Цель: уточнить знания детей о школе, закрепить название и назначение учебных принадлежностей; развивать словарь по данной теме; упражнять в составлении сложных предложений по картине; в подборе слов – антонимов, слов – признаков; развивать умение согласовывать числительные с существительными, объяснять смысл пословиц и поговорок, развивать память, мышление, внимание, связную речь, воспитывать положительное отношение к школе и стремление учиться.
Материалы и оборудование: учебные принадлежности (портфель, карандаш, пенал, тетрадь, линейка, ластик, букварь, краски), игрушки, набор цифр от 1 до 10, предметные картинки, колокольчик, картина «Класс», схемы предложений, ребусы, экран, магнитофон.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся в одно место, где вы наверняка еще не были. Но сначала угадайте загадку: «Здание, где учатся дети».
Дети: Школа.
Воспитатель: Мы с вами побываем на первом уроке в школе. Вы хотите туда попасть?
Дети: Да.
Воспитатель: Но прежде чем сесть за парты и начать наш урок, я должна узнать, готовы ли вы к школе, проверить каковы ваши знания о школе. Итак, мы начинаем игру «Мозговой штурм», где вы должны быстро, четко и правильно отвечать на поставленный вопрос.
Игра «Мозговой штурм».
- Ребенок, который учится в школе.
- Занятие в школе.
- Звуковой сигнал, обозначающий перемену в школе.
- Перерыв между уроками.
- В каком месяце дети идут в школу.
- Знак сложения.
- Знак вычитания.
- Чем пишут на доске в школе.
- Кто учит детей в школе.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь я приглашаю вас в класс сесть за парты. (Дети садятся).
Воспитатель: Кто-то где-то сделал парту. Для кого?
Дети: Для меня.
Воспитатель: Начертили где-то карту. Для кого?
Дети: Для меня.
Воспитатель: Там звонок на переменке. Для кого?
Дети: Для меня.
Воспитатель: Там учитель ждет ответа. От кого?
Дети: От меня.
Воспитатель: Ждет дневник пятерок новых. От кого?
Дети: От меня.
Воспитатель:
Значит, нужно нам учиться,
Значит, нужно так трудиться,
Чтобы мы могли гордиться
За кого?
Дети: За меня.
Забегает Лень.
Лень: Гордиться! Учиться! Ой, ха-ха-ха. Не могу, умру со смеху! Ой, не могу. Ха-ха-ха!
Воспитатель: Извините, дама, вы кто и как сюда попали?
Лень:
Я ребята – ваша лень
С вами я хожу, как тень.
Ну, зачем же вам учиться,
Ну, зачем же вам трудиться,
Разным делом заниматься?
Лучше слушать вашу лень
И лежать, лежать весь день.
Воспитатель: Нашим ребятам лень совсем не нужна в школе, и слушать они тебя не станут. Они очень трудолюбивые и хотят в школе учиться только на 4 и 5. Посмотри, как они быстро умеют собирать портфель.
Игра «Собери портфель».
Воспитатель загадывает загадки об учебных принадлежностях, дети отгадывают их и собирают портфель.
-
Новый дом несу в руке
Дверцы дома на замке
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные. (портфель) -
Я с ребятами дружу,
В школу с ними я хожу
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно,… (карандаш) -
Карандаш чтоб не пропал,
Уберем его в … (пенал) -
Чтобы ручками писать,
Приготовьте все … (тетрадь) -
Я люблю прямоту
Я сама прямая
Сделать новую черту
Вам я помогаю. (линейка) -
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал
След за ним был тоже бел
Кто же этот заяц? (ластик) -
От страницы до страницы
Книжку эту мы прочтем,
Потому что очень нужно
Подружиться с … (букварем) -
Рисовать цветы и маски
Детям всем помогут … (краски)
Воспитатель: Портфель наш готов. Много предметов мы взяли с собой в школу. А как мы их назовем, одним словом?
Дети: Учебные принадлежности.
Воспитатель: Расскажите, а для чего они нужны в школе?
Игра «Для чего нужен предмет?»
Дети рассказывают о назначении учебных принадлежностей.
Воспитатель: Почему мы не взяли в школу куклу? кубик? машину?
Дети: Потому что это игрушки, а игрушками играют дома или в детском саду.
Музыкальная разминка.
Игра «Что из чего сделано»
- Карандаш. (Из дерева, он деревянный)
- Тетрадь. (Из бумаги, она бумажная)
- Ластик. (Из резины, он резиновый)
- Рюкзак. (Из ткани, он тканевый)
- Портфель. (Из кожи, он кожаный)
- Ручка. (Из пластмассы, она пластмассовая)
Игра «Назови несколько».
Воспитатель показывает цифру от 1 до 10 и предметную картинку. Дети упражняются в согласовании числительного с существительным.
Игра «Скажи наоборот».
- Белый мел – черная доска
- Светлый день – темная ночь
- Умный ученик – глупый щенок
- Твердый стол – мягкая резинка
- Длинная указка – короткий карандаш
- Трудолюбивый школьник – ленивый кот
Игра «Отгадай ребус».
Воспитатель предлагает детям отгадать по первым звукам в названиях картинок зашифрованное слово. (Ребус на экране)
Музыкальная игра «Ищи-ищи».
Картина «Класс».
Воспитатель предлагает детям придумать предложения по картине, опираясь на ниже приведенные схемы.
«Пословицы и поговорки».
Лень предлагает детям вспомнить пословицы или поговорки о труде и об обучении, объяснить их смысл.
- «Кто хочет много знать, тому мало надо спать»
- «Ученье – свет, а неученье – тьма.»
- «Без труда не выловишь и рыбку из пруда»
- «Кто много знает, с того много и спрашивают»
- «Повторенье – мать ученья»
Игра «Кто какой?»
Воспитатель: Наш первый урок в школе подходит к концу. Вы сегодня хорошо занимались, как настоящие ученики, школьники. Как вы думаете, какими должны быть школьники?
Дети: Любознательными, трудолюбивыми, аккуратными, культурными, прилежными, общительными, воспитанными, отзывчивыми.
Воспитатель: Я думаю, что все эти качества вы проявите, и покажите в школе. А какой должен быть учитель?
Дети: Строгий, талантливый, любящий детей, требовательный, интеллигентный, культурный, порядочный, ответственный, отзывчивый.
Воспитатель:
Быстро летние дни пролетят
Скоро будете в школе учиться,
Все, чему научил детский сад,
В школьной жизни вам пригодиться
Лень:
Вы умеете считать, рисовать,
И уменье дружить много значит,
Будете вы на «пятерки» все знать
И с успехом решать все задачи.
Песня «Чему учат в школе».
Воспитатель: Чему научатся наши будущие школьники в школе, наши гости узнают, услышав песню «Чему учат в школе».
Литература:
- Ельцова О.М., Горбачевская Н.Н., Терехова А.Н. Организация полноценной речевой деятельности в детском саду.- СПб.: Издательство «Детство-Пресс», 2005.
- Фалькович Т.А., Барылкина Л.П. Сценарии занятий по культурно-нравственному воспитанию дошкольников: Старшая и подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.
- Быкова Н.М. Игры и упражнения для развития речи. – СПб.: ООО Издательство «Детство-Пресс», 2010.