Цель: Развитие эмоциональной сферы. Дифференциация собственных чувств и эмоций, а также чувств окружающих. Создание условий для естественного психологического развития.
Материалы: карточки с изображением героев в разных эмоциональных состояниях (радость, злость, удивление, обида и т.д.; карта; макет дома; цветные карандаши, бумага.
Ход занятия
I . Организационный этап.
Психолог.
Здравствуйте, ребята! Давайте поздороваемся.
Здравствуй, солнце золотое! (Рисуем руками круг.)
Здравствуй, небо голубое! (Поднимаем руки вверх.)
Здравствуй, вольный ветерок! (Качаем вытянутыми руками.)
Здравствуй маленький дубок! (Присесть, показать руками маленький дубок.)
Мы живем в родном краю –
Всех я вас приветствую!
II. Основной этап.
Психолог. Сегодня к нам в гости пришел Чебурашка. Летом он с друзьями отдыхал на одном эмоциональном острове. Чебурашка привез для вас целый альбом с фотографиями своих друзей. Давайте попробуем сейчас отгадать, какие чувства испытывали герои. (Детям раздаются карточки с изображением героев в разных эмоциональных состояниях.)
Упражнение “Раздели на группы”.
Чебурашка. Перед нами большая карта острова. Давайте теперь разделим эти чувства на положительные и отрицательные. Положительные чувства поселим на правую часть острова, а отрицательные – на левую.
Чебурашка. Что-то не нравятся мне эти отрицательные чувства. Давайте выселим их с острова, да и не нужны они совсем.
Психолог. Что ты Чебурашка ,ты не прав, все чувства нужны .Мы сейчас тебе покажем сказку про чувства и ты все поймешь.
Сказка о чувствах.
Психолог: Жили были на свете разные чувства: Жалость, Внимание, Доверие, Долг, Забота, Страх, Злость, Радость.
Поспорили они однажды о том, кто из них нужнее людям. Особенно горячились те чувства, которые люди считают хорошими, добрыми: Внимание (мама вам часто говорит: Надо быть внимательным к другим людям), Забота (Надо заботится о людях), Доверие (Надо доверять близким людям), Радость (Надо радоваться своим и чужим успехам).
– Мы всем нужны, – говорят, – с нами хорошо.
Внимание: Вот я, например! Я помогаю людям внимать, то есть интересоваться друг другом, помогать друг другу. Я очень полезное чувство.
Если бы не было меня, вы бы не смогли даже дорогу перейти. Я сейчас вам докажу о своей необходимости, давайте поиграем в игру “Светофор”.
Психолог: А теперь каждый из вас будет водителем автомобиля. Внимательно следите за сигналами светофора и выполняйте правила дорожного движения. Когда я покажу кружок красного цвета – вы должны остановиться, желтого – присесть, зеленого – продолжать движение. (Дети, изображая автомобилистов, движутся по залу и следят за сигналами “Светофора” под музыку “Берегись автомобиля”.)
Забота: А я? Я прямо за ботинки хватаюсь, чтобы с человеком ничего не случилось, вот как забочусь! А вы ребята о ком заботитесь? (Ответы детей.)
Доверие: А я – то, а я – то! Я помогаю людям верить, а это самое главное.
Радость: А уж про меня и говорить нечего! Я же людям радость даю! Так что все мы нужны! А вот от Жалости, Долга, Злости, Страха никакой пользы, только вред! Вот ты, Жалость, все жалишь и жалишь, как пчела. А ты, Долг, только и твердишь “должен, должен”. Тяжело ведь. А от тебя Страх одни неприятности. Все боюсь, да боюсь. А про тебя Злость и говорить нечего! Ты вся аж дрожишь, когда что – то не так. Не нужны вы никому, ни взрослым – ни детям. Уходите!
Все чувства: О, беда! (Отрицательные чувства уходят.)
Психолог: Остались положительные чувства одни. Поначалу им хорошо было, никто не мешает.
Загрустило тут внимание, стало скучно одному.
Внимание: Эх, была бы жалость со мной!
Психолог: Забота все заботится. Устала, надоело ей. Чувствует, сил у нее уж нет заботится.
Забота: Эх! Был бы сейчас со мной долг. Я тогда могла бы долго заботиться.
Доверие: А я всему верю, всему доверяю. Пойду я купаться. Я верю, что здесь не глубоко, ничего не случится . (Прыгает в воду. А там глубоко. Воды нахлебалась, не продохнуть.)
Психолог: Доверие чуть не утонуло, еле выскочило.
Доверие: Эх, был бы сейчас страх со мной. Предостерег бы. Я бы сломя голову не полезла бы в воду.
Радость: А у меня все хорошо. Я всему радуюсь.
Психолог: Ветер подул, она стоит и радуется. Дождь пошел – она все радуется. Затем снег пошел, метель началась. Радость простыла, кашляет, чихает, температура поднялась.
Радость: Эх, была бы со мной злость! Хотя бы задрожала, предупредила, что не так. Я бы тогда от ветра, дождя укрылась и была бы здорова.
Психолог: Да, ребята, что то у нас без наших друзей – приятелей отрицательных чувств ничего не выходит. Давайте их обратно позовем.
И пошли они к отрицательным чувствам.
Те сидят дома, горюют.
Страх: Никому мы не нужны. И зачем нас только природа создала. Всем без нас хорошо, да еще и говорят, что мы плохие.
Психолог: Тут дверь открывается и заходят положительные чувства.
Забота: Возвращайтесь к нам!
Внимание: Давайте вместе жить, людям служить. А то дело без вас не идет.
Доверие: Плохо без вас всем!
Психолог: Согласились отрицательные чувства и стали все чувства жить вместе. Жалость и Внимание под руку ходят. Следят, чтобы все в меру было – не много и не мало. Долг с Заботой подружился, Забота помогает Долгу заботиться. Страх Доверие предупреждает об опасности. А Злость разочек дрогнет, чтобы Радость знала, если что не так, и о себе побеспокоилась.
Так и живут они вместе. Потому что людям нужны и положительные, и отрицательные чувства. Без них никак нельзя. И называются они не плохие и хорошие, а положительные и отрицательные.
Упражнение “Наши чувства”.
Психолог: Вот видишь, Чебурашка, все чувства важны – и отрицательные и положительные.
Чебурашка: Спасибо, ребята. Вот теперь я все понял. На эмоциональном острове есть пустой, большой и теплый дом, в котором никто не живет.
Давайте мы нарисуем в пустом кружочке те чувства, которые больше всего понравились в сказке. А чтобы наши чувства никогда не ссорились и жили дружно, мы их поселим в этом доме. (Каждый ребенок берет кружочек и рисует на нем ту эмоцию, которая понравилась ему больше всего и наклеивает его в окошко макета дома.)
III. Ритуал прощания.
Психолог:
Вот и прощаться настала пора,
Нашему гостю мы скажем: “Пока!”.
Чебурашка:
Новой встречи буду ждать я!
Встретимся снова, поверьте, друзья!
Литература:
- Куражаева Н.Ю., Вараева Н.В., Тузаева А.С., Козлова И.А. Цветик-семицветик. Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5–6 лет. – СПб., 2012 г.
- Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5–7 лет).– М., 2004.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М., 1995.
- Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М., 1998.
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. – СПб., 2001.