“Наиболее эффективно и полно задачи развития дошкольников решаются в рамках продуктивной деятельности и позволяют развивать стремление к созидательной активности, воображение и творческие возможности, осваивать культурные средства фиксации будущего продукта в форме словесного описания и графических моделей, формировать способности к целеполаганию и волевому усилию”.
Н. А. Короткова
Художественное конструирование – один из продуктивных видов деятельности, который позволяет ребенку с помощью символических средств создать художественный образ окружающего мира и передать свое эмоциональное отношение к нему.
Конструирование изображения создается путем определенной организации пространства, соединения между собой геометрических фигур для передачи основных частей и деталей изображаемых объектов. Эта деятельность носит моделирующий характер. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. В исследованиях многих психологов (Л.А.Венгер, Д.Б.Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Дети, конструируя изображения объектов объективной реальности, передают не столько общий вид предмета, сколько то, что знают о его строении, отношении между основными частями, т.е. строят изображение, значительно более близкое к модели, чем к фотографии.
В 2009 году перед педагогическим коллективом АМДОУ стоял вопрос об организации дополнительной услуги, которая была бы развивающей, интересна детям и соответствовала запросам родителей. Работая по программе Л.А.Венгера “Развитие”, педагоги пришли к мнению, что наиболее оптимальный вариант – это дополнительный раздел программы “художественное конструирование”. На его основе нами разработана система совместной продуктивной творческой деятельности воспитателя с детьми в младшей и средней группах “Разноцветная мозаика”.
Основная цель художественного конструирования: развитие у детей художественных способностей, в том числе символического выражения своего отношения к действительности.
Но в процессе конструктивной деятельности дошкольник овладевает широким спектром изобразительных средств – т.е. “языком” изобразительной деятельности (линией, формой, цветом, фоном, ритмом, композицией и др.) – благодаря чему строит изображение и выражает свои чувства в зрительно воспринимаемых образах.Как показывает опыт педагогов АМДОУ, обучение детей геометрической аппликации способствует развитию сенсорного восприятия; точных движений рук и мелкой моторики пальцев; пространственного восприятия; художественно – графических умений; художественного воображения и эстетического вкуса; становлению некоторых организационных навыков художественного творчества; воспитанию зрительской культуры. Введение ребенка в мир художественного конструирования предполагает одновременное развитие познавательных , творческих, художественных и конструктивных способностей.
Эта работа проводится в четыре этапа.
- Ознакомление детей с функциональным назначением конструкторского материала.
- Совместная конструктивная деятельность взрослого и ребенка по достраиванию незавершенного конкретного изображения.
- Конструирование различных изображений (предметных образов) разной степени трудности.
- Воссоздание сюжетной композиции по мотивам знакомых сказок.
Мы придерживаемся следующих принципов организации совместной деятельности по художественному конструированию:
1. Сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, которые позволяют организовать содержательное общение детей, способствующее осознанию способов деятельности и повышению ее продуктивности;
2. Обеспечение взаимосвязи художественного конструирования с другими видами детской деятельности – игрой, рисованием, ознакомлением с художественной литературой и др. Это способствует развитию как конструктивно – художественных умений, так и игры, коммуникативных навыков;
3. Сочетание в художественном конструировании разных видов материалов, что дает возможность экспериментировать с новым материалом;
4. Переход деятельности совместной со взрослым к самостоятельной, что способствует воспитанию самостоятельности мышления и инициативности в выборе способов деятельности.
С.Л.Новоселова отмечает, что “для обеспечения подлинно творческого развития ребенка необходимо единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых с детьми”.
Для эффективного решения поставленных задач по художественному конструированию, учитывая Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв.приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, модель образовательного процесса предусматривает совместную деятельность взрослого и детей и самостоятельную деятельность дошкольников, методическое и материально – техническое обеспечение.
В рамках методического обеспечения:
- Разработано перспективное планирование совместной продуктивной деятельности воспитателя с детьми “Разноцветная мозаика”.
- Разработано перспективное тематическое планирование, предусматривающее взаимосвязь с другими разделами программы “Развитие” и режимными процессами.
- Разрабатываются планы НОД в рамках совместной продуктивной деятельности по художественному конструированию.
- Организуется деятельность в рамках проектов.
- Проводится анализ диагностических данных.
- Материально – техническое обеспечение предполагает.
- Изготовление элементов конструктора из разных материалов.
- Разработку дидактических пособий.
- Подбор художественных произведений и иллюстративного материала.
- Пополнение центра художественного творчества разнообразным материалом для самостоятельной продуктивной деятельности.
Как говорят авторы программы, художественное конструирование из плоских элементов конструктора, в значительной степени является синтетической деятельностью, которая более всего схожа с сюжетной игрой, аппликацией, но не приравниваются к ним. Мы предлагаем детям геометрические фигуры разного цвета и размера из бумаги. Родившуюся аппликационную работу малыша воспитатели демонстрируют на выставке.
Геометрические фигуры из других материалов: изолона, ткани, картона используются для самостоятельной и индивидуальной деятельности воспитателя с детьми.
Дети создают конструкции на разноцветных фонах: фланелеграфах, цветных листах, работах по рисованию.
В среднем возрасте помимо работы с бумагой совместная деятельность предусматривает использование природного, бросового и нестандартного материала.
Система мониторинга предусматривает анализ продвижения ребенка по усвоению задач развития художественно – конструктивных способностей.
На основе работы по художественному конструированию в младшем возрасте мы планируем в старшем возрасте схемы делать менее подробными и предлагать ребенку не готовые геометрические фигуры, а вырезать их самостоятельно, сначала по контуру, затем самостоятельно из цветного листа бумаги.
В феврале 2012 года педагоги АМДОУ (зам.дир. по ВМР Ардашева Е.С., воспитатели: Кондратьева Л.А., Шарычева Е.Д., Лонг Л.Ю.) в рамках сетевого взаимодействия под руководством методиста центра повышения квалификации и профессиональной подготовки работников дошкольного образования г.Ижевска “Альтернатива” Аскаровой О.Е. по проблеме “Полихудожественный подход к построению педагогического процесса в ДОУ” представили опыт работы на городском семинаре “Интеграция детских видов деятельности как условие развития итегративных качеств личности дошкольника” для воспитателей и руководителей изобразительной деятельности г.Ижевска и предложили участие в мастер – классе, где коллегам была предоставлена возможность окунуться в процесс создания сюжетных композиций по сказке “По – щучьему велению”.