Цели:
- Обобщить знания детей о снеге как природном явлении.
- Прививать интерес и любовь к природе.
- Учить наблюдать и видеть в явлениях природы физические и математические законы.
- Развивать ручную умелость.
- Учить работать в коллективе.
Ход урока
I. Организационный момент.
II Работаем в группах. Правила работы в группах.
(Выслушиваем друг друга, не перебиваем, оказываем помощь).
Эксперт оценивает работу.
III. Сформулируйте тему урока, отгадав загадки.
-
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает.
(Снег) -
На деревья, на кусты
С неба падают цветы.
Белые, пушистые,
Только не душистые.
(Снежинки)
– Давайте поговорим об этом природном явлении и сделаем снежинку своими руками для украшения класса.
IV. Мы отправляемся в необычное путешествие, для этого необходимо подобрать названия своим командам.
Станция природоведческая - наша первая остановка.
– Вспомните, что знаете о снеге из уроков окружающего мира. (Снег белый, рыхлый, непрозрачный, холодный, тает при нагревании)
– Какие чувства вызывает первый снег у вас? ( Мы радуемся, любуемся)
V. Станция поэтическая – наша вторая остановка.
– Давайте послушаем стихи русских поэтов о снеге.
(Чтение стихов детьми по командам)
Снежинка
Константин Бальмонт
Светло-пушистая,
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит, умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим
Дрожит, взметается,
На нем, лелеющем,
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С его метелями
Крутится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается,
Звезда кристальная.
Лежит пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
– Удивление и восторг вызывают снег и снежинки не только у поэтов, но и у ученых.
VI. Станция математиков и физиков – наша третья остановка.
– Что же удивляет математиков и физиков? Давайте посмотрим на снежинку их глазами. (Рассматриваем образцы снежинок)
(Сложная форма, идеальная симметрия, бесконечное многообразие).
– Какой интересный материал подготовили команды? (Снежинки образуются из микроскопических кристалликов в 10 раз меньше 1 мм, падают и растут в строго определенном порядке.)
Разнообразие форм зависит от соотношения тепла и влаги, но обязательно 6 лучей и симметрия.
– Давайте вспомним, что такое симметрия и где мы с ней уже встречались. (На уроках математики и технологии)
95% состава снежинок – воздух. Поэтому низкая плотность и скорость падения (900 м в час)
Снежинки влияют на скорость вращения Земли. (Зимой снежное покрывало увеличивается на 13500 млрд тонн.)
VII. Решение задач на скорость по группам.
(Приложение 1, 2)
а) Снежинка практически невесома. В 1 грамме – 1000 снежинок. Сколько снежинок в 10 граммах? Сколько граммов весят 50000 снежинок?
б) Снежинка падает со скоростью 900 м за час. Сколько она пролетит за полчаса? За 3 часа?
в) Соедините крайние точки лучей снежинки.
– Какая фигура получилась? ( Шестиугольник с равными сторонами). Чему равен периметр, если одна сторона 2,5мм
VIII. Слово экологам. Станция экологическая – наша четвертая остановка.
( Значение снежного покрова для животных и растений). Предоставляется слово каждой команде. (Снег защищает растения от холода, служит убежищем для животных)
Цвет снега зависит от примесей - частиц копоти, почвы и даже микроорганизмов. Грязная окружающая среда приводит к загрязнению снега.
– Можно ли есть снег?
IX. Презентация.
(Приложение 3)
Люди давно стремились запечатлеть красоту и разнообразие снежинок, но это было очень сложно сделать из - за их хрупкости.
Сложность фотографирования, так как быстро теряют форму и тают. Устройство для фотографирования снежинок под микроскопом. Коллекция снежинок американского фермера, которому первому удалось этого добиться. Виды снежинок. Музей снежинок в Японии.
X. Мастер-класс по изготовлению объемной снежинки
Давайте рассмотрим образцы снежинок и определим, в какой технике они выполнены. (В технике квиллинг, вырезания, оригами, из модулей). (Приложение 4)
Сегодня мы сделаем объемную бумажную снежинку своими руками для украшения класса. Работаем по командам. Вспомните правила работы в команде (Не перебиваем друг друга, внимательно выслушиваем каждого, помогаем. Результат зависит от слаженности работы команды)
(Приложение 5) – план работы над объемной снежинкой
XI. Рефлексия.
Слово экспертам. Награждение снежинками (образцы в презентации) команды, набравшей больше баллов.
Источники информации:
- rukodelie-club.ru/igrushki/250-obemnaya-snezhinka-iz-bumagi.html
- www.o8ode.ru/article/krie/foto_cneginok_krictallov_vody.htm