Цели:
- формировать у детей целостное представление об окружающем мире;
- расширять представления о природных красителях, учить детей опытно-исследовательским путем получать краски;
- развивать познавательную активность у детей в процессе экспериментирования и активизировать речевое общение;
- совершенствовать умения и навыки в нетрадиционной изобразительной технике (печать по трафарету);
- развивать зрительное внимание и мелкую моторику;
- показать значимость овощных культур для развития роста и здоровья человека.
Предварительная работа: Подбор стихов, загадок, пословиц, изготовление атрибутов.
Материал: свекольный сок, морковный сок, отвар луковой шелухи, терка, тарелочки, белые лоскуты ткани, бинт, прищепки, гуашь, поролон, трафареты на каждого ребенка.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, отгадайте, загадку:
«Там морковка, там капуста
Там клубничка пахнет вкусно,
И козла туда, друзья, нам никак
Пускать нельзя!» (Огород)
Правильно, дети – это огород. У кого ребята есть огород? Что выращивает ваша семья на огородах? (Ответы детей)
Какие овощи ребята ваши самые любимые? (Ответы детей) А почему Вы их любите? В каком виде их можно есть? Что можно из них приготовить? (Ответы детей)
Больше всего ценит человек овощи, т.к. они помогают ему быть здоровым и бодрым. Овощи богаты витаминами. Морковь улучшает зрение, укрепляет зубы. А про лук говорят: «Лук от семи недуг». Если пожевать лук во рту, не останется ни одного микроба.
Ребята, давайте мы с вами разгадаем кроссворд!
Ребенок:
Дружно выросли на грядке
Огородные загадки.
Поскорее разгадай
Наш веселый урожай.
Воспитатель:
Над землей трава,
Под землей алая голова.
(Свекла)
Сидит Ермошка
На одной ножке,
На нем сто одежек
И все без застежек.
(Капуста)
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок,
На ощупь – очень гладкая
На вкус – как сахар сладкая.
(Морковь)
Я вырос на грядке
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу.
(Лук)
Воспитатель: Молодцы, ребята!
Вот овощи спор завели на столе
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
1 Ребенок:
Про меня рассказ не длинный.
Кто не знает витамины.
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким!
2 Ребенок:
Я – приправа в каждом блюде
Я всегда полезен людям
Угадали? Я ваш друг
Я – простой и вкусный лук!
3 Ребенок:
И живет на грядке свекла
Набирает вкус и цвет
Свеклу надо для борща
И для винегрета
Кушай сам и угощай
Лучше свеклы нету!
Все дети: Чтобы здоровым, сильным быть, надо овощи любить!
Проводится гимнастика для глаз:
Мы морковку в ручку взяли,
С ней немножко поиграли.
Вверх морковку подними,
На нее ты посмотри.
Вниз морковку опусти
Дети берут по морковке и передвигают соответственно тексту, прослеживая движения взглядом.
Только глазками смотри
Вверх и вниз и вправо-влево.
Глазками моргаем
Глазки закрываем.[5]
Дети надевают фартуки и встают каждый за свой стол, где уже расставлены материалы для экспериментирования.
Воспитатель: Оказывается, овощи не только съедобны, полезны и в них много витаминов, но их еще можно использовать как волшебные краски. Давным-давно, когда люди только стали разумными и научились делать ткани, он захотели окрасить их, но чем? И тогда человеку на помощь пришли растения! Сейчас мы с вами попробуем окрасить ткань, пользуясь растительными красками. Современные краски изготавливают из нефти и минералов, а наши краски будут экологически чистыми, натуральными!
Воспитатель: Посмотрите у меня на столе свекла, морковь, луковица. Как вы думаете, из чего я получила краску темно-красного и оранжевого цвета? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, красную краску из свеклы, оранжевую из моркови! А теперь догадайтесь, как я их получила? Ведь овощи твердые, а краски жидкие! (Ответы детей).
Воспитатель: Что можно сделать с морковкой, используя терку? (Показывает детям терку)
Дети: Можно натереть, а затем взять марлю и выдавить сок (с демонстрацией).
Воспитатель: А как я получила коричневую краску? (Предположения детей)
Воспитатель: Для того, чтобы сделать краску из лука, я сняла луковую шелуху с луковицы, положила в кастрюлю и долго кипятила, затем процедила и получила коричневую краску!
Воспитатель: А теперь, вы сможете, как и люди в древние времена, окрасить ткань в разные цвета. Для этого берем лоскуток ткани прищепкой и опускаем в блюдце с растительной краской.
Дети самостоятельно окрашивают ткани.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот какие замечательные краски дает нам природа!
В зал входит поваренок с кастрюлей.
Поваренок: Здравствуйте, ребята! Я сегодня решил сварить борщ, но мои овощи куда-то разбежались! Что же мне делать?
Воспитатель: Ребята, давайте поможем нашему поваренку, у нас ведь есть волшебные краски! Но растительными красками мы рисовать не можем! А какие у нас еще есть краски? (Ответы детей) Акварельные и гуаши!
Воспитатель: Поваренок, ты не переживай, мы тебе сейчас напечатаем овощи, и в этом нам помогут трафареты. Посмотри, как мы это будем делать! Ребята, берем трафарет, набираем краску на губку и быстрыми движениями наносим на лист. (коллективная работа)
Во время работы детей следим за правильной техникой выполнения, советуем, как правильно подобрать цвета.
Поваренок: Спасибо вам, ребята! Теперь наконец-то смогу сварить борщ и всех вас угостить! До свидания!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Что нового Вы сегодня узнали? Что научились делать?
Итог занятия.
Список литературы:
- Дыбина О.В., «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», – М: ТЦ Сфера, 2002.
- Казакова Р.Г., «Занятия по рисованию с дошкольниками», – М: ТЦ Сфера, 2008.
- Картушина М.Ю., «Логоритмические занятия в детском саду», – М: ТЦ Сфера, 2005.
- Комратова Н.Г., «Мир, в котором я живу», – М: ТЦ Сфера, 2005.
- Никольская О., «Волшебные краски», – М: АСТ-ПРЕСС, 1997.
- Сухин И.Т., «800 загадок-100 кроссвордов», – М: Новая школа, 1997.