В последнее время одним из приоритетных направлений в деятельности администрации любого образовательного учреждения является работа, направленная на формирование современного профессионального педагогического и управленческого корпуса, адекватного инновационным запросам общества. Идеи «взращивания» профессионально компетентных кадров нашли отражение в стратегических документах Российского Правительства: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года и др. Понятно, что без планово-прогностической работы в этом направлении сложно решить поставленные задачи и добиться положительного эффекта. В МОУ ДОД «Центр детского творчества» г.Надыма работа по формированию управленческого резерва и работе с лицами, зачисленными в резерв, осуществляется в соответствии с Положением, в котором регламентирован порядок формирования, формы и методы работы с управленческим резервом.
Положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва МОУ ДОД «Центр детского творчества»
1. Общие положения
1.1. Положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва МОУ ДОД «Центр детского творчества» (далее – Положение), разработано в соответствии с Законом «Об образовании», Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, окружной долгосрочной целевой программой «Развитие системы образования Ямало-Ненецкого автономного округа на 2011-2015 годы», муниципальной долгосрочной целевой программой «Основные направления развития системы образования Надымского района на период 2011-2015 гг.», а также нормативно-правовой базой МОУ ДОД «Центр детского творчества» (далее – Центр), определяющей приоритетные направления формирования и развития профессиональных компетенций педагогических работников.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок формирования управленческого резерва (далее – резерв) и порядок работы с лицами, включенными в резерв Центра.
1.3. Резерв Центра представляет собой перечень лиц, соответствующих или способных соответствовать в результате дополнительной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам, занимающим управленческие должности.
1.4. Формирование резерва Центра осуществляется в следующих целях:
- совершенствование деятельности администрации Центра по подбору работников для замещения руководящих должностей Центра;
- улучшение качественного состава управленческого корпуса Центра.
1.5. Работа с резервом проводится в целях:
- повышения уровня мотивации лиц, зачисленных в состав резерва Центра, к профессионально-личностному росту и улучшения результатов их профессиональной деятельности;
- повышения уровня профессиональной подготовки членов резерва;
- сокращения периода адаптации лиц, зачисленных в состав резерва, при вступлении в должность.
1.6. Принципы формирования резерва:
- объективность (оценка профессиональных и личностных качеств и результатов профессиональной деятельности кандидатов для зачисления в резерв осуществляется на основе объективных критериев оценки);
- уровень профессиональной подготовки;
- личные способности;
- результаты профессиональной деятельности;
- добровольность включения в резерв;
- гласность и коллегиальность в формировании и работе с резервом.
1.7. Работа с лицами, включенными в состав резерва, осуществляется на планово-прогностической основе.
1.8. Организационно-методическую функцию по формированию и работе с резервом осуществляет заместитель директора, курирующий данное направление, контрольную функцию осуществляет директор Центра.
2. Порядок формирования и работы с резервом.
2.1. Резерв формируется из числа педагогических работников Центра, проявляющих управленческие способности и обладающих необходимыми деловыми и личностными качествами, способных к экспертно-аналитической и прогностической деятельности, показавших высокие результаты в профессиональной деятельности, с учетом результатов диагностических исследований (психологические тренинги, тестирование), а также получающих (или имеющих) высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» или дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики.
2.2. План работы с резервом разрабатывается администрацией Центра на каждый учебный год и утверждается директором Центра.
2.3. План работы по подготовке резерва включает в себя конкретные мероприятия, обеспечивающие приобретение и развитие лицом, зачисленным в резерв, необходимых менеджерских компетенций, более глубокое освоение им характера будущей работы, выработку организаторских навыков руководства.
2.4. Лица, включенные в резерв, могут быть привлечены к работе в составе творческой группы по разработке стратегических документов Центра (программа развития, образовательная программа, проекты), нормативно-правовой базы, а также принимать участие в совещаниях, в организации и проведении различных мероприятий: педагогический и методический советы, круглые столы, мастер-классы, педагогические чтения, конференции и т.п.
2.5. В список лиц, зачисленных в состав резерва, по необходимости вносятся коррективы в соответствии с результатами планово-прогностической деятельности администрации по работе с резервом и с учетом ротации кадров.
2.6. На лиц, включенных в резерв, составляется индивидуальная карта карьерного роста с указанием ФИО педагогического работника, уровня образования, занимаемой должности и должности, на которую претендует, квалификационной категории, сведений о курсах повышения квалификации и профессиональной переподготовке, рекомендаций по результатам диагностических исследований (психологических тренингов, тестирования) и темы, по которой педагогический работник осуществляет самообразовательную деятельность.
2.7. За работником, включенным в резерв, может быть закреплен коуч из числа административных работников Центра.
3. Формы и методы работы с резервом.
3.1. Работа с резервом осуществляется на основе интерактивного взаимодействия с использованием практико-ориентированных форм и методов, направленных на повышение уровня профессионализма, формирование и развитие управленческих компетенций:
3.1.1. Организационные формы работы:
- управленческий консалтинг,
- управленческий коучинг,
- ролевые и деловые игры,
- ролевое моделирование,
- психологическое обследование,
- практико-ориентированные семинары,
- тренинги,
- брейнсторминг,
- круглый стол,
- КПК;
3.1.2. Дидактические формы работы:
- анкетирование,
- тестирование,
- решение проблемно-ситуационных задач и разработка управленческих решений,
- разработка нормативно-правовой базы и документов стратегического характера,
- делегирование полномочий и исполнение обязанностей руководителя,
- -экспертно-аналитическая деятельность (подготовка отчета о результатах самообследования ОУ, мониторинговые исследования, диагностические процедуры, экспертиза и т.п.).
3.2. Структурные подразделения Центра, обеспечивающие формирование и развитие управленческих компетенций:
- Педагогический совет;
- Методический совет;
- Экспертная группа при методическом совете;
- Методические объединения педагогов (по направлениям деятельности);
- Временные творческие (мобильные) группы;
- Школа начинающего педагога;
- Школа методиста.
3.3. В целях совершенствования знаний по образовательному менеджменту работники Центра, включенные в состав резерва, осуществляют индивидуальную самообразовательную деятельность по теме, согласованной с заместителем директора, курирующим данное направление.
4. Документация и отчетность.
4.1. Положение о формировании управленческого резерва и работе с лицами, включенными в состав резерва МОУ ДОД «Центр детского творчества».
4.2. План работы на учебный год с лицами, включенными в состав резерва.
4.3. Индивидуальная карта карьерного роста на работника, зачисленного в резерв.
4.4. Ежегодный отчет по работе администрации Центра с работниками, зачисленными в резерв управленческих кадров.
План работы с резервом управленческих кадров МОУ ДОД «Центр детского творчества» на 2012/2013 уч. г.
№ п/п | Название и форма мероприятия | Сроки проведения | Результат/ Формируемые компетенции |
Ответственные |
1. | Корректировка списка управленческих кадров. Работа с индивидуальными картами карьерного роста резервистов. |
До 01.09.2012 | Список | Директор Заместитель директора по УВР |
2 | Планирование работы с управленческим резервом. Утверждение плана работы. | До 10.09.2012 | План работы с резервом | Заместитель директора по УВР |
3 | Психологическое тестирование | Сентябрь, 2012г. | Оценка управленческой компетентности. Карта личности. | Заместитель директора по УВР, педагог-психолог |
4 | Стратегическая сессия «Поиск будущего» | Ноябрь-декабрь 2012г. | Навыки стратегического планирования (SWOT- и PEST-анализы), декомпозиция целей. Разработка программы развития ОУ | Директор, заместитель директора по УВР |
5 | Коуч-тренинг «Повышение управленческой эффективности» | Февраль, 2013г. |
Разработка профиля компетентностей руководителя. Навыки эффективного делегирования полномочий. Управление временем (матрица Эйзенхауера). | Педагог-психолог, заведующий отделом методической работы |
6 | Тренинг «Самопрезентация» | Март 2013г. |
Овладение инструментами внутренней и внешней коммуникации | Педагог-психолог, заведующий отделом методической работы |
7 | Управленческий консалтинг | в течение года | Развитие и совершенствование управленческих компетенций | Директор, заместитель директора по УВР |
8 | Управленческий коучинг | в течение года | Развитие и совершенствование управленческих компетенций | Директор, заместитель директора по УВР |
9 | КПК | в течение года | Заместитель директора по УВР | |
10 | Организация участия в ПС, МС | по годовому плану | Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций | Заместитель директора по УВР |
11 | Школа профессионального роста | по плану Школы | Формирование и развитие профессиональных и коммуникативных компетенций | Заведующий отделом методической работы |
12 | Разработка нормативно-правовой базы (локальные акты, положения) и документов стратегического характера (Программа развития) | в течение года | Развитие и совершенствование управленческих компетенций |
Директор, заместитель директора по УВР |
13 | Экспертно-аналитическая деятельность: - мониторинг; - внутренний контроль - экспертиза учебно-методической, программной документации (в составе экспертной группы при МС) |
октябрь, декабрь 2012г., май 2013г. по плану контроля по плану работу МС |
Заместитель директора по УВР | |
14 | Подготовка отчета о работе с управленческим резервом по итогам года. | До 30.05.2013 | Отчет о работе с управленческим резервом | Заместитель директора по УВР |