Цель: изучить особенности строения и жизнедеятельности вирусов, выявить роль вирусов в природе и жизни человека.
Задачи:
- образовательная: рассмотреть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, роль вирусов в природе и жизни человека, сформировать знания о строении и жизнедеятельности вирусов во взаимодействии с клеткой;
- воспитательная: соблюдение гигиенических правил в связи с распространением вирусов во всех средах жизни, меры предупреждения заражения вирусом СПИДа;
- развивающая: формировать умения и навыки самостоятельной работы с учебником, дополнительной литературой, умение выделять главное, сравнивать, анализировать.
Требования:
- давать определения: вирусы, вирусология, капсид, внутриклеточный паразитизм;
- описывать проявления специфичности действия вирусов;
- выделять особенности строения и жизнедеятельности бактериофагов;
- характеризовать механизм синтеза вирусных белков и их упаковку;
- осуществлять самостоятельный поиск биологической информации о жизненном цикле вируса на основе анализа содержания рисунка учебника;
- обосновывать пути предотвращения вирусных заболеваний;
- прогнозировать трудности и опасности профессии вирусолога.
Оборудование: таблица «Строение вирусов», компьютер, презентация по теме «Вирусы».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний и постановка проблемы.
Задание 1. Прочитайте эпиграф к уроку и выясните, о чем идет речь?
«В живой клетке он (вирус) ведёт себя как живое существо, а вне клетки мёртв как камень. Из чего очевидно, что нельзя провести чёткой границы между живым и мёртвым»
Уэнделл Мередит Стэнли. Вирусы и природа жизни
(Учащиеся формулируют тему и проблему урока и записывают их в тетрадь)
Проблема урока: почему вирус проявляет признаки живого существа только в живой клетке?
III. Открытие нового знания
Задание 2. Используя текст параграфа 5.6. выясните историю открытия вирусов и возникновения науки вирусологии. С помощью учителя ученики определяют систематическое положение вирусов. Какими принципами классификации вы руководствовались? Наличие клеточного строения.
Заполнение схемы-кластера в тетр.
Задание 3. Используя текст параграфа 5.6. заполните кластер: Химический состав и строение вирусов.
Задание 4. Прочитайте статью учебника «Взаимодействие вируса с клеткой» и ответьте на три основных вопроса:
– Что говориться в тексте о механизме проникновения вируса в клетку?
– В чем заключается сущность инфекционного процесса?
– Что говориться в тексте о механизме выхода вирусных частиц из клетки?
Задание 5. Вместе с классом заполнение схемы:
Задание 6. Сделайте вывод по проблеме урока, используя схему. (прием – тезирование)
Вывод: вирус проявляет признаки жизни только в живой клетке так как, не способен к самостоятельному обмену веществ, следовательно, вирусы являются неклеточной формой жизни.
IV. Первичное закрепление.
Задание 7. Заполните таблицу (прием «Бортовой журнал»)
Известная информация | Новая информация |
Вывод:
Задание 8. Выясните какое значение имеют вирусы в природе и жизни человека?
Работа в группах: используя дополнительную литературу (необходимая подборка литературы на столах), интернет - ресурсы составьте мини – проекты по темам:
- Вирусные болезни человека: оспа, грипп, гепатит, бешенство, полиомиелит.
- СПИД.
- Бактериофаги.
- Меры профилактики вирусных заболеваний.
Вывод: вирусы вызывают тяжелые заболевания человека.
V. Закрепление.
Работа в группах: составьте синквейн по теме «Вирусы».
Продолжите фразу по очереди «Сегодня на уроке я узнал, что ...»
Домашнее задание: параграф 5.6, вопросы 1 – 6, составить кроссворд по теме «Вирусы».
Использованная литература:
- Захаров В.Б. и др. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. Учеб. заведений – М.: Дрофа, 1999.
- Общая биология: Учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 1997.
- Деятельностный подход в обучении естественнонаучным дисциплинам ОАУ ДПО Липецкий институт развития образования, 2011.