Цель урока: рассмотреть основные виды ресурсов Мирового океана и дать им оценку.
Задачи:
- сформировать представление о размещении ресурсов в Мировом океане
- формировать экологическое мышление обучающихся в связи с антропогенными загрязнениями Океана
Воспитательныезадачи: развивать умения вести диалог, отстаивать свои взгляды, формировать познавательный интерес учащихся, самостоятельный поиск знаний.
Оборудование:
1. Атласы и учебники, тетради.
2. Компьютер, экран, проектор, 2 презентации
3. Различные материалы, ватман, ножницы,
фломастеры, клей и т.д. для оформления газет
План урока:
1. Главный ресурс – морская вода
2. Минеральные ресурсы
3. Биологические ресурсы
4. Энергетические ресурсы
5. Экологические проблемы Мирового океана (показ
презентации, созданной ученицей + фрагмент видео)
6. Закрепление – рефлексия работа в группах
(создание мини-проектов по теме урока)
ХОД УРОКА
1. Вступительное слово учителя:
Значение Мирового океана для жизни на Земле велико.
Без океана наша планета была бы мертва, как Луна. Мало кто задумывается над этим, а между тем в жизни человека океан играет не только важную, но и, в известной степени, решающую роль. Можно смело сказать, что без океана жизнь на Земле погибла бы. Как вы уже все знаете, жизнь зародилась в воде. Кроме этого у Мирового океана имеются общепланетарные функции: он является мощным регулятором влагооборота и теплового режима Земли, а также циркуляции её атмосферы. Он является поставщиком половины кислорода, примерно 1/6 части белковой пищи человека.
2. Работаем с презентацией к уроку
1. Главный ресурс – морская вода Слайды №4, 5
2. Минеральные ресурсы Мирового океана можно
разделить на две большие группы: вещества,
растворенные в морской воде, и минеральные
ресурсы дна океана.
Слайды №6, 7
Работаем по карте «Размещение минеральных
ресурсов» Слайд №8
Запасы мин. Ресурсов велики, но осваивать их пока
довольно трудно, хотя уже известны первые
пробные попытки извлечения конкреций со дна
океана.
Слайды №9, 10
Вывод: Нефть и газ – основные виды полезных ископаемых, добываемых со дна океана. Использование минеральных ресурсов морской воды способно изменить ситуацию с дифицитом многих химических элементов.
Биологические ресурсы – совокупность животных и растительных организмов, обитающих в водах Мирового океана. Слайды №11, 12,
3. Работаем с картой «Размещение рыбных ресурсов» слайд №13
Вывод: Дальнейшая перспектива использования биологических ресурсов океана связана с переходом от рыболовства к марикультуре.
Марикультура – это искусственное разведение морских организмов.
Энергетические ресурсы связаны с движением его вод. Волны, течения, приливные движения все это может использоваться в качестве источников получения энергии.
Слайд №14
Вывод: Морская энергетика в настоящее время представлена лишь приливными гидроэлектростанциями.
Экологические проблемы
Слайд №15
Каким можно ожидать ближайшее будущее для Мирового океана, для важнейших морей?
В целом для Мирового океана ожидается на ближайшие 20–25 лет рост его загрязнения в 1,5–3 раза. Соответственно этому будет ухудшаться и экологическая ситуация. Концентрации многих токсических веществ могут достигнуть порогового уровня, затем наступит деградация естественной экосистемы. Ожидается, что первичная биологическая продукция океана может понизиться в ряде крупных районов на 20–30 % по сравнению с нынешней.
Последствия, к которым ведёт расточительное, небрежное отношение человечества к Океану, ужасающи. Уничтожение планктона, рыб и других обитателей океанских вод – далеко не всё. Ущерб может быть гораздо большим. Загрязнения способны вызвать весьма существенные изменения всех характеристик, жизненно важных для режима климата и погоды на всей планете. Симптомы таких изменений наблюдаются уже сегодня. Повторяются жестокие засухи и наводнения, появляются разрушительные ураганы, сильнейшие морозы приходят даже в тропики, где их никогда не бывало. Разумеется, пока нельзя даже приблизительно оценить зависимость подобного ущерба от степени загрязненности Мирового океана, однако взаимосвязь, несомненно, существует. Как бы там ни было, охрана океана является одной из глобальных проблем человечества. Мертвый океан – мертвая планета, а значит, и все человечество.
4. Просмотр видеоролика (см. ист. №4)
Учитель: Каков же выход из ситуации и сейчас уже ясен путь, который позволит людям избежать экологического тупика. Наилучшим решением может стать только общемировое осознание того, что необходимо сменить привычки и остановить попадание мусора, различных отходов и загрязнений в Океан. А также – это безотходные и малоотходные технологии, превращение отходов в полезные ресурсы. Но потребуются десятилетия для воплощения идеи в жизнь. В общем, все возвращается к банальной фразе: «Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят»…
5. Рефлексия
Обучающиеся делятся на 4 группы и оформляют газеты с заранее приготовленными материалами, фотографиями, картинками, используют учебник, энциклопедии, справочники и т.д. (время работы 10 минут)
6. Защита газет по 3 минуты на группу.
Учитель: Спасибо всем за работу. Запись д/з. Урок закончен.
Использованные источники:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский
«Экономическая и социальная география Мира» 1
часть Москва «Русское слово», 2010.
2. htth://ru.wikipedia.orq Мировой океан
3. Mirqeoqraffii.ru
4. vanya-ronin.livejounal.com The Magestic Plastic bags (SamLab.ws-лаборатория
софта) – видеоролик