Полнота и точность образов восприятия зависят от овладения детьми выразительными средствами (эстетическими эталонами), которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру.
Л.А.Выгодский
Известно, что ребенок на протяжении всего дошкольного детства воспринимает действительность в образно-чувственном ключе с общей ориентацией на наглядно-образное освоение мира. Сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ – понятие многогранное.
Энциклопедия трактует его как всеобщую категорию художественного творчества, форму истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала путем создания эстетически воздействующих объектов.
Проблемой художественного образа в дошкольном возрасте занимается Лыкова Ирина Александровна, автор программы “Цветные ладошки”. “Художественный образ, – говорит она, – лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний”.
Полнота и точность художественных образов восприятия зависят:
от овладения детьми выразительными средствами;
от уровня владения детьми практическими навыками создания образа.
Образ в изобразительном искусстве визуальный. Окружающий мир в наглядной чувственно-воспринимаемой форме воспроизводится с помощью специальных изобразительных материалов, способов деятельности и средств выразительности (композиция, цвет, колорит, форма и др.).
В продуктивной творческой деятельности идет интенсивное познавательное развитие. Как указывал Александр Владимирович Запорожец, “в дошкольном детстве создаются особо благоприятные условия для развития образных форм познания – восприятия, наглядно-образного мышления, воображения, причем сформировавшиеся психологические новообразования имеют непреходящее значение для всей последующей жизни человека”.
Художественное конструирование, по определению Ф.П.Филенко и Э.К. Гульянц – это один из способов художественного (образного) отражения ребенком окружающего мира: предметов, явлений природы, общества и себя.
По мнению психологов и педагогов Художественное конструирование способствует интенсивному познавательному развитию дошкольника. У него формируются сенсорные ориентировки в цвете, форме, величине, фактуре предметов, развивается способность всматриваться, вслушиваться, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное, быть внимательным.
Изображая предметы и явления, ребенок познает их, у него формируются первые представления, развиваются такие базисные качества личности, как компетентность, любознательность, воображение, что позволяет строить художественный образ.
А так же развиваются творческие способности, художественный вкус, образное и пространственное мышление.
Идет освоение орудийных, т.е. практических действий с изобразительным материалом.
Формируются предпосылки для развития успешной трудовой деятельности.
Система совместной продуктивной деятельности “Разноцветная мозаика” разработана нами на основе дополнительного раздела “художественное конструирование” программы Леонида Абрамовича Венгера “Развитие” для работы с детьми во второй младшей группе.
В качестве конструктора мы используем наборы разнообразных по форме, размеру и цвету геометрических фигур.
Конструирование изображения создается путем определенной организации пространства, соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов.
Эта деятельность носит моделирующий характер. Дети, конструируя изображения объектов реальной действительности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношении между основными частями, т.е. строят изображение, значительно более близкое к наглядной модели, чем к фотографии.
Этапы создания образа.
1. Точное обследование тех объектов, которые собираются конструировать (выделять главные детали из сложного целого, устанавливают их пространственное расположение).
2. Изучение и использование в своих действиях конструктивных свойств строительных элементов (геометрических фигур).
3. Овладение способами построения изображения:
* Сначала конкретного изображения, передающего структуру единичного объекта,
* Потом обобщенного, схематически отображающего структуру определенного класса
предметов.
* Постепенно дети отходят от упрощенной передачи формы и строения изображаемого
объекта и переходят к конструированию предметов и сюжетных композиций, более
точных и полных по форме и составу элементов.
Продуктом художественно-творческой деятельности является выразительный образ.
Художественная деятельность ребенка приобретает художественно – творческий характер постепенно, в результате накопления, уточнения образов – представлений и овладений способами изображения.
Для развития представлений о художественном образе, мы создаем условия, способствующие обогащению представлений детей о явлениях природы, объектах окружающего мира, условиях жизнедеятельности человека в разнообразных формах организации совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми.
При ознакомлении с художественной литературой, в играх – имитациях, в коммуникативной и познавательно – исследовательской деятельности.
Например, для того чтобы создать образ синицы мы с детьми наблюдали за птицами на прогулке, рассматривали иллюстрации, слушали пение птиц, когда они прилетали на кормушку, играли изображая птиц.
Для развития эмоционально-чувственного восприятия художественного образа мы подобрали иллюстрационный материал для рассматривания, художественные произведения в соответствии с рекомендациями программы “Развитие” в мл. возрасте, музыкальные композиции, передающие характерные особенности образов.
В группе организован “Центр Художественного творчества”, в котором детям предлагается для самостоятельной творческой деятельности различный материал, альбомы с иллюстрациями, дидактические игры, конструкторы(наборы из разного материала: суфлона, ткани, картона).
Мы считаем, что наиболее эффективно задача развития творческих способностей младших дошкольников решаются с помощью взаимосвязи специалистов детского сада и родителей при реализации проектов. Например, проект “Зимние забавы”.
Цель проекта: развитие представлений дошкольников младшего возраста об особенностях игр и развлечений на улице зимой.
Задачи:
1. Продолжать знакомить дошкольников с играми и забавами на улице в зимний период.
2. Развивать умение воплощать образное представление в продуктивных видах деятельности.
3. Воспитывать интерес к зимним народным играм и забавам, традициям проведения выходных в своей семье.
В рамках проекта мы;
– Разработали комплексно-тематическое планирование.
– Подобрали методическую и художественную литературу в соответствии с темой.
– Разработали конспекты продуктивной творческой деятельности.
– С детьми организовали опытно-познавательную деятельность: наблюдение за
свойствами снега, рассматривание снежинок, наблюдение за птицами.
– Играли в дидактические и подвижные игры.
– Читали сказки и рассказы, учили стихи о детских зимних забавах.
Активное участие в данном проекте принимали родители наших малышей. Родители с детьми ходят в театры, на экскурсии и целевые прогулки.
Результатом стала выставка фотоколлажей “Мои новогодние приключения”, оформление стенда “Зимний город и я”.
На участке в вечернее время для родителей проведена консультация с элементами практикума “Веселые и познавательные игры на прогулке зимой”.
Родители помогают на участке строить зимние постройки, вместе с детьми изготавливают кормушки для птиц.
Полученные знания помогают детям в реализации задуманного образа.
В заключение хочется сказать словами А.Н.Серова “Не всем быть художниками, – но любить и понимать искусство могут и должны все”.