Занятие нацелено на усвоение технических приемов работы с красками. В процессе экспериментирования осуществляется переход от игровой к научной форме понимания цвета и его насыщенности в зависимости от освещенности предмета. Занятие способствует интеллектуальному и эмоциональному росту детей, формированию творческого мышления.
Программное содержание:
- помочь понять опытным путем зависимость изменения тона цвета от освещенности предмета;
- формировать умение изображать тень, падающую от елочки в солнечный день;
- учить понимать состояние и настроение природы,
- закреплять умение самостоятельно подбирать и смешивать краски;
- развивать творческое воображение, внимание.
Оборудование: красный цилиндр, настольная лампа, фланелеграф, 3-4 полоски тоновой растяжки красного цвета, конверт с письмом, стенд для рисунков, краски “гуашь”, кисти №1, №3, тонированная бумага голубого цвета.
Ход занятия
Воспитатель обращает внимание на предмет, стоящий на столе. Спрашивает у детей, какой он формы, цвета? (ответы детей: это цилиндр красного цвета).
- Что находится возле цилиндра? (настольная лампа).
- Как только я нажму на кнопочку включения, по проводу пойдет электрический ток и от его энергии вспыхнет свет в лампе. Давайте проверим, так ли это. Получилось!
- Дети, лампа это источник света. Направим этот свет на наш красный цилиндр. Что вы заметили? Изменилась ли форма предмета? Может, наш цилиндр превратился в конус или в шар? (нет, форма осталась прежней).
- А изменился ли его цвет? (дети высказывают свои предположения: цвет такой же красный, но освещенная сторона стала светлой, почти белой, а неосвещенная сторона – темно-красной).
- Давайте с помощью трех-четырех полосок (тоновой растяжки) обозначим цвет нашего цилиндра под воздействием на него света. Какой вывод можно сделать?
Вывод: при направленном луче света на предмет, изменится тон его цвета. Чем ближе к источнику света, тем светлее и, наоборот, чем дальше, тем темнее.
- Скажите, что появилось за цилиндром при направленном на него свете? (появилась его тень).
- С какой стороны находится источник света? (с левой стороны). А где при этом располагается тень? (с правой стороны). Попробуем подвинуть лампу и осветить теперь правую сторону. Заметили изменения? Что произошло? (тень тоже передвинулась и оказалась слева от цилиндра).
Вывод: тень всегда располагается против источника света.
Скажите, существует ли еще какой-либо источник света в природе? (это солнце).
Физминутка:
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Стали дети просыпаться
И зарядкой заниматься!
Воспитатель.
А теперь пойдем мы в лес,
Полон сказок и чудес!
Раз, два, три –
Двери в сказку отопри!
(дети садятся за столы).
Воспитатель. Посмотрите, кто-то оставил на ветке дерева письмо. Читает:
“Дорогие друзья, гости и путешественники. Злая колдунья окутала наш сказочный лес серой скукой, зеленой тоской и синей печалью. Помогите оживить наши лесные полянки и поселить в них радость и доброту.
Птицы и звери сказочного леса”.
Воспитатель. Дети, эти лесные полянки прямо перед вами. Они, действительно выглядят скучными и холодными. Давайте поможем лесным жителям! Раз этот лес сказочный, я буду рассказывать одну из его сказок, а вы как волшебники будете воплощать эту сказку в своих рисунках. Согласны? Тогда слушайте и рисуйте!
“На одной сказочной полянке жила-была Ёлочка зеленая, пушистая. Холодно и скучно было в зимнем лесу (рисуют зеленую ель на снегу). Но вот, однажды, выглянуло солнышко и протянуло свои теплые лучики прямо к веткам ели (в верхнем углу листа рисуют солнце). Лучики солнца согрели пушистую хвою, иголочки оттаяли и стали светло-зеленого цвета”.
Вопрос к детям. – Все ли веточки согрело солнышко? (ответ: только со стороны источника света – солнца) .
Дети вливают желтую краску в зелень половины елки со стороны солнца, создавая более теплый оттенок.
Воспитатель продолжает: “Оглянулась елочка на другую сторону, а там как будто подружка появилась. Такая как она, только темненькая”.
Вопрос. Что это? (ответ: это её тень).
“Радуется Ёлочка: “Вот как хорошо, теперь я не одна!”
Дети изображают тень Ёлочки более темным цветом, получившимся при смешивании зеленой (цвет ели), черной (цвет темноты) и синей (цвет неба) красок, в противоположной солнцу стороне.
Воспитатель. Додумайте эту сказку дальше сами и дорисуйте.
Анализ работ. Дети любуются работами, рассказывают о своем замысле продолжения сказочного сюжета. Воспитатель обращает внимание на то, как, благодаря детям, изменилось настроение на лесных полянках (было грустное – стало радостное, жизнеутверждающее).
Лес мы сказочный спасли
Ёлочке мы помогли,
А теперь пора прощаться,
В мир реальный возвращаться!