Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11 МБ)


Цель: знакомство с правилом проверки безударных гласных в корне слова, составление алгоритма проверки безударных гласных.

Задачи:

  • Развивать умения определять в слове ударение,  выделять корень, сравнивать гласные в безударных и ударных слогах.
  • Развивать умения слышать и видеть в словах «опасные» места (орфограммы).
  • Формировать положительную мотивацию обучения.
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
  • Проявлять интерес к изучению  нового материала.
  •  Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.
  • Оценивать результат учебного труда.
Познавательные умения:
  • Уметь находить   необходимую  информацию.
  • Использовать на доступном уровне логические приёмы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.

Регулятивные умения:

  • Применять правила проверки безударных гласных в корне слова.
  • Соотносить учебные действия с изученным правилом.
  • Выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом.
  • Выполнять самопроверку и взаимопроверку при выполнении учебного задания в соответствии с критериями оценивания.

Коммуникативные умения:

  • Формулировать понятное для одноклассников высказывание и обосновывать своё мнение.
  • Взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.
  • Согласовывать позиции и находить общее решение.
  • Адекватно использовать речевые средства для представления результата.
  • Знать и уметь  применять правила проверки безударных гласных.
  • Уметь  орфографически правильно писать слова с данной орфограммой.
  • Уметь называть несколько вариантов проверки безударной гласной.

Оборудование:  проектор, монитор,  экран, презентация, карточки для индивидуальной работы, карточки с алгоритмом работы над орфограммой, сигнальные карточки.

ХОД УРОКА

1. Организационный этап СЛАЙД 2

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой! [2]

2. Актуализация знаний

Звуковой файл «Игра» (СЛАЙДЫ 3-12)

– А теперь давайте подготовим к работе наши глазки! Сейчас проведем чудесную гимнастику для глаз. Наш волшебный круг будет вам показывать буквы, а вы должны их отгадать.

  • Какие буквы вы увидели? (я, е, и, ю, а)  СЛАЙД 13
  • Что вы можете сказать об этих буквах? (эти буквы обозначают гласные звуки)
  • Найдите «лишнюю» (это буква а). Докажите! СЛАЙД 13

3. Минутка чистописания

– Посмотрите на экран. Давайте вспомним правила написания буквы а (показ на слайде – СЛАЙД 14). Дайте характеристику звуку [а].

4. Выявление затруднений и постановка проблемы

– Сегодня на уроке эта волшебная буква будет помогать нам  выполнять очень трудные задания.
– А вот и первое из них (СЛАЙД 15).  В каких словах спряталась буква а? 

Ч…й, туч…, щ…вель, г…ра.

– Какое правило вы использовали при постановке букв? А какое слово у вас вызвало сомнение?
– Почему? (Горане знаем, какую букву поставить в слове)  
– Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог.
– Что вы можете сказать о пропущенной букве? (Гласный, безударный).
– В какой части слова находится этот безударный гласный? (В корне слова)
– Ребята, кто догадался, какова тема сегодняшнего урока? (Безударный гласный в корне слова) СЛАЙД 16.

5. Построение проекта выхода из затруднения

– Как проверить безударный гласный в корне слова?
– Что для этого нужно сначала сделать?(Прочитать это слово) СЛАЙД17 (прочитай слово)
– Прочитали. Что дальше будем делать? (Поставим ударение) СЛАЙД17 (поставь ударение)
– Дальше? (Определяем корень слова) СЛАЙД17 (определи корень)
– Как убедиться, что мы выбрали правильно гласный? (Подбираем проверочное слово) СЛАЙД17 (подбери проверочное слово)
– Давайте подберём проверочное слово к слову гора. О чем необходимо помнить? (Гласный должен стать ударным) СЛАЙД17:

Гора – горы, горный, горка, горочка. СЛАЙД18

– Чему сегодня на уроке мы будем учиться?

СЛАЙД19

Цель урока: знакомство с правилами проверки безударных гласных в корне слова.

Алгоритм (как проверить безударный гласный) СЛАЙД 20

  1. Прочитай слово.
  2. Поставь ударение.
  3. Выдели корень.
  4. Подбери проверочное слово:
  5. измени слово так, чтобы этот гласный стал ударным,
  6. подбери однокоренное слово так, чтобы проверяемый гласный стал ударным.
  7. Запиши слово   и подчеркни безударный гласный.
  8. В проверочном слове поставь ударение, выдели корень и подчеркни этот гласный двумя чертами.

– Как в слове гора мы проверили безударный гласный в корне?  

  • изменили слово так, чтобы гласный стоял под ударением,
  • подобрали родственное однокоренное слово, в котором этот гласный стоит под ударением.

– Ребята, посмотрите на свои алгоритмы –  помощники (Приложение 1).

Каждому пункту соответствует знак.  Давайте составим алгоритм работы с помощью этих знаков.

СЛАЙД 21

– Молодцы!
– Посмотрите на алгоритм. Объясните: по каким критериям будете оценивать правильность работы над орфограммой «Безударный гласный в корне слова»?

  • Я правильно поставил ударение.
  • Я правильно выделил корень.
  • Я правильно подобрал проверочное слово.
  • Я правильно записал данное слово.
  • Я правильно выделил орфограммы в проверяемом и проверочном слове.

– Верно! Помните об этом при работе  на уроке. А теперь давайте немного отдохнем.

 Физминутка СЛАЙД 22

Дети хором произносят слова и выполняют соответствующие движения под музыку:

Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите.
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели – встали, сели – встали
И на месте побежали [2].

– А теперь потянулись к солнышку, чтобы получить от него заряд энергии и бодрости. Молодцы!

6. Реализация проекта, структурирование полученных знаний

– Ребята, посмотрите внимательно на следующее задание от «буквы А». СЛАЙД 23
– Перед вами картина. Сейчас вы будете работать в парах. Ваша задача – найти как можно больше слов с безударной гласной в корне, которые здесь спрятались!
– Итак, проверяем. Кто назовет  найденные слова?  У кого другие слова? (Сделать вывод, какая пара набрала больше слов)
– Молодцы! Давайте запишем несколько слов и выделим  безударный гласный в корне.  Действуем по алгоритму на ваших карточках-помощниках.

Окно, цветы, грибок, трава, дерево, река.

Работа по цепочке. Каждый ребенок оценивает свою работу по 5 критериям (таблица для оценивания на доске) с помощью знаков «+» или «–». (Приложение 2)
Класс подтверждает или отрицает утверждение учащегося с помощью сигнальных карточек со знаками «+» или «–».

7. Первичное закрепление  (работа по группам, можно встать с места и объединиться в команду)

– А теперь давайте немного поиграем.

Игра «Проверь слово» [1]

У нас три команды – три ряда. Один из игроков первой команды произносит слово с безударной гласной. Игрок второй команды должен назвать проверочное слово для данного. Он же задает  следующее слово, а отвечает игрок третьей команды.  И так далее. Команда, которая три раза не сумела придумать за условленное время проверочное слово, считается проигравшей.
Замечательно справились с заданием нашей гости – «буквы А»! Занимаем свои места.

8. Закрепление полученных знаний

– А теперь попробуем справиться с еще одним заданием. Не забывайте, чтобы не сделать ошибок,  необходимо работать по алгоритму. Давайте повторим правила проверки безударной гласной

СЛАЙД 24.

Вставьте в слова пропущенные буквы, выделите орфограммы:

Живёт в л…су л…са. Летит за м…дком пч…ла. Гр…чата пищат в гн…зде. [3]

СЛАЙД 25

(комментированное письмо – 1 человек объясняет написание, остальные записывают предложения)

Оцени свою работу по нашим критериям (задание для ученика, комментировавшего письмо).

– Ребята, будьте внимательны. Вы проверяете работу своего товарища и оцениваете ее с помощью сигнальных карточек.

– А теперь  я проверю ваши память и внимание. Закончите  предложение:

Чтобы проверить безударный гласный в корне слова…

Физминутка («Арам-зам-зам») СЛАЙД 26

– Вы были очень внимательны на уроке. А теперь я предлагаю вам немного потанцевать (танцевальные движения под музыку).

– Молодцы! Весело и дружно танцевали.
– А теперь применяем наши знания на практике.
– Найдите слова с безударной гласной в стихотворении и объясните их написание. (Стихотворение записано на доске, чтение текста хорошо читающим ребенком. Каждый ребенок подчеркивает найденное слово, объясняя орфограмму.)

Кроты, слова, зима, весна –
Одна из гласных не ясна.
Перо, листы, трава, лесок,
Волна, стена, спина, носок,
Дела, лисёнок и трава –
Проверить надо все слова![1]

– Замечательно! Вместе мы нашли все слова. Я рада, что вы правильно объяснили все орфограммы. Давайте еще раз повторим правила проверки безударной гласной в корне слова. СЛАЙД 27
– Сейчас наша гостья предлагает вам испытать свои знания: посмотрите на карточки помощники (Приложение 3).  Прочитайте задание. Выберите для себя задание, с которым вы можете справиться. Постарайтесь выполнить без ошибок.

1 уровень (жёлтая карточка)СЛАЙД 28.

Вставь пропущенные буквы,  подбери проверочные слова, выдели орфограммы (проверка хором).

В…да … ,   м…ря …,   л…сок …,  гл..за … .

2 уровень (голубая карточка) СЛАЙД 29

Проверка заданий, выполненных учащимися (по экрану).

Выпиши слова с безударной гласной в корне, выдели орфограммы:

Ты будь внимателен, мой друг,
В словах есть безударный звук:
Нора, жара, дома, сосна -
Одна из гласных не ясна.
Оса, коса, моря, сова -
Проверить надо все слова! [1]

3 уровень (розовая карточка)

Придумай и запиши по 2 слова с безударными гласными  «О» и «А» в корне, подбери проверочные  слова.

 (1-2  человека называют свои слова). Каждый из отвечающих объясняет написание слов.

9. Итог урока

– Что мы должны  знать при записи слов с безударным гласным в корне?  Как проверить безударный гласный в корне слова? Ребята, какие задания вам показались наиболее трудными? А самыми интересными?

10. Рефлексия

Ребята, посмотрите, перед вами лежат наши замечательные буковки «А». Вы их сейчас раскрасите

зелёным – если все было понятно на уроке,  и вы легко выполнили все задания.
жёлтым  – если необходимо ещё поработать над данной темой.
красным – если вам необходима помощь учителя и одноклассников.

Литература:

  1. О. Е. Жиренко, Л. И. Гайдина, А. В.  Кочергина. Учим русский с увлечением.  1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2010 г.
  2. Дмитриева О. И. Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2006.
  3. Контрольные, проверочные и творческие работы по русскому языку: 2 класс/ Т. В. Игнатьева, Л. И. Тикунова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.
  4. Чулихина Е. А. Письменные буквы русского алфавита. Анимированный плакат.