Совместная деятельность по аппликации из геометрических фигур в группах младшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


“Наиболее эффективно и полно задачи развития дошкольников решаются в рамках продуктивной деятельности и позволяют развивать стремление к созидательной активности, воображение и творческие возможности, осваивать культурные средства фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей, формировать способности к целеполаганию и волевому усилию”.
Н. А. Короткова

Художественное конструирование – один из продуктивных видов деятельности, который позволяет ребенку с помощью символических средств создать художественный образ окружающего мира и передать свое эмоциональное отношение к нему.

Конструирование изображения создается путем определенной организации пространства, соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов. Эта деятельность носит моделирующий характер. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Дети, конструируя изображения объектов объективной реальности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношении между основными частями, т.е. строят изображение, значительно более близкое к модели, чем к фотографии.

В 2009 году перед педагогическим коллективом АМДОУ стоял вопрос об организации дополнительной услуги, которая была бы развивающей, интересна детям и соответствовала запросам родителей. Работая по программе Л.А.Венгера “Развитие”, педагоги пришли к мнению, что наиболее оптимальный вариант – это дополнительный раздел программы “художественное конструирование”. На его основе нами разработана система совместной продуктивной творческой деятельности воспитателя с детьми в младшей и средней группах “Разноцветная мозаика”.

Основная цель художественного конструирования: развитие у детей художественных способностей, в том числе символического выражения своего отношения к действительности.

Но в процессе конструктивной деятельности дошкольник овладевает широким спектром изобразительных средств – т.е. “языком” изобразительной деятельности (линией, формой, цветом, фоном, ритмом, композицией и др.) – благодаря чему строит изображение и выражает свои чувства в зрительно воспринимаемых образах.

Как показывает опыт педагогов АМДОУ, обучение детей геометрической аппликации способствует развитию сенсорного восприятия; точных движений рук и мелкой моторики пальцев; пространственного восприятия; художественно – графических умений; художественного воображения и эстетического вкуса; становлению некоторых организационных навыков художественного творчества; воспитанию зрительской культуры. Введение ребенка в мир художественного конструирования предполагает одновременное развитие познавательных , творческих, художественных и конструктивных способностей.

Эта работа проводится в четыре этапа.

  1. Ознакомление детей с функциональным назначением конструкторского материала.
  2. Совместная конструктивная деятельность взрослого и ребенка по достраиванию незавершенного конкретного изображения.
  3. Конструирование различных изображений (предметных образов) разной степени трудности.
  4. Воссоздание сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок.

Мы придерживаемся следующих принципов организации совместной деятельности по художественному конструированию:

1. Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые позволяют организовать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности;

2. Обеспечение взаимосвязи художественного конструирования с другими видами детской деятельности – игрой, рисованием, ознакомлением с художественной литературой и др. Это способствует развитию как конструктивно – художественных умений, так и игры, коммуникативных навыков;

3. Сочетание в художественном конструировании разных видов материалов, что дает возможность экспериментировать с новым материалом;

4. Переход деятельности совместной со взрослым к самостоятельной, что способствует воспитанию самостоятельности мышления и инициативности в выборе способов деятельности.

С.Л.Новоселова отмечает, что “для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми”.

Для эффективного решения поставленных задач по художественному конструированию, учитывая Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв.приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, модель образовательного процесса предусматривает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность дошкольников, методическое и материально – техническое обеспечение.

В рамках методического обеспечения:

  • Разработано перспективное планирование совместной продуктивной деятельности воспитателя с детьми “Разноцветная мозаика”.
  • Разработано перспективное тематическое планирование, предусматривающее взаимосвязь с другими разделами программы “Развитие” и режимными процессами.
  • Разрабатываются планы НОД в рамках совместной продуктивной деятельности по художественному конструированию.
  • Организуется деятельность в рамках проектов.
  • Проводится анализ диагностических данных.
  • Материально – техническое обеспечение предполагает.
  • Изготовление элементов конструктора из разных материалов.
  • Разработку дидактических пособий.
  • Подбор художественных произведений и иллюстративного материала.
  • Пополнение центра художественного творчества разнообразным материалом для самостоятельной продуктивной деятельности.

Как говорят авторы программы, художественное конструирование из плоских элементов конструктора, в значительной степени является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, аппликацией, но не приравниваются к ним. Мы предлагаем детям геометрические фигуры разного цвета и размера из бумаги. Родившуюся аппликационную работу малыша воспитатели демонстрируют на выставке.

Геометрические фигуры из других материалов: изолона, ткани, картона используются для самостоятельной и индивидуальной деятельности воспитателя с детьми.

Дети создают конструкции на разноцветных фонах: фланелеграфах, цветных листах, работах по рисованию.

В среднем возрасте помимо работы с бумагой совместная деятельность предусматривает использование природного, бросового и нестандартного материала.

Система мониторинга предусматривает анализ продвижения ребенка по усвоению задач развития художественно – конструктивных способностей.

На основе работы по художественному конструированию в младшем возрасте мы планируем в старшем возрасте схемы делать менее подробными и предлагать ребенку не готовые геометрические фигуры, а вырезать их самостоятельно, сначала по контуру, затем самостоятельно из цветного листа бумаги.

В феврале 2012 года педагоги АМДОУ (зам.дир. по ВМР Ардашева Е.С., воспитатели: Кондратьева Л.А., Шарычева Е.Д., Лонг Л.Ю.) в рамках сетевого взаимодействия под руководством методиста центра повышения квалификации и профессиональной подготовки работников дошкольного образования г.Ижевска “Альтернатива” Аскаровой О.Е. по проблеме “Полихудожественный подход к построению педагогического процесса в ДОУ” представили опыт работы на городском семинаре “Интеграция детских видов деятельности как условие развития итегративных качеств личности дошкольника” для воспитателей и руководителей изобразительной деятельности г.Ижевска и предложили участие в мастер – классе, где коллегам была предоставлена возможность окунуться в процесс создания сюжетных композиций по сказке “По – щучьему велению”.