Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.
Задачи:
- Развивать умения определять в слове ударение, выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
- Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
- Формировать положительную мотивацию обучения.
Планируемый результат | ||
Личностные умения | Метапредметные умения | Предметные умения |
|
Познавательные умения:
Регулятивные умения:
Коммуникативные умения:
|
|
Оборудование: проектор, монитор, экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап СЛАЙД 2
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! [2]
2. Актуализация знаний
Звуковой файл «Игра» (СЛАЙДЫ 3-12)
– А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем чудесную гимнастику для глаз. Наш волшебный круг будет вам показывать буквы, а вы должны их отгадать.
- Какие буквы вы увидели? (я, е, и, ю, а) СЛАЙД 13
- Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают гласные звуки)
- Найдите «лишнюю» (это буква а). Докажите! СЛАЙД 13
3. Минутка чистописания
– Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила написания буквы а (показ на слайде – СЛАЙД 14). Дайте характеристику звуку [а].
4. Выявление затруднений и постановка проблемы
– Сегодня на уроке эта волшебная буква будет
помогать нам выполнять очень трудные задания.
– А вот и первое из них (СЛАЙД 15). В каких
словах спряталась буква а?
Ч…й, туч…, щ…вель, г…ра.
– Какое правило вы использовали при постановке
букв? А какое слово у вас вызвало сомнение?
– Почему? (Гора – не знаем, какую букву
поставить в слове)
– Произнесите слово, выделяя голосом ударный
слог.
– Что вы можете сказать о пропущенной букве? (Гласный,
безударный).
– В какой части слова находится этот безударный
гласный? (В корне слова)
– Ребята, кто догадался, какова тема
сегодняшнего урока? (Безударный гласный в
корне слова) СЛАЙД 16.
5. Построение проекта выхода из затруднения
– Как проверить безударный гласный в корне
слова?
– Что для этого нужно сначала сделать?(Прочитать
это слово) СЛАЙД17 (прочитай слово)
– Прочитали. Что дальше будем делать? (Поставим
ударение) СЛАЙД17 (поставь ударение)
– Дальше? (Определяем корень слова)
СЛАЙД17 (определи корень)
– Как убедиться, что мы выбрали правильно
гласный? (Подбираем проверочное слово)
СЛАЙД17 (подбери проверочное слово)
– Давайте подберём проверочное слово к слову
гора. О чем необходимо помнить? (Гласный должен
стать ударным) СЛАЙД17:
Гора – горы, горный, горка, горочка. СЛАЙД18
– Чему сегодня на уроке мы будем учиться?
СЛАЙД19
Цель урока: знакомство с правилами проверки безударных гласных в корне слова.
Алгоритм (как проверить безударный гласный) СЛАЙД 20
- Прочитай слово.
- Поставь ударение.
- Выдели корень.
- Подбери проверочное слово:
- измени слово так, чтобы этот гласный стал ударным,
- подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
- Запиши слово и подчеркни безударный гласный.
- В проверочном слове поставь ударение, выдели корень и подчеркни этот гласный двумя чертами.
– Как в слове гора мы проверили безударный гласный в корне?
- изменили слово так, чтобы гласный стоял под ударением,
- подобрали родственное однокоренное слово, в котором этот гласный стоит под ударением.
– Ребята, посмотрите на свои алгоритмы – помощники (Приложение 1).
Каждому пункту соответствует знак. Давайте составим алгоритм работы с помощью этих знаков.
СЛАЙД 21
– Молодцы!
– Посмотрите на алгоритм. Объясните: по каким
критериям будете оценивать правильность работы
над орфограммой «Безударный гласный в корне
слова»?
- Я правильно поставил ударение.
- Я правильно выделил корень.
- Я правильно подобрал проверочное слово.
- Я правильно записал данное слово.
- Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.
– Верно! Помните об этом при работе на уроке. А теперь давайте немного отдохнем.
Физминутка СЛАЙД 22
Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения под музыку:
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали [2].
– А теперь потянулись к солнышку, чтобы получить от него заряд энергии и бодрости. Молодцы!
6. Реализация проекта, структурирование полученных знаний
– Ребята, посмотрите внимательно на следующее
задание от «буквы А». СЛАЙД 23
– Перед вами картина. Сейчас вы будете работать в
парах. Ваша задача – найти как можно больше слов
с безударной гласной в корне, которые здесь
спрятались!
– Итак, проверяем. Кто назовет найденные
слова? У кого другие слова? (Сделать вывод,
какая пара набрала больше слов)
– Молодцы! Давайте запишем несколько слов и
выделим безударный гласный в корне.
Действуем по алгоритму на ваших
карточках-помощниках.
Окно, цветы, грибок, трава, дерево, река.
Работа по цепочке. Каждый ребенок оценивает
свою работу по 5 критериям (таблица для
оценивания на доске) с помощью знаков «+» или «–».
(Приложение 2)
Класс подтверждает или отрицает утверждение
учащегося с помощью сигнальных карточек со
знаками «+» или «–».
7. Первичное закрепление (работа по группам, можно встать с места и объединиться в команду)
– А теперь давайте немного поиграем.
Игра «Проверь слово» [1]
У нас три команды – три ряда. Один из игроков
первой команды произносит слово с безударной
гласной. Игрок второй команды должен назвать
проверочное слово для данного. Он же задает
следующее слово, а отвечает игрок третьей
команды. И так далее. Команда, которая три раза
не сумела придумать за условленное время
проверочное слово, считается проигравшей.
Замечательно справились с заданием нашей гости
– «буквы А»! Занимаем свои места.
8. Закрепление полученных знаний
– А теперь попробуем справиться с еще одним заданием. Не забывайте, чтобы не сделать ошибок, необходимо работать по алгоритму. Давайте повторим правила проверки безударной гласной
СЛАЙД 24.
Вставьте в слова пропущенные буквы, выделите орфограммы:
Живёт в л…су л…са. Летит за м…дком пч…ла. Гр…чата пищат в гн…зде. [3]
СЛАЙД 25
(комментированное письмо – 1 человек объясняет написание, остальные записывают предложения)
Оцени свою работу по нашим критериям (задание для ученика, комментировавшего письмо).
– Ребята, будьте внимательны. Вы проверяете работу своего товарища и оцениваете ее с помощью сигнальных карточек.
– А теперь я проверю ваши память и внимание. Закончите предложение:
Чтобы проверить безударный гласный в корне слова…
Физминутка («Арам-зам-зам») СЛАЙД 26
– Вы были очень внимательны на уроке. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать (танцевальные движения под музыку).
– Молодцы! Весело и дружно танцевали.
– А теперь применяем наши знания на практике.
– Найдите слова с безударной гласной в
стихотворении и объясните их написание.
(Стихотворение записано на доске, чтение текста
хорошо читающим ребенком. Каждый ребенок
подчеркивает найденное слово, объясняя
орфограмму.)
Кроты, слова, зима, весна –
Одна из гласных не ясна.
Перо, листы, трава, лесок,
Волна, стена, спина, носок,
Дела, лисёнок и трава –
Проверить надо все слова![1]
– Замечательно! Вместе мы нашли все слова. Я
рада, что вы правильно объяснили все орфограммы.
Давайте еще раз повторим правила проверки
безударной гласной в корне слова. СЛАЙД 27
– Сейчас наша гостья предлагает вам испытать
свои знания: посмотрите на карточки помощники (Приложение 3).
Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с
которым вы можете справиться. Постарайтесь
выполнить без ошибок.
1 уровень (жёлтая карточка)СЛАЙД 28.
Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова, выдели орфограммы (проверка хором).
В…да – … , м…ря – …, л…сок – …, гл..за – … .
2 уровень (голубая карточка) СЛАЙД 29
Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).
Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:
Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна -
Одна из гласных не ясна.
Оса, коса, моря, сова -
Проверить надо все слова! [1]
3 уровень (розовая карточка)
Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными «О» и «А» в корне, подбери проверочные слова.
(1-2 человека называют свои слова). Каждый из отвечающих объясняет написание слов.
9. Итог урока
– Что мы должны знать при записи слов с безударным гласным в корне? Как проверить безударный гласный в корне слова? Ребята, какие задания вам показались наиболее трудными? А самыми интересными?
10. Рефлексия
Ребята, посмотрите, перед вами лежат наши замечательные буковки «А». Вы их сейчас раскрасите
зелёным – если все было понятно на уроке, и вы легко выполнили все задания.
жёлтым – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.
Литература:
- О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина. Учим русский с увлечением. 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2010 г.
- Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2006.
- Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
- Чулихина Е. А. Письменные буквы русского алфавита. Анимированный плакат.