воды и подогреваем ее на пламени спиртовки. Что вы заметили? Куда делась вода? Что с ней произошло? Какое еще одно свойство мы с вами обнаружили?
Дети: Мы увидели, что при нагревании жидкость превращается в пар, который улетучивается.
– Скажите, пожалуйста, какая польза от воды?
Дети: Вода используется для питья, мытья, для орошения полей, садов, огородов.
– Совершенно верно. Трудно найти место на земле, где бы не было воды. Вода
есть везде. И не только в океанах, морях, в реках, озерах. Вода содержится в
земле, в любом камне, в живых организмах, в каждом растении, в каждом животном.
Вода составляет более половины веса организма человека.
– Результаты нашего исследования необходимо записать в таблицу, чтобы Знайке все
было понятно.
– Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Ручеек”, которая поможет нам
переместиться в следующую “Лабораторию твердых тел”.
– Посмотрите, я нашла природный ларец. Предлагаю поиграть в игру
“Природные чудеса”. Определите на ощупь, какой предмет вам достался, не
доставая его из ларца, расскажите и о его свойствах, и о том, где этот предмет
используют в жизни.
- Деревянный брусок – легкий. Не тонет, на ощупь теплый, из него изготавливают мебель, игрушки, посуду.
- Металлический предмет – тяжелый, тонет в воде, холодный на ощупь, используют в машиностроении, изготовлении предметов.
- Стекло – прозрачное, бывает цветным, тонет в воде, тяжелое, изготавливают посуду, применяют в строительстве, хрупкое, бьется.
- Пластмасс – легкий, гибкий, не тонет, из него изготавливают игрушки, предметы первой необходимости.
Молодцы, уважаемые научные сотрудники! Все наши результаты запишем в таблицу.
Теперь предлагаю вашему вниманию следующий научный опыт: с песком и глиной. Необходимо установить: пропускают ли воду эти твердые вещества.
Совместно с воспитателем дети приходят к выводу: песок воду пропускает, а глина не пропускает. Песок применяют в строительстве домов, дорог, его добавляют в цемент, полученным раствором скрепляют кирпичи, камни при постройках.
– Итак, уважаемые, научные сотрудники! Чем же отличаются друг от друга жидкие, твердые и газообразные вещества? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам поиграть в игру “Три вещества”. Я буду называть тело, а вы его изобразите.
“Твердое вещество” – дети стоят плотно к друг другу, крепко держась за руки, показывая, что их очень трудно разъединить, разломать, разбить. Частички, из которых состоит твердое тело, находятся очень близко друг к другу.
“Жидкое вещество” – дети держаться за руки, но находятся на расстоянии вытянутых рук друг от друга, тем самым показывая, что жидкое тело можно перелить, частички находятся друг от друга дальше, чем в твердом веществе.
“Газ” – дети не держатся за руки, а свободно располагаются в любом месте комнаты, тем самым показывая, что газообразные вещества не имеют формы, занимают любой объем.
Воспитатель благодарит ребят за оказанную помощь Знайке.
– Нам пора возвращаться в группу. Хочу сообщить вам приятную новость. Знайка приготовил в группе для вас сюрприз. Вы хотите узнать, что это такое?
Дети: Мы очень хотим узнать, что это за сюрприз!
– Давайте вернемся в группу с помощью “ручейка”. Считаем: раз, два, три – ручеек плыви. (Дети берутся за руки и двигаются за воспитателем в групповую комнату, где их “ожидают” воздушные шарики от Знайки.)