Эколого-краеведческое занятие "Животный мир Уссурийской тайги"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание. Продолжать знакомить детей с животным миром Уссурийской тайги, отметить особенности некоторых из ее обитателей. Использовать в речи детей слова-признаки животных. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

Предварительная работа. Рассматривание картин и открыток из серии «Обитатели Уссурийской тайги»; беседы о диких и домашних животных; разучивание стихотворений, загадок, песен; чтение произведений об обитателях тайги.

Пособия. Мягкие игрушки животных (тигр, белогрудый и бурый медведи, заяц, еж); панорама с изображением животного и растительного мира Уссурийской тайги; шапочки с изображением ежа, тигра, зайца, белогрудого и бурого медведей, пятнистого оленя.

Под музыку дети входят в зал.

Воспитатель. Ребята, я приглашаю Вас и наших гостей совершить путешествие по Уссурийской тайге.

- А что такое тайга? (Самый большой лес на земле).

- А какое сейчас время года? (Осень).

Воспитатель. Осенью природа увядает и готовится к зиме. Но и с закрытыми глазами можно узнать много интересного.

(Предложить детям закрыть глаза, дать потрогать мягкую игрушку – зайчика, загадать загадку:

«Его обижают и звери и птицы,
Он каждого кустика в поле боится.
Зимою под елкой он так замерзает,
Что летом шубейку свою не снимает». (Заяц).

Правильно Вы отгадали мою загадку, вот он наш зайчик.

(Дети рассматривают зайчика).

Воспитатель. Ребята, скажите какого цвета у зайчика шубка зимой? (Белого).

Правильно, но не всем зайцам достается такой наряд. Живет на юге Приморского края маньчжурский заяц. (Педагог уточняет, какой заяц живет в Уссурийской тайге, звучат хоровые и индивидуальные ответы ребят). Зимой и летом шубка у этого зайца сероватого цвета. Поэтому и держится он у склонов гор и скал. Домом ему служат пустоты под крупными пнями, и даже дупла деревьев.

Звучит музыка, и дети продолжают прогулку по Уссурийской тайге.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что я нашла? (Шишки). В этих шишках орехи поспевают.Эти орехи очень вкусны и полезны. А сейчас я Вам загадаю загадку про того, кто любит лакомиться орехами.

«Летом бродит у дороги,
Между сосен и берез.
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос». (Медведь)..

- Ой, ребята, а кто это полез на кедр за шишками? (Сюрпризный момент на развитие воображения).

- А вот на лесной тропинке нас встречают еще медведи. Посмотрите внимательно и скажите, чем эти медведи отличаются? (Цветом).

- Посмотрите на этого медведя и скажите, как он называется? (Белогрудый).

- А почему его так называют?. (У него грудка белая).

Ребенок читает стихотворение Е. Новожиловой «Медведь».

Воспитатель. Ребята, а этот медведь как называется? (Бурый медведь).

- А чем питаются медведи? (Орехами, ягодами, рыбой, медом).

- С виду бурый медведь неуклюж, хотя в действительности очень подвижный и ловкий. Может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья, плавать. Ходит он по лесу осторожно и почти бесшумно.

- А что зимой медведи делают? ( Спят в берлоге). Как вы думаете, почему?

(Нет ягод, шишки опали, река замерзла, и нет рыбы).

-Спят медведи четыре месяца и в берлоге у медведицы рождаются медвежата. А спят они очень чутко и все слышат. Но пока еще наши медведи не завалились спать в берлогу, давайте с ними поиграем.

Проводится подвижная игра

«Как-то мы в лесу гуляли
И медведя увидали.
Мишка, мишенька , вставай,
И детишек догоняй»

сначала с бурым, а потом с белогрудым медведем.

Воспитатель. Ой, устали, мы можем присесть на полянку и отдохнуть, давайте закроем глазки, а ушки навострим. У меня для Вас сюрприз.

(Дети протягивают ручку, воспитатель дает потрогать ежика, сделанного своими руками, он колется, и ребята на ощупь определяют кто это). (Это Еж).

Воспитатель. Кто-то к нам идет. (Выходит ребенок в костюме ежа, поет песню «Ежик»). Вот и еще одного обитателя Уссурийской тайги мы встретили в своем путешествии. Послушаем ежика, что интересного он расскажет о себе.

Ежик. В укромном местечке я собираю подстилку из листьев деревьев или мха, сворачиваюсь в клубок и сплю до тепла. Питаюсь я насекомыми, жабами, змеями, мышами. А еще я люблю орехи, грибы, ягоды.

Воспитатель. А сейчас мы все вместе отдохнем на полянке и посмотрим теневой театр.

Теневой театр.

- «Жила в лесу семья ежей. Папа – еж, мама – ежиха и маленький ежонок. Летом они гуляли по лесу, собирали грибы и ягоды, ловили пауков, жуков, мышей. А осенью искали себе норку, собирали подстилку из листьев деревьев и мха, сворачивались в клубок и спали до тепла».

Воспитатель. Ребята, мы с Вами отдохнули, и давайте отправимся путешествовать дальше по Уссурийской тайге.

- Посмотрите, ребята, кто это прячется за деревом? (Уссурийский тигр).

- Ребята, скажите, а почему мы называем тигра хищником? (Питается другими животными).

Дети рассматривают большую мягкую игрушку Уссурийского тигра и слушают рассказ воспитателя.

- Тигр красивый, ловкий зверь, умеет хорошо плавать. У него густая шерсть, которая зимой защищает от морозов. Тигр похож на домашнюю кошку, подобно ей он умывается, облизывая лапу, чистит когти, царапая ими по стволам деревьев. Временами тигр мяукает, но чаще издает гортанные звуки.

Дети продолжают прогулку по Уссурийской тайге.

Воспитатель. А что это за красивые животные пришли на водопой к реке? (Пятнистые олени).

- А почему их так называют? (На спине у оленя расположены белые пятна).

- Пятнистые олени живут стадами. Очень нравятся им дубовые насаждения, где они охотно кормятся желудями, добывая их зимой из-под снега. Летом пятнистые олени едят различные травы, листья деревьев и кустарников. Весной, когда они ослаблены и на могут быстро бегать, на них часто нападают волки. А на маленьких оленят нападают тигры и медведи.

Воспитатель. Как много животных мы встретили в нашем путешествии.

Давайте, ребята, вспомним, кого мы встретили? (Дети перечисляют животных).

(Предложить детям выбрать шапочки животных).

Дети под музыку изображают движения и повадки зайца маньчжурского, белогрудого и белого медведей, ежа, Уссурийского тигра, пятнистого оленя.

Воспитатель. Молодцы, ребята!

А за то, что вы так хорошо знаете животных Уссурийской тайги, они Вам тоже приготовили подарок. Дарят Вам корзину с шишками, чтобы Вы с ними выполняли упражнения на зарядке и на занятиях. Пойдемте в группу и поиграем с шишками.

(Дети уходят в группу).