Цели урока: познакомить учащихся с различными кожными заболеваниями, мерами их предотвращения, гигиеной кожи, дерматологией-разделом медицины.
Оборудование: Мультимедийное пособие “Биология. Анатомия 8 класс”, презентация к уроку “Заболевания кожи”.
Базовые понятия и термины: дерматология, микозы, микроспория, псориаз, витилиго, склеродермия, меланома, дерматит.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний и мотивация
1. Вопросы к учащимся
- Строение кожи (работа учащегося с интерактивной доской)
- Функции кожи
2. Индивидуальная работа по карточкам. Тест. Выбрать правильный ответ один из четырех.
1. Какова площадь кожи взрослого человека, в м2:
- До 0,5
- 0,5-1,0
- 1,0-1,5
- 1,5-2,0
2. Где находятся рецепторы кожи?
- Подкожная жировая клетчатка
- Собственно кожа (дерма)
- Эпидермальном слое кожи
- Все верно
3. Какой витамин синтезируется в организме человека:
- А
- В
- D
- C
4. Кровеносные сосуды отсутствуют в:
- Подкожной жировой клетчатке
- Ростовом слое эпидермиса
- Дерме
- Эпидермисе и подкожной жировой клетчатке
5. Функции кожи:
- Газообмен и выделение
- Запасающая и рецепторная
- Терморегуляция и защита
- Все верно
III. Изучение новой темы
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
– Какие известны вам кожные заболевания? (Ответы учащихся).
2. Рассказ учителя
Причины кожных болезней чрезвычайно разнообразны и сложны.
Кожа постоянно подвергается внешним воздействиям, в том числе инфекционным (бактерии, вирусы, простейшие, грибы и т.д.), что может вызвать в ней аномальные изменения.
Дерматология – раздел медицины, занимающийся лечением кожных болезней. Кожа теснейшим образом связана с внутренними органами и поэтому их заболевание тоже может послужить причиной атологического процесса. В развитие кожного поражения исключительно важны индивидуальное предрасположение, степень сопротивляемости организма, а также социальные факторы – условия труда и быта.
Примерами непосредственного воздействия заболеваний внутренних органов на состояния кожи является ее побледнение при анемии, пожелтение при гепатите. На коже отражаются различные нарушения обмена веществ: сахарный диабет (фурункулез, кожный зуд), витаминная недостаточность (изменение цвета).
Прослеживается связь кожных высыпаний с нарушением функции желез внутренней секреции: микседема; у лиц с заболеваниями щитовидной железы, появление угрей в период полового созревания. Разнообразные кожные сыпи нередко возникают у больных с нарушениями в системе кроветворения – лейкозы.
Хронические тонзиллиты, гаймориты, кариозные зубы способствуют развитию крапивницы, псориаза, красной волчанки и других дерматозов. Бывают также врожденные заболевания кожи, которые возникают либо в результате внутриутробного проникновения инфекции (врожденный сифилис), либо генетически (наследственно) обусловлены.
Также вызываются заболевания кожи бактериями – стафилококками, стрептококками. Наиболее известные болезни – фолликулит – гнойничковые заболевания кожи, фурункулы, карбункулы, последние могут привести к тяжелым осложнениям, заражению крови.
Заразные болезни кожи вызываются болезнетворными грибками. Они также поражают ногти и волосы.
Вопрос к классу.
- Известны ли вам грибковые заболевания? (предполагаемый ответ учащихся).
Наиболее часто встречаются – стригущий лишай, парша, трихофития, микозы. Надо отметить паразитного возбудителя кожной болезни чесотки – чесоточного клеща. Оплодотворенная самка прогрызает поверхностный слой кожи и откладывает в ней яйца. Размножается клещ с невероятной быстротой. Прогрызая ходы в коже больного, самка чесоточного клеща вызывает мучительный зуд. Заразиться можно через контакт с чесоточным больным, а также личные вещи больного (головные уборы, расчески).
- Почему иногда классы в школе закрывают на карантин? (учащиеся отвечают).
3. Просмотр презентации “Кожные болезни” с комментариями учителя.
Беседа с учащимися.
- Что необходимо делать, чтобы сохранить кожные покровы в чистоте, предотвратить кожные заболевания? (учащиеся отвечают)
IV. Закрепление знаний
- С какими заболеваниями кожи вы познакомились?
- Какая среда отрицательно влияет на развитие микроорганизмов?
- Перечислите меры профилактики кожных болезней.
V. Домашнее задание: параграф 42 учебник А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш.