Цели:
- познакомить с жизнью и творчеством детского писателя Корнея Ивановича Чуковского, обобщить знания о произведениях писателя;
- развивать внимание, память, умение выразительно читать стихотворения, анализировать сказки, развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать эстетические чувства, дисциплинированность, культуру общения.
Ход мероприятия
(группа детей читают стихи)
-
Вот и начнутся каникулы вскоре
Много книг прочитали мы в школе –
Даля, Жуковского, Фета, Толстого,
Бианки, Чарушина, Хармса, Крылова.
Повести, сказки, рассказы, стихи –
Все это сами мы в школе прочли. -
В детстве читать не умели мы сами,
И приставали к папе и маме.
Слушали сказки все дни напролет.
Были те сказки наперечет;
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе. -
Мамы и папы нам рассказали,
Что этих героев давно они знали.
Бабушки в детстве им сказки читали –
От них они этих героев узнали. -
К бабушкам долго мы приставали –
Откуда они эти сказки узнали?
Про Тараканище и Крокодила
Про Айболита и Мойдодыра,
Про Бармалея в сказочном море,
Про телефон и Федорино горе. -
Бабушки вот что нам рассказали -
Сказки они эти в книжках читали.
Книжечки эти писал дед Корней –
Сказочник, критик, поэт, чародей. -
Жалко нам стало деда Корнея -
В детстве своем он не знал Бармалея.
Сколько же в жизни он потерял.
Что этих сказок в детстве не знал.
Про Тараканище и Крокодила,
Про Айболита и Мойдодыра.
Про Бармалея в сказочном море,
Про Телефон и Федорино горе. -
По ним мы учились все понемножку
Тому, чтоб друзьям приходить на подмогу,
Чтобы животных жалеть и любить,
Чтобы не хвастаться и не хитрить,
Чтоб не хлебнуть нам Федорино горе –
Надо порядок поддерживать в доме;
Чтоб не попасть на обед к Бармалею –
Слушаться надо того, кто умнее. -
Хорошие книжки писал дед Корней.
Воспитывал взрослых он и детей.
Будут и внуки наши, и дети
Сказки читать веселые эти.
Ведущий: Итак, дорогие наши гости!
Как, вы уже поняли, речь сегодня пойдет о Корнее Ивановиче Чуковском. О нем с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем. О нем с детства каждый знает. Сначала его произведения читают нам, потом мы читаем своим детям, потом внукам, потом правнукам и т.д. Давайте сегодня вместе вспомним К.И.Чуковского и его замечательные книги.
1 ученик: Корней Иванович всегда был веселым и жизнерадостным человеком. Даже родился он 1 апреля. А Первое апреля, как известно, считается днем шуток, веселья и смеха. Это было 1 апреля 1882 года. Всю его жизнь вокруг него ни на миг не смолка звонкая детская речь. «Милая детская речь. Никогда не устану ей радоваться!» – писал К.И. Чуковский.
2 ученик: Он написал книгу «От 2 до 5» и посвятил ее детям. Вот отрывки из нее
– Когда Ляле было 2,5 года, ее спросил какой-то незнакомец: «Ты хотела бы быть моей дочкой?» Она величаво ответила: «Я мамина и больше никовойная».
А однажды гуляя по взморью, она впервые в жизни увидела вдали пароход и закричала: «Мама, мама, паровоз купается!»
Да, приятно узнавать от детей, что у лысого голова босиком, что от мятных лепешек во рту сквознячок, что муж стрекозы — стрекозел.
Очень забавляли Чуковского детские высказывания:
- Папа, смотри, как твои брюки нахмурились!
- Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
- Жил-был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
- Ну, Нюра, довольно, не плачь!
- Я плачу не тебе, а тете Симе!
Ведущий: Вот здорово! Правда? Не меньшую радость приносят нам стихотворения К.И. Чуковского. Давайте их сейчас вспомним. Маленькие гости помогут нам в этом.
Бебека
Взял барашек
Карандашик,
Взял и написал:
«Я – Бебека,
Я – Мемека,
Я медведя
Забодал!»
Испугалися зверюги,
Разбежалися в испуге.
А лягушка у болотца
Заливается, смеется:
«Вот так молодцы!»
Поросенок
Полосатые котята
Ползают, пищат.
Любит, любит наша Тата
Маленьких котят.
Но всего милее Татеньке
Не котенок полосатенький,
Не утенок
Не цыпленок
А курносый поросенок.
Свинки
Как на пишущей машинке
Две хорошенькие свинки:
Туки-туки-туки-тук!
Туки-туки-туки-тук!
И постукивают,
И похрюкивают:
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк!
Слониха читает
У слона была жена
Матрена Ивановна.
И задумала она
Книжку почитать.
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата», –
Ничего не разобрать!
Федотка
Бедный Федотка-сиротка.
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тетка,
Только папа, да дедушка с бабушкой.
Бутерброд
Как у наших у ворот
За горою
Жил да был бутерброд
С колбасою.
Захотелось ему
Прогуляться,
На траве-мураве
Поваляться.
И сманил он с собой
На прогулку
Краснощекую сдобную
Булку.
Но чайные, чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали:
«Бутерброд,
Сумасброд,
Не ходи из ворот
А пойдешь –
Пропадешь,
Муре в рот попадешь!
Муре в рот,
Муре в рот,
Муре в рот
Попадешь!»
Ведущий: А вы знаете, что К.И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. «Всегда – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди, в приемной зубного врача – я, чтобы не тратилось время попусту, сочинял загадки для детей.
Сейчас мы с вами будем вместе их отгадывать.
-
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое теплое, такое пушистое и золотое.
(яйцо и цыпленок) -
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Рот и зубы) -
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа) -
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова.
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало) -
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошел –
Прямо по морю пошел!
(Пароход) -
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет –
Заплачет она и умрет.
(Сосулька) -
Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне.
(Ковер) -
Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха, Как паутинку, я тяну.
(Иголка)
Ведущий: К.И. Чуковский написал много сказок. Сейчас проверим, хорошо ли вы их знаете?
Попробуйте, угадайте из каких сказок пришли к вам эти гости.
(На доске рисунки героев из сказок К.И. Чуковского)
Ведущий: Хорошо! Но это еще не все. У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял и вы должны найти владельца. Но вы должны назвать не только, кому принадлежала эта вещь, но и прочитать строки из произведения, в котором о ней говорится.
(В мешке телефон, воздушный шарик, мыло, блюдце, калоша, термометр).
Ведущий: А какие еще сказки К.И. Чуковского вы знаете? (Дети называют).
Ведущий: Молодцы, сказки вы знаете. А сейчас мы узнаем об истории создания этих сказок.
1-й ученик: Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы его хоть как-нибудь развлечь, отец стал рассказывать ему сказку. Мальчик неожиданно затих и стал слушать: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил...»
2-й ученик: Однажды Корней Иванович часа 3 лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжелыми и их приходилось поддерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, он на ходу сочинял стихи. Это было «Федорино горе».
3-й ученик: А вот другой случай из жизни Корнея Ивановича. Он рассказал: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в 3 ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Явышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам
А нечистым, трубочистам
Стыд и срам!
4-й ученик: вспоминая Черное море Корней Иванович писал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону, если пойду я ко дну,
Что станется с ними, с больными,
С моими зверями лесными?
(Показывается инсценировка из сказки о добром Айболите).
4-й ученик: Еще много раз мы будем встречаться с произведениями К.И. Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Житкове, с которым он учился в одном классе. И всегда Чуковский останется для нас замечательным переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как барон Мюнхаузен, Робинзон-Крузо, Том Сойер, Принц и Нищий, Рикки-Тикки-Тави и др.
5-й ученик: Корней Иванович необыкновенно красиво читал свои произведения. Вот послушайте запись сказки «Чудо-дерево», которую он сам читает. (Учитель включает запись для прослушивания)
Ведущий: Произведения К. Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, радоваться. Без этой способности человек – не человек. Ираклий Андроников писал, что талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый и праздничный. Не расставайтесь с этим писателем всю жизнь!